Управление межличностными конфликтами
№ п/п
Этап
Основное содержание
1 Прогнозирование конфликта
Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Предупреждение конфликта
На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных Отношений. Административные меры: изменение условий труда, перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т.п.
Регулирование конфликта
Добиться признания конфликтующими реальности конфликта, напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все возможные в данной ситуации технологии; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников
Разрешение конфликта
Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический
460
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПО В. ЛИНКОЛЬНУ
№ л/п
Тип факторов и их основное
содержание
Формы проявления
Информационные факторы — неприемлемость информации для одной из сторон
Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация: преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты
Поведенческие факторы — неуместность, грубость, бестактность и т.п.
Стремление к превосходству; проявление агрессивности, эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений
Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами
Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности
Ценностные факторы — проти еоположность принципов поведения
Верования и поведение(предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам: религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.)
Структурные факторы — относительно стабильные объективные обстоятельства, которые
трудно поддаются изменению
Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т.п.; социальная принадлежность
461
ПРИЛОЖЕНИЕ 7