Психические и психосоматические

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

Все люди реагируют на одни и те же нагрузки по-разному. У одних реакция активная, при стрессе эффективность их деятельно­сти продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у Дру­гих— пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). От характера реакции зависят возникающие вследствие стресса заболевания. Обобщение клинических материалов позволило врачам сделать иывод, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей преимущественно гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патоло­гии с глобальными или локальными проявлениями (инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и др.). Доказано, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Подав­ленный гнев способствует развитию ревматического артрита, крапив­ницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии, хотя и не является единственной причиной этих заболеваний. Академик К.М. Быков писал: «Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы».

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением — на непредви­денные обстоятельства. Однако не столько физиологические пере­стройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная позиция человека. Врачи давно обратили внимание на связь преобла­дания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием.

Психологи и психиатры установили зависимость между сома­тическими заболеваниями человека и его личностными особенностя­ми, а также психологическим климатом, в котором он живет и работа-

ег. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответству­ющее его реальным возможностям, т.е. обладает повышенным уров­нем притязаний, он в большей мере подвержен развитию сердечно­сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, често­любием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают чело­веку возможности успешно бороться за признание собственной лич­ности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. У человека, которого подавляют, игнорируют, раз­бивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхо­да и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему в США количество гипертони­ков среди чернокожих б три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типич­на завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям лич­ности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к вы­яснению отношений. Как правило, это сдержанные, скрытные, обид­чивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся люди. Попав в неблагоприятную ситуацию или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощу­щений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны повышенная чувстви­тельность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факто­ров, как дефицит иремени, элементы соревнования.

Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздра­жительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чув­ством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровожда­ющаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать зна­чительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутрен­ней тревогой. Согласно теории Бергмана указанная тревога порожда­ет состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов; насту­пающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к сниже­нию сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внима-




ние на то, что вероятность возникновения повторных обострений забо­левания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, свя­занная с указанными психологическими особенностями.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, проявляющиеся в ответственных ситуа­циях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

Спектр болезней стресса довольно размыт. Одно и то же забо­левание может оказаться результатом и стресс о генных факторов, и последствием других причин. Отрицательные стрессы могут объ­единяться по своим враждебным человеку воздействиям с другими причинами неблагополучного функционирования нервной системы. Такой альянс вредных воздействий особенно опасен, поскольку имен­но из-за него чаще всего наступает нездоровье человека.

В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы.

Под неврозами понимается группа нервно-психических забо­леваний, возникающих в основном вследствие длительных психиче­ских переживаний, перенапряжений при выполнении чрезмерных но сложности итрудоемкости дел, недостаточного отдыха, сна, дли­тельной внутренней борьбы, необходимости скрывать горе, гнева, стра­дания. Способствуют возникновению неврозов и внутренние болезни человека.

Невроз возникает при острейшем информационном дефици­те, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучитель­ной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, может развиться неироз -- функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутреннейсреды.

Повышенная чувствительность выступает как приспособитель­ный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток допол­нительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию. Вместе с тем она делает человека более восприимчивым к любым раз­дражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.

Невозможность внешнего проявления активности в целе­направленном действии и перенесение силы активности на внутрен-

нее движение составляет один из основных факторов, определяющих вегетативные нарушения при неврозах. Поэтому существенным момен­том снятия напряженности и облегчения состояния является обраще­ние событий, т.е. изменение внутреннего движения на внешнее. Дости­жению этой цели могут способствовать все разновидности двигатель­ной нагрузки.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспе­чивает повышение эффективности деятельности человека. Однако эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудо­способности человека. Установлено, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоцио­нального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, затем ее рост замедляется, начиная с некоторого критического уровня эмо­циональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктив­ности — вначале медленному, затем резкому.

