Перечень основных методов инновационного менеджмента
Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.). Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам относятся научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации.
Методы анализа:
• методы сравнения;
• индексный метод;
• балансовый метод;
• метод элиминирования;
• графический метод;
• функционально-стоимостный анализ;
• факторный анализ;
• SWOT-анализ;
• системный анализ и др.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ - это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем: применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с её ограниченными возможностями.
Системный анализ - комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приёмы анализа:
• сводки и группировки;
• абсолютных и относительных величин;
• средних и средневзвешенных величин;
• динамических рядов;
• сплошных и выборочных наблюдений;
• детализации и обобщения и др.
Методы прогнозирования:
1) нормативный;
2) экспериментальный;
3) параметрический;
4) экстраполяции;
5) индексный;
6) экспертный;
7) экономико-математический и др.
Методы исследования операций (или оптимизации):
1. Методы линейного программирования:
2. • симплексный метод;
3. • двойственная задача;
4. • транспортная задача;
5. • целочисленное программирование и др.
2. Методы нелинейного программирования:
• метод множителей Лагранжа;
• модели выпуклого программирования;
• модели динамического программирования.
3. Специальные модели исследования операций:
• модели сетевого планирования и управления;
• теория массового обслуживания; модели управления запасами.
Методы стратегического маркетинга:
1) прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товара и условий производства;
2) анализ и оценка;
3) моделирование;
4) уточнение потребностей и ценностей;
5) стратегическая сегментация рынка;
6) нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;
7) нормирование параметров стратегии организации.
Методы тактического маркетинга:
• тактическая сегментация рынка;
• изучение потребностей потребителей;
• реализация в нормативно-методичеких документах маркетингового подхода - ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
• изучение маркетинговой среды и конкурентов;
• уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
• участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
• ценообразование;
• выбор каналов распределения и сбыта;
• реклама;
• связь с общественностью (паблик рилейшнз);
• стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования:
• с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
• с ориентацией на качество товаров, своих и конкурентов;
• с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
• на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
• на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т.д.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается государственная инновационная политика и каковы ее основные цели?
2. Какие основные задачи стоят перед Министерством науки РФ?
3. Какие существуют особенности регулирования инновационной деятельности в РФ?
4. Какие существуют проблемы управления инновациями на предприятии?
5. Какова роль патентов в инновационной деятельности?
6. Что представляет собой лицензирование?
7. Что называется интеллектуальной собственностью и авторским правом?
8. Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом РФ?
9. Как осуществляется регулирование инновационной деятельности в РФ?
10. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Евросоюзе?
11. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Японии?
12. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в США?
13. Как осуществляется информационное обеспечение инновационной деятельности и какими нормативными актами оно регламентируется?
14. Какие существуют теоретические и практические методы в инновационном менеджменте?