Тема 2. Организация как система
План
1. Понятие организации.
2. Характеристики организации.
3. Сущность и содержание управленческой деятельности.
Понятие организации
Управлять - значит вести предприятие к его цели,
извлекая максимум возможностей из
имеющихся ресурсов (А. Файоль)
Для того чтобы достигнуть своих целей, люди чаще всего ищут сообщников по своим интересам, товарищей, желающих вместе с ними получить коллективный результат, при этом сразу оговариваются некоторые ограничения по ведению деятельности, направленной на результат. Иначе говоря, помимо цели люди договариваются о правилах своего поведения в рамках возникающего сообщества. Этим правилам должны подчиняться все члены сообщества, принимающего форму конкретной организации. Больше того согласие с правилами означает вступление этих людей в организацию, а несогласие вынуждает покинуть организацию. Это наиболее общий вид организации –социальная организация. Ее принципы применимы и обязательны практически для всех других видов организаций. Руководит социальной организацией чаще всего избранный ее членами человек способный выразить цели каждого, – это неформальный лидер, ведущий всех к единой цели, ради которой люди объединились.
Начинающий менеджер уже понимает, что начинать всякое коллективное дело нужно с создания неформальной группы. Объединенная схожими ценностями и интересами, такая группа выбирает непротиворечащие цели и правила общего поведения. На основе этих правил происходит дальнейшее расширение круга участников общего дела, привлечение новых ресурсов и оформление организации. Так рождаются организации.
Чаще всего возникают организации производственного, или коммерческого направления, предназначенные для производства и реализации каких-то товаров или услуг. А всякое товарное производство предполагает ресурсы: материалы, деньги, энергию, информацию, труд и, конечно же, предпринимательскую инициативу. Необходимые ресурсы с помощью какой-либо технологии перерабатываются в товар или услугу населению, а затем реализуются: продаются всем, кто пожелает.
Для подобных целей организации создаются на основе ресурсного подхода. Главной их задачей является оптимальное использование ресурсов при производстве товаров и услуг. При этом человек используется также как один из видов ресурсов – ресурс труда. По выражению автора теории трудовой стоимости К. Маркса, ресурсом выступает рабочая сила как способность к труду. Точнее было бы сказать: потенциальный источник труда конкретного человека как носителя трудового потенциала. Объединяясь в организации, люди создают оптимальное сочетание их трудовых и интеллектуальных способностей в виде трудового потенциала организации. Руководителем такойресурсной организации может быть как хозяин, собственник ресурсов, так и наемный специалист по управлению: управляющий, антрепренер, мeнeджер (см. рис. 1.5).
В 50-60-е годы в эпоху бурного развития кибернетики как науки, изучающей управление искусственным paзумом, возниклаинформационная модель организации. Главной задачей такой организации было обеспечить успешное про хождение информации по всем подразделения и уровням. При этом все ресурсы рассматривались
как некие разновидности информации, которые должны определенным образом участвовать в процессах входа, преобразования и выхода информации. Так на входе планировалось, что на выходе информация должна иметь вид «Ml». Если же обнаруживалось, что такого вида информации на выходе нет, то требовалось вмешательство управляющей подсистемы в работу управляемой подсистемы как части организации. Если же на выходе обнаруживалась информация вида «Ml», то вмешательства управляющей подсистемы не требовалось. Главной заботой информационной организации было обеспечить правильность процесса переработки информации в фазе производства (рис. 1.6).
Рассмотренные модели организаций долгое время представляли собой некоторый замкнутый мир переработки ресурсов в товары. Влияние внешнего мира на эти процессы мало учитывалось. Но вот наступило время, когда ресурсы, информация стали трудно доступными, редкими по определению экономики. Одновременно реализация товаров также усложнилась из-за обилия их на мировом рынке. В этой ситуации возникла модель организации какоткрытой системы.
При этом сама организация представлена внутренней средой, состоящей из отдельных компонентов: персонал, технология, структура, организационная культура, управление пр. Организация как бы встраивалась в окружающую ее промежуточную среду, которая была представлена так называемыми агентами или субъектами рынка по определению экономической теории. Это банки - источники финансовых средств, биржи - источники ресурсов, профсоюзы, с которыми нужно договариваться о найме членов профсоюза на работу в данную организацию. Кроме того, покупатели товара
или услуг фирмы, конкуренты, выпускающие сходную продукцию и стремящиеся вытеснить фирму с рынка этой продукции, а также средства массовой информации (СМИ), описывающие события, дающие рекламу, обзоры.
Главной особенностью такой организации является открытость для процессов, идущих в национальной и мировой экономике: падение или подъем цен на ресурсы, безработица в какой-либо стране, войны, экологические катастрофы, движение населения, рост или снижение его образованности профессиональной подготовки. Теперь организация как открытая система обязана уже в качестве субъекта управления воспринимать эти явления и приспосабливаться к ним. Это называется адаптацией к изменениям во внешней среде. Это новая способность организации необходима для выживания в новых социально-экономических условиях. Однако эти контакты с внешней средой осуществляются опосредованно, т. е. через агентов промежуточной среды путем взаимодействия субъектами рынка. Они извещают организацию об изменении ставки процента, инфляции, ценах и других сторонах рыночной действительности.
Главной задачей руководителей и сотрудников так организации становится адаптация к изменениям рыночной социальной среды. Ее руководители обязаны обеспечить своевременность этих приспособлений и тем самым создать оптимальные условия для деятельности работников и подразделений, для выживания и развития организации.