Указанная зависимость неоднократно была подтверждена пси­хологическими исследованиями. При этом было замечено, что чем сложнее и труднее деятельность, тем раньше наступает критическая точка спада продуктивности. В этом случае снижение работоспособ­ности проявляется в постоянном чувстве усталости, вялости, иногда и сонливости. Одновременно снижается способность к концентрации внимания, проявляются рассеянность и затруднения в запоминании. Если в таком состоянии человек должен читать, то чтение может стать чисто механическим, без усвоения содержания прочитанного. Эмоцио­нальная реакция перестает быть адекватной силе раздражителя: она слишком повышается при незначительной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Человек становится нетерпеливым и плохо переносит ожидание.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других - тормозная. При активной реакции мыслительные про­цессы могут измениться и сторону схематизации, обобщения ситуа­ции с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактив­ная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при иыработке новых навыков или переучивании.

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшении) способности его переключения и распределе­ния, тем самым оно затрудняет восприятие полного объема информации,

Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффектив­ности труда и состоянии здоровья человека, но и полная информиро­ванность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, приводит к состоя­нию безразличия, скуки - тогда труд становится утомительным и его продуктивность падает. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

Необходимо также учитывать, что при сильном эмоциональ­ном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой — еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правиль­но определить личную значимость события, поэтому аффективным средством сдержанности является предвидение. Чем больше человек информирован по волнующему его вопросу, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что необходимо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. Информированность долж­на быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стра­тегии, это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех в решении задачи.

В обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в бессмысленные попытки «прошибить стену лбом*-, человеку полез­но временно отказаться от усилий, направленных на немедленное достижение цели, смириться с неизбежным, осознать реальную ситуа­цию и свое поражение. Это позволит сберечь силы для новой попытки при более благоприятных обстоятельствах.

В случае поражения можно произвести общую переоценку зна­чимости ситуации. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленныепозиции и готовиться к следующему штурму без значительного ущерба для здоровья. Не слу­чайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молит­ве: «Аллах, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сде­лать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Свойственная страдающему неврозом человеку подчеркнутая эмоциональность может привести к «бегству в болезнь», заменяюще­му разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переклю­чая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым на вре­мя актуальность травмирующей ситуации.

В основе большинства неврозов обнаруживается внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие кото­рого и возникла психотравматическая ситуация. Переживания стано­вятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значи­мы, занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.

Эмоциональный конфликт при неврозах по своей природе социален. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой неспра­ведливости, а потому, что проявленная по отношению к нему неспра­ведливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представ­ления о справедливости, его представления о добре и зле, смысле человеческого существования.

Огромное значение для психического и физического здоровья имев]' эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит от настроения окружающих, которое проявляется в словах, мимике, поступках. Общаясь с людьми, невольно «заражае­шься» их оптимизмом или унынием. Наиболее очевидными проявле­ниями благоприятной атмосферы, способствующими продуктивности совместной деятельности людей, являются внимание, расположен­ность, симпатия человека к человеку.

Одной из причин напряжения может явиться и слишком тес­ное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие опре­деляется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряженности и стремле­нию к изоляции.

Стрессовые факторы могут как усиливать, так и ослаблять спло­ченность группы, что проявляется в характере ее поведения в кон­фликтной ситуации. Взаимопомощь, забота о других в стрессовой ситуа­ции способствует возникновению взаимной симпатии, росту сплочен­ности и солидарности группы. При усилении сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в состав группы, а при ослаблении возникает конфликт между ее членами. В тех случаях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремле­ние к уединению. Эффективным средством снятия нагрузки в ЭТОМ случае служит некоторая относительная изоляция - физическая или социальная.

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщет­ность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой такому

собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться и обида не столь уж велика, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздражен­ного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повы­сит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его возбуждение снижается и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо.

Никто не застрахован от несчастных случаев, ие нос полни­мых потерь, трудноразрешимых ситуаций. И здесь не следует ограни­чиваться переживанием, концентрироваться на нем, уступать депрес­сии и безразличию, необходимо действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты.


Наши рекомендации