Проблемы внутренней вербовки
§ Размер организации;
§ Если одна вакансия занимается, то вторая – освобождается;
§ Тип карьерной системы может быть разным: ориентированным на внутренний или внешний рынок труда;
§ Соответствие организационной культуре;
§ Возможность конфликтов по линии сотрудник-сотрудник и сотрудник-руководитель.
Внешняя вербовка
+ Больше выбор кандидатов;
+ Приток «свежей крови»;
– Издержки;
– Более сложный выбор.
Вопрос 2. Методы внешней вербовки персонала
Метод вербовки с помощью личных связей
Вербовка через сотрудников самой организации, знакомых, партнеров по бизнесу (личные связи). Причём, данный метод не является исключительно российской действительностью.
«Тотальный рекрутмент» - широкое привлечение сотрудников самой организации в целях привлечения новых работников.
Вознаграждение внутренний рекрутёров.
Пример 1
Одна из университетских клиник США. Необходимо 200 квалифицированных медсестёр за 4 месяца в условиях острого дефицита на рынке труда. Все агентства отказываются, даже с учётом иммигрантов.
Консалтинговая компания предложила использовать внутренних рекрутёров, чтобы персонал сам искал и заинтересовывал новых сотрудников.
Система вознаграждения подразумевала: большой пляжное полотенце (просто за кандидата), бесплатный проезд туда и обратно в любую точку США (за нанятую медсестру), гран-при давало 5 дней отпуска, $1000, бесплатный проезд для двоих туда и обратно на любой остров в мире, проживание в апартаментах «люкс».
В результате, сестёр нашли гораздо быстрее, переманивая и вербуя используя личные связи.
Пример 2
«Ренессанс-страхование»
За 10 дней нанять на временную работу около 100 агентов в связи с принятием законов по ОСАГО и КАСКО.
Кампания «приведи агента – заработай деньги для себя и для своей компании». Денежная премия в виде отложенного на несколько лет вознаграждения. 70% нанятых агентов привели сотрудников.
Проблемы данного метода
§ Подготовленность «внутренних рекрутёров»: надо знать рынок, потребности организации;
§ Отличить личные отношения от деловых;
§ Проблема промышленного шпионажа;
§ Проблема непотизма (кумовство).
Решение проблемы
1) Подготовка рекрутёров;
2) Конкурсный отбор.
Метод вербовки с помощью посредников
Посредники на рынке труда:
· На некоммерческой основе (либо вообще не взимают плату, либо это не основной источник их доходов);
§ Государственная служба занятости;
§ Центры карьер вузов и аналогичные структуры;
· На коммерческой основе:
§ Агентства по трудоустройству;
§ Рекрутинговые агентства;
§ Агентства Executive Search;
§ Частные рекрутёры (бизнес-тренера и т.п.).
Государственная служба занятости
Бесплатность предоставляемых услуг и широчайшая база данных и по вакансиям и по людям, которые не имеют работу, либо ищут её. Некоторые рекрутинговые агентства использовали эти базы для закрытия крупных проектов.
Проблема заключается в том, что основная задача этой службы – помощь в трудоустройстве лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
Агентства по трудоустройству
Клиент агентства – человек, ищущий работу. Они не осуществляют отбор, а только лишь поверхностный скрининг. Стоимость услуг от 0 до 10% годового заработка – если с работодателя. Могут брать плату и с работника.
Возможно отсутствие договора. Отсутствуют гарантии.
Рекрутинговые агентства
· Работа под заказ;
· Клиент – исключительно работодатель;
· Создание базы вакансий – не их главная задача;
· Зато обладают хорошей базой данных кандидатов, которые регулярно пересматриваются;
· Оперативность;
· Тщательный отбор;
· Институт гарантий: если в течение строго оговоренного срока подобранный сотрудник сам уходит из организации или организация вынуждена его уволить, рекрутинговое агентство бесплатно предоставляет другого сотрудника.
· Принцип off-limits: обязательство рекрутингового агентства не обращаться к сотрудникам компании заказчика с предложением новой работы в течение строго оговоренного периода времени. Чтобы не был перепродажи сотрудников.
Классическая отборочная воронка
В среднем. 15-20 резюме и звонков от кандидатов. Из них примерно 6 интервьюируются в агентстве. 3 кандидата отправляются на интервью у заказчика. 1 получает работу.