Итак, экономических целей люди достигают, используя в качестве универсального инструмента организации различных моделей. В качестве такого универсального организационного средства в западной экономике используются фирмы. Это удивительный феномен: детище промышленной революции, позволяющее решать самые различные задачи именно потому, что она может воплощаться в различных моделях организаций. «Фирма обеспечивает благополучие всего общества», - утверждает А. Морита, создатель фирмы «Сони».
Так, для массового освоения производства нового товара, имеющего
повышенный спрос, лучше всего создать новую организацию на базе ресурсной
модели, ранее выпускающей подобную продукцию. Такая организация обеспечит
оптимальность использования всех ресурсов, т.е. производство с наименьшими издер-
жками и высокими темпами новых видов продукции.
Для освоения принципиально новых технологических процессов понадобится фирма, созданная на базе информационной модели. Это связано с необходимостью изучения будущего рынка товаров, производимых по данной технологии. Поэтому потребуется использовать маркетинговые технологии. Кроме того, создание нового товара потребует изучения патентов, лицензий, организации работы конструкторов, дизайнеров и всех других специалистов, рабочих. В этой ситуации потребуется четкое прохождение различных видов информации, использование компьютерных технологий управления и организации производства, что и обеспечивает информационная модель.
Для реализации товаров и услуг на различных рынках в условиях жесткой конкуренции потребуется организация, построенная на принципах открытой системы,так как нужно будет иметь качественную информацию как от покупателей, так и от посредников, а также о конкурентах, о ценах. При этом нужно будет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. На этих же принципах придется строить фирму, торгующую деньгами: банк, финансовую компанию, которые в большей мере способны учитывать влияние внешней среды и быстро перестраиваться к ситуации на финансовых рынках.
Но каждый раз при создании новой организации нельзя игнорировать принципы социальной организации, где необходимо обеспечивать сочетание интересов всех участников, учредителя и исполнителей. Это - обязательный этап развития любой фирмы, которая затем приобретает черты выбранной модели организации для достижения соответствующей цели. Способы создания различных организаций изучаются специальной дисциплиной: «Теория организаций».
Итак, организация - это:
1) структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения целей отдельных людей и всего предприятия;
2) одна из функций менеджмента, направленная на создание всех необходимых условий деятельности персонала.
Подведем некоторый итог нашим знаниям об организациях.
Таблица 1
Типы организаций и их задачи
Типы организаций | Задачи организаций | |
Социальный тип организации | Объединение людей для достижения их целей или коллективного результата | |
Ресурсная организация | Оптимальное использование ресурсов при производстве товаров или услуг | |
Информационная модель организации | Обеспечение прохождения информации по всем подразделениям и уровням как условие успеха | |
Организация как открытая система | Активное приспособление деятельности к условиям, возникающим во внешней среде | |
Фазы развития организации
1. Рождение организации:
· определение главной цели заключается в выживании;
· кризис стиля руководства (руководство одним лицом);
· основная задача – выход на рынок;
· организация труда – стремление к максимальной прибыли.
II. Детство и юность:
· главная цель – кратковременная прибыль, ускоренный рост;
· выживание – жесткое руководство;
· основная задача – укрепление и захват рынка;
· организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.
III. Зрелость:
· цель – систематический рост и формирование индивидуального имиджа;
· руководство – делегирование полномочий;
· основная задача – рост по различным направлениям;
· организация труда – разделение и кооперация.
IV. Старение:
· цель – сохранить достигнутые результаты;
· руководство – координация деятельности;
· основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
V. Возрождение организации:
· цель – оживление по всем функциям;
· руководство – коллективизм;
· основная задача – омоложение;
· организация труда – видение НОТ, коллективное премирование.
2.3. Сущность и содержание управленческой деятельности
Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.
Можно выделить специфические особенности управленческого труда:
1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);
2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);
3) предмет труда – информация;
4) средства труда – организационная и вычислительная техника;
5) результат труда – управленческие решения.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.
Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.
Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.
Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.
Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.
Уровни управления
Несмотря на то что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.
Рис. 8. Уровни управления
Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.
Начальный (низший) уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями).
Содержание управленческой деятельности
К основным направлениям управленческой деятельности, которые в совокупности составляют содержание работы руководителя и определяют его профессиональную успешность, можно отнести следующие:
1. Оптимизация процесса управления:
- оптимизация численности подчиненных;
- постановка целей и определение приоритетов;
- определение полномочий и ответственности.
2. Формирование сплоченной команды:
- подбор членов команды;
- создание условий для успешной работы команды;
- формирование у членов команды приверженности своей команде.
3. Анализ проблем и принятие решений:
- сбор информации;
- анализ, выделение главного и систематизация информации;
- выработка альтернативных решений;
- разработка критериев оценки альтернатив и выбор оптимального решения.
4. Обмен информацией с подчиненными:
- подготовка письменных распоряжений и отчетов;
- проведение совещаний;
- умение выступать перед аудиторией;
- личное общение.
5. Поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне:
- четкая постановка целей и задач;
- определение методов и средств решения;
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- контроль исполнения.
6. Мотивация труда подчиненных:
- воодушевление подчиненных на достижение поставленных целей;
- использование средств материального и морального стимулирования;
- создание мотивирующей среды.
7. Помощь подчиненным:
- Индивидуальный подход к подчиненным;
- Учет ситуативных переменных;
- Формирование «поддерживающей» организационной культуры.