Роль функционального управления в инновационной деятельности
Функциональная стратегия управления должна быть прежде всего нацелена на процесс непрерывного обновления производства, которое достигается разнообразием нововведений. Монопродуктовые структуры не являются достаточно надежными предприятиями на предмет конкурентоспособности и обеспечения высокого уровня доходности.
Инновационная деятельность главных функциональных подсистем сосредоточена на решении следующих задач:
- проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшеств, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;
- подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества;
- подборе новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;
- проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;
- проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
- подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала;
- информационном обеспечении инновационной деятельности;
- проведении работ по приобретению необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т.д.;
- организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;
- организации опытного производства и освоении новшеств;
- технологической подготовке производства и внедрении новшества;
- производстве и реализации новых продуктов, изделий.
Функциональные подсистемы предприятия, их стратегические и тактические цели по разработке, производству и реализации инноваций представлены в таблице 2.
Таблица 2. Функциональные подсистемы инновационной организации
Функциональная подсистема | Стратегические цели | Тактические цели |
Маркетинг | Освоение рынков, повышение конкурентного статуса фирмы, создание стойкого спроса на продукцию, расширение доли рынка | Исследование экономической конъюнктуры емкости рынка, его геометрии, создание полной характеристики рынка, поведения конкурентов и покупателей. Ценовые и неценовые методы воздействия. Мероприятия по рекламе, организации каналов продаж и т.д. |
Производство | Наращивание деловой активности предприятия. Наивысшая производительность, освоение новых видов продукции, техники и технологии | Освоение, внедрение и производство новой продукции высокого качества, повышение технико-организационного и технического уровня производства. Оптимальное использование ресурсов, внедрение новой техники и технологии, организация снабжения и создание инфраструктуры. |
НИОКР | Разработка новшества, патентов, изобретений, лицензирование, создание лидирующих позиций по НИОКР | Создание разработок и освоение новой продукции, новой техники, новой технологии, новых методов организации производства. Проведение всех видов исследований, лабораторных и конструкторских работ. Создание технической документации. |
Финансы | Финансовая устойчивость предприятия. Лидерство в борьбе с конкурентами, максимизация цены фирмы и рост ее экономического потенциала. | Поиски источников финансирования. Контроль показателей рентабельности, ликвидности, платежеспособности. Максимизация прибыли, минимизация расходов, приемлемый риск и безопасность фирмы. Эффективность финансовых инструментов. |
Персонал | Обеспечение внешних и внутренних социальных целей (в том числе, политика занятости) эффективного функционирования предприятия | Подбор кадров, обучение и переподготовка, обеспечение условий труда, регулирование групповых и межличностных отношений, учет трудовой мотивации, управление конфликтами и этическими нормами, разработка системы оплаты труда и форм участия в прибылях и т.д. |
Менеджмент | Оптимальное организационно-функциональное единство предприятия, эффективность деятельности | Создание системы управления, разработка ее методов и средств. Организация ресурсных, продуктовых, информационных и транспортных потоков. Регламентация, регулирование, управление и контроль. Выработка и принятие управленческих решений. |