Тема 1.6. «Система методов управления»
Метод управления — способ воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей.
Обычно выделяют три группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Экономические методы управления — совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития объекта управления.
Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления. Основу экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда.
Организационно-распорядительные методы — способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти.
Организационно-распорядительные методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей (менеджеров) вышестоящим, дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена управления.
На практике распорядительные методы реализуются в виде: приказов, указаний, поручений и советов.
Недостатки распорядительных методов: ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост; поощряют исполнительность, а не инициативу.
Любая организация выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как социальная среда, трудовой коллектив. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления.
Социально-психологические методы — способы воздействия руководителя на трудовой коллектив, основанные на изучении психологического климата в нем, индивидуальных возможностей каждого работника и использования их для достижения поставленных перед коллективом общих целей.
Психологический климат — это:
1) преобладающее в коллективе настроение, характер взаимоотношений между людьми, их удовлетворенность работой;
2) система морально-этических связей между членами коллектива, возникающих по поводу производственной деятельности, а также внепроизводственных отношений;
3) взаимоотношения между членами коллектива. Содержание социально-психологических методов:
• выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и их учет в процессе управления;
• установление в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
• развитие активности и инициативы членов коллектива;
• формирование, сохранение и развитие традиций и обычаев организации;
• применение различных форм морального поощрения;
• формирование правильного стиля руководства коллективом;
• планирование социального развития коллектива.
С помощью социально-психологических методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей, стимулируя их трудовую деятельность.
Тема 1.7. «Деловое общение»
Не уметь общаться может только физик-теоретик.
Рабочий же день руководителя – состоит из общения.
Деловое общение – это такое взаимодействие людей, которое подчинено определённой задачи (производственной, научной, коммерческой), то есть цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения (в отличие от личностно ориентированного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками). От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и чёткость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом.
Специфическими особенностями делового общения в организации являются:
1. Достаточно жёсткая регламентация целей и мотивов общения способов осуществления контактов между сотрудниками, которая объясняется тем, что за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей.
2. Иерархичность построения организации: между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Лишь 20-25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается.
3. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда, что объясняется объективной противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации.
По характеру и содержанию общение бывает:формальным (деловое) и неформальным(светское, обыденное, бытовое).
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).
К диалогическим видам относятся:
- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
- Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
- Дискуссия;
- Совещание (собрание);
- Пресс-конференция.
- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
- Телефонный разговор, исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
-Когнитивное - обмен знаниями;
-Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
- Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
- Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.