Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Менеджмент
Рабочая тетрадь
Студента
по специальности _____________________________________
группа _____________________________
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
________________________________________
Рекомендовано для студентов заочной формы обучения
Преподаватель: Торгашова Т.П.
Рассмотрена и одобрена на заседании отделения «Туризма и гостиничного сервиса»
Протокол № 9 от «24 апреля» 2015 г.
Челябинск 2015 г.
Должность | Фамилия/Подпись | Дата | |||
Разработал | Преподаватель | Торгашова Т.П. | |||
Проверил | Зав. учебно-методическим отделом | Манапова О.Н. | |||
Согласовал | Зам. директора по учебной работе | Калиновская Т.С. | |||
Версия: 01 | Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки. Дата и время распечатки: | Экземпляр № _____ | с. 1 из ___ | ||
ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТ и ХП» | |||||
Учебно-методический отдел | |||||
Учебно-практические материалы | |||||
Методические рекомендации | |||||
ББК 74.57
Ф.И.О преподавателя. Торгашова Тамара Петровна Рабочая тетрадь по менеджменту, для студентов заочной формы обучения.- Издательский центр ЧКИПТиХП, 201__. – ____ с.
Рассмотрен на заседании отделения «Туризма и гостиничного сервиса».
Протокол от «24» апреля 2015 г. № 9
Зав. Отделением _________________ /Агеева И.С./
Рекомендовано к изданию методическим советом ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТ и ХП» Протокол от _________ 201___ г. №___
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающегося в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований стандарта по специальности, программы дисциплины. В тетради даны теоретические вопросы, практические задания, управленческие ситуации. Указан список рекомендуемой литературы.
Версия: 01 | Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки. Дата и время распечатки: __________ | Экземпляр № 01 | с. 2 из ___ |
Введение
Рабочая тетрадь по дисциплине Менеджмент составлена с учетом требований стандарта по специальности, программы дисциплины Менеджмент.
Выписка из рабочей программы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента:
- организацию, планирование,
- мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине. В тетради даны теоретические вопросы, практические задания, управленческие ситуации. В тетради указан список рекомендуемой литературы.
Основные разделы рабочей тетради:
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
3. Цикл менеджмента.
4. Планирование.
5. Система методов управления
6. Мотивация потребностей.
7. Контроль и его виды.
8. Руководство, власть партнерство.
9. Управление конфликтами и стрессами.
10. Коммуникативность, управленческое, деловое общение
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Задание 1.
Как вы понимаете, что такое менеджмент?
Задание 2.
Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого?
Подход | Содержание |
Процессный | |
Системный | |
Ситуационный |
Задание 3. В чём отличие между системным и ситуационным подходами в менеджменте?
Задание 4. Проанализируйте сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента. Заполните недостающие характеристики критериев
Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента
Критерии | ЯПОНИЯ | США |
Характер принятия решений | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | |
Характер ответственности | Индивидуальная ответственность | |
Структура управления | Строго формализованная структура управления | |
Процедура контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Форма контроля | Индивидуальный контроль руководителя | |
Оценка работы и служебный рост | Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | |
Основные качества руководителя | Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | |
Ориентация управления | Ориентация управления на группу | |
Оценка управления | Оценка управления по индивидуальному результату | |
Характер отношений с подчиненными | Личные неформальные отношения с подчиненными | |
Карьера | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей | Подготовка руководителей универсального типа | |
Оплата труда | Оплата по индивидуальным достижениям | |
Найм работников | Долгосрочная занятость работников в фирме |
Тема. Цикл менеджмента.
Задание 1. Перечислите функции менеджмента. Дайте краткую характеристику каждой функции.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 2. В чем заключается взаимосвязь функций управления.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 3. Предложите меры по повышению эффективности реализации функции контроля в организации, которой Вы работаете.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 1.
Ответьте на вопросы:
а) Что такое метод управления?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 2. Выберите из правого столбца соответствующие методы
1. Экономические методы управления это:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Организационно- распорядительные методы управления это: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Социально-психологические методы управления – это: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | - приказ, – экономический анализ, – инструкция, – совет, – заработная плата, – пропаганда и агитация, – убеждение, – самофинансирование, – налогообложение, – личный пример, – распоряжение, – кредитование, – ценообразование, – критика. |
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы.
