Тема: Мотивация и потребности.
Задание 1.Ответьте на поставленные вопросы.
Мотивация - это ____________________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Мотивы–это __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стимулы – это _________________________________________________________________________
Потребность -это _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Рассмотрите рисунок, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников.
Работник А Мотивация + Способности + | Работник В Мотивация + Способности - |
Работник Б Мотивация - Способности + | Работник Г Мотивация - Способности - |
Ответьте на вопросы:
1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?
2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?
3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Разработать систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний, заполните предложенную таблицу.
Поощрения | Наказания | |||
Форма поощрения | За что поощрять | Форма наказания | За что наказывать | |
Материальное стимулирование | ||||
Социальное стимулирование | ||||
Моральное стимулирование | ||||
Тема. Контроль и его виды.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Из каких этапов состоит процесс контроля в организации? В чём их значение?________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) Перечислите правила контроля. _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Назовите суть метода «Управленческая пятерня» ?___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
г) Какие виды контроля используются в вашей организации ? Укажите типичные ошибки при осуществлении функций контроля.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Руководство, власть, партнерство.
Задание 1. Используя рекомендованную литературу, приведите наиболее удачные, на ваш взгляд, определения следующих понятий.
Власть__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Авторитет_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Дайте письменные ответы.
1. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________
2. Какие источники власти может использовать руководитель ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Какие способы влияния руководителя на подчинённого Вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Задание 3.
Перечислите известные Вам различия между руководителем и лидером.
Руководитель | Лидер |
Назовите основные профессиональные требования, которые предъявляются к руководителю сегодня? ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
В теории менеджмента выделяют три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Заполните таблицу по образцу.
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Способ принятия решения | Единоличный | На основе консультаций с вышестоящим руководством или с учётом мнения групп | |
Способ доведения решения до исполнения | |||
Распределение ответственности | |||
Отношение к инициативе подчиненных |
Задание 5. Решите ситуацию.
Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой и спрашивает, что же ему делать? Ответ руководителя
- автократа?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
-демократа?______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
-либерала? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 6.
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: забота руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специальной «решёткой менеджмента».
Используя рекомендованную литературу, опишите стили руководства, предложенные Р. Блейком и Т. Моунтоном.
Какой стиль исследователи считали наиболее эффективным?
Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?
Чем отличается стили руководства менеджера 5.5 от менеджера 9.9?
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Мутона).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Забота о производстве
Задание 7. Выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите свои варианты действий руководителя.
Ситуация 1.
Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня.
Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
Предложите выход из такой ситуации.
o Перенести разговор на другое время.
o Воспринять, как тренинг переговоров.
o Если возможно, то сделать это письменно.
o После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
o Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
o Ваше предложение: _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Ситуация 2.
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?
o Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
o Овладеть техникой переговоров.
o Больше общаться письменно.
o Ваше предложение: _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Ситуация 3.
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.
o Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
o Несколько раз проверять документы.
o Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
o Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
o Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.
o Ваше предложение: _________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________