Метод вербовки в Интернете (E-cruiting)
Постепенно отодвигает на задний план более традиционные методы вербовки, например, газеты. Основная проблема – люди, ищущие работу через интернет, обычно находятся в возрасте до 25-30 лет.
Основные виды сайтов:
· Сайты работодателей;
· Сайты рекрутинговых агентств и других посредников;
· Сайты периодических изданий;
· Общероссийские и локальные бесплатные «работные» сайты;
· Платные ресурсы;
· Порталы для молодых специалистов и выпускников;
· Отраслевые ресурсы;
· Социальные сети.
Прочие методы вербовки
Это распространение объявлений о вакансии в местах концентрации целевой аудитории (раздача листовок у метро даёт неплохие результаты; распространение объявлений рядом с предприятием конкурента).
Выводы
- Существует широкий спектр методов;
- Использование каждого метода имеет как позитивные моменты, так и проблемные;
- Выбор – конкретный в конкретной ситуации.
Выбор метода вербовки
§ Рыночная сила компании на рынке труда;
§ Тип карьерной системы;
§ Требования к работникам;
§ Численность необходимых работников;
§ Срочность;
§ Наличие своих специалистов по привлечению и отбору;
§ Бизнес-стратегия организации.
Тема 6. Отбор
«Никогда человек не бывает так близок к совершенству,
как при заполнении анкеты о приёме на работу»
Вопросы
1) Отбор персонала: понятие и основные задачи;
2) Отборочная воронка и её элементы;
3) Этика отбора персонала
Вопрос 1. Отбор персонала: понятие и основные задачи
Отбор – процесс выбора из группы кандидатов тех, кому организация предложит работу.
Общая схема отбора
1) Сбор информации о кандидате;
2) Создание «портрета» кандидата;
3) Сравнение «портрета» с «идеальным»;
4) Принимается решение.
Подходы к отбору персонала
- Ориентация на вакансию – делаем выбор в пользу тех кандидатов, чьи «портреты» в максимальной степени соответствуют «идеальному»;
- Ориентация на кандидата – мы прощаем кандидату его несоответствие каким-то требованиям или характеристикам, поскольку у него есть определённые качества, о которых мы, возможно, не думали, но которые являются важными для нашей должности.
Требования к информации о кандидатах
- Полнота;
- Объективность;
- Возможность прогноза.
Полностью этим требованиям информация на деле не удовлетворяет.
Вопросы, на которые надо ответить в процессе отбора
1) Может ли кандидат работать? (Образование, дополнительное обучение, физическое состояние, знание, навыки, компетенции).
2) Хочет ли кандидат работать? (Прояснение мотивации кандидата; чего он ждёт; какая работа ему нравится).
3) Управляем ли кандидат?
4) Совместим ли кандидат?
5) Безопасен ли кандидат?
Методы отбора персонала
· Анализ анкеты/резюме;
· Собеседование;
· Тестирование;
· Деловые игры;
· Образцы работы;
· Проверка рекомендаций (справки/запросы);
· Центры оценки;
· Полиграф;
· И т.п.
Вопрос 2. Отборочная воронка и её элементы
Отборочная воронка (порядок следования элементов)
- Анализ резюме/анкеты;
- Телефонное собеседование;
- Тестирование;
- Отборочное собеседование;
- Справки и запросы.
Анализ резюме/анкеты
§ Первичный отбор кандидатов:
o Негативный подход (анализируем резюме для того, чтобы отсечь кандидатов, которые нам не подходят);
o Позитивный подход (отбираем тех кандидатов, с которыми мы будем работать дальше);
§ Подготовка к собеседованию;
§ Пополнение базы данных кандидатов.
Типы резюме кандидатов
- Биография («я, такой-сякой…»). С такими резюме сложно работать.
- Хронологическое резюме. Как правило, в нём нет конкретных обязанностей и заслуг, хотя и есть детальное описание опыта.
- Функциональное резюме. Упор делается на знания, навыки, опыт, заслуги, выдающиеся результаты, в то время как с хронологией могут быть проблемы.
- Комбинированное резюме (хронологическое + функциональное).
Телефонное собеседование
«Если вы не заинтересовали кандидата при первом контакте, вы его не заинтересуете никогда» - правило первого поцелуя.
Как метод отбора телефонное собеседование даёт:
· Установление контакта;
· Уточнение заинтересованности кандидата в получении данной работы (что не нравилось на прежнем месте, как он представляет себе свою будущую работу);
· Уточнение информации из резюме;
· Предварительная оценка отдельных качеств кандидата (вербальные навыки, вежливость, навыки самопрезентации, стрессоустойчивость).
Плюсы телефонного собеседование:
ü Относительно незначительные затраты, короткое по времени;
ü Доступ к большой группе кандидатов;
ü Отбор на определённые должности;
ü Концентрация на содержании – не на личности.
Проблемы телефонного собеседования:
§ Единственный канал получения информации – аудиальный;
§ Малый объём информации;
§ «Доступность» кандидата («Удобно ли Вам сейчас говорить?»);
§ Концентрация на содержании, а не на личности.
Массовый подбор
Предположим, при открытии нового комплекса, центра.
Специфика массового подбора:
§ Большое количество однотипных вакансий;
§ Сжатые сроки;
§ Большой отсев.
Факторы успеха массового отбора:
§ Организация потока кандидатов;
§ Отбор из этого потока будущих сотрудников.
Характеристики потока кандидатов:
§ Интенсивность (количество кандидатов, принявших участие в конкурсе);
§ Качество (доля кандидатов, соответствующих требованиям, которые предъявляет организация).
Критерии эффективности массового подбора:
§ Скорость отбора (количество вакансий, закрываемых на единицу времени);
§ Точность отбора (процент ошибочных решений при принятии на работу);
§ Финансовые затраты;
§ Имидж организации на рынке труда.
Тестирование
Тест – чётко определённое испытание, включающее одинаковое для всех испытуемых задание, с чёткой системой определения успешного или неудачного решения или оценки его результата.
(Кроме личностных тестов)
Плюсы
· Большой конкурс;
· Если цена ошибки при отборе велика, тесты могут помочь;
· Выявляют обязательные качества, которые трудно оценить при помощи других методов.
Типы отборочных тестов
- Интеллектуальные (IQ, внимание, логика);
- Профессиональные;
- Личностные (на выявление черт характера);
Проблемы тестов
- Необходимость подготовки;
- Влияние ситуации (понижает надёжность);
- Проблема адаптации тестов (между странами, городами, субкультурами; изменение времени и среды);
- Нарушение privacy (личного пространства).
Этика тестирования
- Предупредить заранее;
- При отказе при приёме на работу не ссылаться на результаты теста.
Собеседование
«Бриллиант» отборочной воронки.