1. В чем отличие экономических методов управления от административных? _______________
2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Решите управленческие ситуации по выбору оптимального метода управления.
Ситуация 2
Идет дискуссия между руководителями о том, как лучше влиять на подчиненных. Руководители высказывают свое мнение. Мнение руководителя А: «Лучшими стимулами в работе являются приличная зарплата, высокая премия». Мнение руководителя Б: «Я считаю, успеха можно добиться, если всегда есть четкие приказы, распоряжения инструкции».Мнение руководителя В: «Главное – чтобы подчиненные соблюдали дисциплину: не опаздывали на работу, не «продлевали» себе обед, не устраивали перекуров. Дисциплинированный работник не может быть плохим работником». Мнение руководителя Г: «По моему мнению, все зависит от коллектива. Если коллектив сплочен, если все работают хорошо, проявляют инициативу, никому не захочется подводить такой коллектив»
Вопрос
Какой метод предлагает использовать каждый из руководителей для работы с подчиненными?____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Планирование
Задание 1.Назовите основные виды планирования, принципы планирования.
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2. Из каких этапов состоит стратегическое планирование?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задание 3. Составьте миссию организации, в которой Вы работаете.
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тема. Контроль и его виды.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Из каких этапов состоит процесс контроля в организации? В чём их значение?________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) Перечислите правила контроля. _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Назовите суть метода «Управленческая пятерня» ?___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
г) Какие виды контроля используются в вашей организации ? Укажите типичные ошибки при осуществлении функций контроля.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Дайте письменные ответы.
1. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________
2. Какие источники власти может использовать руководитель ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Какие способы влияния руководителя на подчинённого Вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Задание 3.
Перечислите известные Вам различия между руководителем и лидером.
Руководитель | Лидер |
Назовите основные профессиональные требования, которые предъявляются к руководителю сегодня? ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
В теории менеджмента выделяют три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Заполните таблицу по образцу.
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Способ принятия решения | Единоличный | На основе консультаций с вышестоящим руководством или с учётом мнения групп | |
Способ доведения решения до исполнения | |||
Распределение ответственности | |||
Отношение к инициативе подчиненных |
Задание 5. Решите ситуацию.
Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой и спрашивает, что же ему делать? Ответ руководителя
- автократа?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
-демократа?______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
-либерала? ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 6.
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: забота руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специальной «решёткой менеджмента».
Используя рекомендованную литературу, опишите стили руководства, предложенные Р. Блейком и Т. Моунтоном.
Какой стиль исследователи считали наиболее эффективным?
Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?
Чем отличается стили руководства менеджера 5.5 от менеджера 9.9?
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Мутона).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Забота о производстве
Задание 7. Выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите свои варианты действий руководителя.
Ситуация 1.
Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня.
Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
Предложите выход из такой ситуации.
o Перенести разговор на другое время.
o Воспринять, как тренинг переговоров.
o Если возможно, то сделать это письменно.
o После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.
o Не планировать на этот день ничего важного и сложного.
o Ваше предложение: _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Ситуация 2.
Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?
o Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.
o Овладеть техникой переговоров.
o Больше общаться письменно.
o Ваше предложение: _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Ситуация 3.
Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.
o Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.
o Несколько раз проверять документы.
o Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).
o Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.
o Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.
o Ваше предложение: _________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1.
Назовите преграды в межличностных коммуникациях. _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Проверь себя и выбери из правого столбца соответствующие….:
1. Основные моменты эффективного общения – это:………….. 2. Приемы аттракции (достижение расположенности подчиненных) – это:………….. | - терпеливый слушатель, - умение понимать партнера, - «золотые слова», - умение видеть и слышать партнера, - умение грамотно вести себя, - личная жизнь, - имя собственное, - «зеркало отношения». |
Задание 3. Подумай, ответь, опиши:
1. Вы – руководитель коммерческой фирмы. Вам следует организовать и провести совещание по результатам работы фирмы за прошедший год. Разработайте технологию проведения делового совещания. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. На складе вашей организации скопилось большое количество нереализованной продукции. Отдел маркетинга провел исследование рынка и обнаружил в одном из регионов большую потребность в вашей продукции. Составьте план проведения переговоров с представителями торговли по реализации вашей продукции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список рекомендуемой литературы.
Основные источники:
1. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент: учебник. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 283с.
