Основные «потребители» моделей компетенций
· Крупные организации
· Со сложившейся организационной культурой
· С чётко сформулированной стратегией
· С отлаженными бизнес-процессами
· С сетью региональных филиалов/ТНК
Типичные проблемы при разработке компетенций на примере компетенций преподавателя ВШМ
· Смешение компетентности и компетенций:
o «Наличие высшего образования»;
o «Знание преподаваемого предмета»;
o Владение английским языком.
· Соблюдение дисциплины и требований регламента не является компетенцией:
o Контроль и оценка домашних заданий;
o Проведение экзамена/отчёта;
o Не опаздывает на занятия.
· Результат не является компетенцией, являясь лишь критерием высокой эффективности, а не причиной этого успеха:
o Обладает авторитетом у студентов;
o Имеет высокие рейтинги;
o Имеет публикации в международных журналах.
· Отсутствие поведенческих индикаторов или слишком общие слова, не объясняющие сути конкретной должности.
o Профессионализм;
o Психологическая культура;
o Способность работать в команде.
· Нечёткость формулировки компетенции:
o Соответствующие должности поведенческие черты.
· Нечёткость поведенческих индикаторов:
o Улучшение результатов работы.
· Сложность поведенческих индикаторов:
o Умение успешно преподавать, слушать и помогать студентам. Отсутствие излишнего формализма. Мотивировать студентов к работе и контролировать процесс выполнения работы.
· Пересечение компетенций.
· Дублирование индикаторов
o Владеет навыками презентации;
o Логично и понятно объясняет;
· Отсутствие связи со стратегией ВШМ.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1 (РАБОТА НАД ОШИБКАМИ)
1) Выполнить тренировочное упражнение (prepoddata) – сдавать не надо;
2) Выполнить новый вариант задания: разработать 3 компетенции для предложенных кластеров (эффективная коммуникация, инновационность, преподавательское мастерство) и по 3 индикатора для каждой компетенции (prepoddata);
3) Работу сдать до 13:00 23 октября (четверг).
Тема 4. Планирование персонала
«Один ум хорошо, а два – не положено
по штатному расписанию»
Вопрос 1. Планирование персонала: общая характеристика
Планирование персонала – процесс определения потребности организации в персонале и способов её удовлетворения.
Категории сотрудников
1) Менеджеры (высший, средний и первый уровень);
2) Специалисты;
3) Служащие (не физический труд, но и не специалисты; клерки);
4) Рабочие (синие воротнички);
5) Работники социальной инфраструктуры (столовая, обслуживающий персонал, уборщицы, персонал).
Аргументы в пользу планирования
1) Дефицит на рынке труда (чтобы в нужное время найти людей для ключевых должностей и не только. Ключевая должность – такая должность, адекватное замещение которой жизненно необходимо организации);
2) Разрыв между текущими и необходимыми знаниями и навыками персонала (устаревание знаний);
3) Необходимость повышения эффективности работы текущего персонала.
За 2001-2007 года в России подорожание рабочей силы – 6,2 раза, а рост производительности труда – 1,4 раза (проблема мотивации, плохая организация труда, отказ от трудосберегающих технологий и т.п.).
Задачи планирования
· Предвидение проблем избытка или дефицита персонала, ситуации на рынке труда;
· Обеспечение организации квалифицированным и гибким персоналом;
· Снижение зависимости от внешнего рынка труда;
· Программы по повышению эффективности имеющихся человеческих ресурсов.
Проблемы планирования персонала
1) Недооценка роли и места УП в организационном управлении, неадекватно понимание состояния рынка труда;
2) Планирование персонала – это дополнительная нагрузка на линейных менеджеров и службу УП;
3) Сложность самого планирования человеческого ресурса.
Элементы планирования персонала
1) Планирование внутреннего спроса на персонал (Какое количество и каких сотрудников мы должны иметь в определённом временном периоде для достижения поставленных целей и задач?);
2) Планирование внутреннего предложения персонала (Каким количеством и какими сотрудниками мы будем располагать в рамках определённого временного периода);
3) Анализ рынка труда (Есть ли на рынке труда нужные нам работники? Какими способами мы их должны искать? Что мы должны предлагать этим новым работникам, каков рынок зарплат?);
4) Разработка мер по согласованию внутреннего спроса и внутреннего предложения персонала.
Вопрос 2. Планирование потребности в персонале