Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.
Процесс управления конкурентными преимуществами должен учитывать высокую неопределенность, вероятность, недетерминированность и высокий уровень риска, связанного с объектом менеджмента. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Наименование | Характеристики |
Объект управления Тип управления Тип инноваций Тип НИОКР Тип маркетинга Тип поведения Тип стратегии Связи с внешней средой Методы анализа | Высокая неопределенность, недетерминированность, изменчивость По слабым сигналам Радикальные технологические, технические, продуктовые Широкий спектр ИР – от разработки идеи до внедрения в производство Упреждающий, креативный Лидер-новатор Наступательная, стратегия дифференциации Адаптивные, гибкие Жизненного цикла, матричный, ситуационный |
Конкурентные преимущества достигаются за счет творческой наступательной стратегии, которой сложно противостоять конкурентам. Оборонительные стратегии помогают защитить, сохранить и продлить жизненный цикл конкурентного преимущества. Длительность этапа создания преимущества зависит от характеристики конкуренции в отрасли, степени новизны товара, степени новизны технологий и угрозы появления новых конкурентов.
Создание конкурентных преимуществ, основанных на системном обновлении производства, может состоять из различных альтернативных стратегических этапов.
При формировании стратегии инновационного развития производства следует выделить следующие стратегические варианты:
1. Стратегия разработки новых приоритетных технологий. Условно ее можно назвать «широким сканированием», поскольку она основана на поиске радикальных новшеств в широком спектре технологий. Это предполагает и широкомасштабные НИОКР в области продукции и технологии, и отбор перспективных технологий. Применяемый тип инновационного менеджмента – управление проектами.
2. Стратегия разработки технологий, способных обеспечить лидерство в одном из сегментов рынка («узкое сканирование»). Реализация этой стратегии требует меньших усилий, но узконаправленного спектра НИОКР, технологий и продукции. Для обеспечения победы на узком сегменте необходимы радикальные новшества. Характер менеджмента – управление проектами и поиск ниши на рынке.
3. Непрочность полученного в п.2 конкурентного преимущества заставляет использовать стратегию следования за технологическим лидером. В этом случае развитие технологических и продуктовых новшеств, а также характер управления сводятся к адаптации к позициям и установкам лидера.
4. При наличии у предприятия мощных ресурсов, широкого спектра НИОКР и радикальных новшеств основой создания долгосрочных конкурентных преимуществ является осуществление технологических «прорывов», основанных на новых технологических принципах и принципиально новых технологиях. Главной задачей инновационного менеджмента становиться управление программными исследовательскими разработками.
5. При неустойчивости уже имеющегося конкурентного преимущества следует применять инвариантную стратегию. Например «широкое сканирование» рынка может сменяться «узким сканированием», связанным с углублением специализации, изменением характера сегментации, поиском новой ниши и т.д. Инновационное управление опирается в первую очередь на маркетинговые мероприятия и оптимальную адаптацию к требованиям рынка.
Управление процессом создания конкурентных преимуществ на основе обновления производства представлено в таблице 6.
Таблица 6.
Стратегии | Радикальность нововведений | Характер задач инновационного развития | Характер задач управления | |
Системы продукции | Технологические системы | |||
Разработка всех новых технологий, способных в будущем стать доминирующими («широкое сканирование») | Принципиальная | НИОКР в широком спектре продуктов и на различных этапах (от идеи до опытной партии) | НИОКР в широком спектре технологий (от идеи до опытной технологии) | Управление проектами. Отбор перспективных технологий для различных рынков |
Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одной из ниш («узкое сканирование») | Высокая | НИОКР в узком спектре потребностей | НОИКР в узком спектре технологий | Поиск ниши. Управление проектами |
Следование за лидером, указывающим магистральный путь технологического развития | Высокая | Адаптация продукции, выпускаемой по технологии лидера, к иному рынку (смена ниши) | Адаптация технологии лидера к условиям предприятия и ее совершенствование | Выбор лидера. Управление адаптацией проектов лидера |
Технологический скачок, обеспечивающий долгосрочные конкурентные преимущества | Очень низкая | Широкий спектр поисковых НИР: новые потребности – новые технические принципы | Широкий спектр поисковых НИР: – новые технические принципы – новые технологии | Управление программой поисковых НИР |
Смена стратегии в случае успеха или неудачи: от стратегии «широкого сканирования» к стратегии «узкого сканирования» | - | Успех – адаптация решений к определенной нише. Неудача – концентрация усилий разработчиков на поределенной нише | Успех – адаптация решений к определенному продукту. Неудача – концентрация усилий на изготовлении определенной продукции | Маркетинговые исследования рынка. Оценка риска |