3. Виканский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
4. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 11-e изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
5. Менеджмент: учебно-методический комплекс / Хейфец Т.Н., Гольц Г.А. – Челябинск, 2010. – 110 с.
Дополнительные источники:
6. Букин С.О. Основы менеджмента в вопросах и ответах: Учебное пособие / Букин С.О. – М.: Гардарики, 2006. – 160 с.
7. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – М.: Академия, 2010. – 304 с.
8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2006. – 336 с.
9. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – М.: Академия, 2011. – 176 с.
10. Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: Практикум: учеб. пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 128 с.
11. Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
12. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru.
13. Сайт «Корпоративный менеджмент»: http://www.cfin.ru/
14. Сайт по менеджменту: http://www.klerk.ru.
Рецензия преподавателя: (Ф. И. О. )__________________________________________
Дата «_____»_________________200__ г.
Подпись преподавателя_________________
Менеджмент
Рабочая тетрадь
Студента
по специальности _____________________________________
группа _____________________________
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
________________________________________
Рекомендовано для студентов заочной формы обучения
Преподаватель: Торгашова Т.П.
Рассмотрена и одобрена на заседании отделения «Туризма и гостиничного сервиса»
Протокол № 9 от «24 апреля» 2015 г.
Челябинск 2015 г.
Должность | Фамилия/Подпись | Дата | |||
Разработал | Преподаватель | Торгашова Т.П. | |||
Проверил | Зав. учебно-методическим отделом | Манапова О.Н. | |||
Согласовал | Зам. директора по учебной работе | Калиновская Т.С. | |||
Версия: 01 | Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки. Дата и время распечатки: | Экземпляр № _____ | с. 1 из ___ | ||
ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТ и ХП» | |||||
Учебно-методический отдел | |||||
Учебно-практические материалы | |||||
Методические рекомендации | |||||
ББК 74.57
Ф.И.О преподавателя. Торгашова Тамара Петровна Рабочая тетрадь по менеджменту, для студентов заочной формы обучения.- Издательский центр ЧКИПТиХП, 201__. – ____ с.
Рассмотрен на заседании отделения «Туризма и гостиничного сервиса».
Протокол от «24» апреля 2015 г. № 9
Зав. Отделением _________________ /Агеева И.С./
Рекомендовано к изданию методическим советом ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТ и ХП» Протокол от _________ 201___ г. №___
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающегося в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований стандарта по специальности, программы дисциплины. В тетради даны теоретические вопросы, практические задания, управленческие ситуации. Указан список рекомендуемой литературы.
Версия: 01 | Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки. Дата и время распечатки: __________ | Экземпляр № 01 | с. 2 из ___ |
Введение
Рабочая тетрадь по дисциплине Менеджмент составлена с учетом требований стандарта по специальности, программы дисциплины Менеджмент.
Выписка из рабочей программы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента:
- организацию, планирование,
- мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине. В тетради даны теоретические вопросы, практические задания, управленческие ситуации. В тетради указан список рекомендуемой литературы.
Основные разделы рабочей тетради:
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
3. Цикл менеджмента.
4. Планирование.
5. Система методов управления
6. Мотивация потребностей.
7. Контроль и его виды.
8. Руководство, власть партнерство.
9. Управление конфликтами и стрессами.
10. Коммуникативность, управленческое, деловое общение
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Задание 1.
Как вы понимаете, что такое менеджмент?
Задание 2.
Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого?
Подход | Содержание |
Процессный | |
Системный | |
Ситуационный |
Задание 3. В чём отличие между системным и ситуационным подходами в менеджменте?
Задание 4. Проанализируйте сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента. Заполните недостающие характеристики критериев
Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента
Критерии | ЯПОНИЯ | США |
Характер принятия решений | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | |
Характер ответственности | Индивидуальная ответственность | |
Структура управления | Строго формализованная структура управления | |
Процедура контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Форма контроля | Индивидуальный контроль руководителя | |
Оценка работы и служебный рост | Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | |
Основные качества руководителя | Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | |
Ориентация управления | Ориентация управления на группу | |
Оценка управления | Оценка управления по индивидуальному результату | |
Характер отношений с подчиненными | Личные неформальные отношения с подчиненными | |
Карьера | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей | Подготовка руководителей универсального типа | |
Оплата труда | Оплата по индивидуальным достижениям | |
Найм работников | Долгосрочная занятость работников в фирме |