Основные причины возникновения
КОНФЛИКТОВ
Одним из центральных вопросовконфликтологии считается вопрос о причинах и факторах развития конфликта. Дело осложняется тем, что проанализировать процесс зарождения, возникновения и развития конфликта в естественных условиях практически невозможно. Исследователи-психологи имеют дело в основном с ретроспективным анализом ситуации, полученным со слов участников и, как следствие, далеким от объективности. Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
Различают две группыпричин возникновения конфликтов:
1) общие — порожденные особенностями трудового процесса,
жилищных, экологических и прочих условий;
2) частные - коренящиеся в особенностях взаимоотношений
и личностном своеобразии участников конфликта.
Общие причины так или иначе проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести:
социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;
социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;
социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления и социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.);
индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные 11 с и хол о ги ч ее к и е ос о б ен и о с т и личности ( с i юс о б и ост и, те м -перамент, характер, моги и ы и т.д.).
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. К ним относятся:
■ неудовлетворенность условиями деятельности;
■ нарушение служебной этики;
■ нарушение трудового законодательства;
■ ограниченность ресурсов;
■ различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
■ и еу до в л ет в ор и те л ь н ы е ко м м у и и к а ц и и.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым у ел о в ие м р аз р е ш е и ия к о н ф л и кто в.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, сиязаиные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Схематично взаимосвязь причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно представить следующим образом (рис. 10.3.).
Особое место среди факторов, обусловливающих возникновение конфликта, занимает повод.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций (табл. 10.3).
Деятельность субъектов социального взаимодействия | ||||||||||||
■ | г | |||||||||||
Причина конфликта | Конфликтная ситуация | Конфликт | ||||||||||
J | j | J | ||||||||||
Условия и факторы | ||||||||||||
Рис. 10.3. Взаимосвязь причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
Таблица 10.3
Типы конфликтных ситуаций
Тип конфликтной ситуации
Проявление
Недобросовестное исполнение обязанностей
Нарушение трудовой дисциплины; брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления
Ошибки в подборе и расстановке кадров; ошибки в организации контроля; просчеты в планировании; нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях
Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия; ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности
Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений; нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе; неспособность принять
адекватное решение
Причины педагогических конфликтов,В пределах указанной нами типологии школьных конфликтов представляется необходимым обозначить общие и специфические причины их возникновения.
Общие причины педагогических конфликтом:
1) неблагоприятная экономическая и социально-политическая
обстановка и стране ирегионе;
2) не последовательность соблюдения принципов государ
ственной политики в образовании;
3) содержательное и методическое несовершенство учебно-
б ос 11 и т ате л ь но го 11 роц е с с а;
4) недостаточная урегулированность формальных и нефор
мальных отношений в школьном социуме;
5) и е д ооце нка3 нач е н ия р аз в и т ия л иf i н ос т ной и н д и в иду a;i ь но -
сти учащихся и учителей.
Изучениерезультатов конфликтологических исследований в школе, собственный опыт работы в школе позволяют автору условно выделмть следующие специфические причины конфликтов мучитель — администратора:
1)плохая организация труда учителей:
— недостаточно четкое разграничение между самими
администраторами школы сферы управленческого вли
яния, часто приводящее к «двойному» подчинению
педагога,
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований, перекладывание на учителя «чужих» обязанностей,
— незапланированные (неожиданные) формы контроля
за деятельностью учителя;
2) стиль руководства:
несоответствие стиля руководства коллективом уровню его социального развития,
— частая смена руководства,
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога,
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя,
неравномерная загруженность учителей общественнымипоручениями,
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога;
3) необъективностиъ оценки педагогами знаний учащихся, их пове
дения:
— предвзятое отношение учителя к ученикам,
— систематическое занижение оценок,
самовольное установление учителем количества и форм
проведения проверки знаний учащихся, не предусмот
ренных программой и резко превышающих норматив
ную учебную нагрузку детей.
Специфические причины конфликтов «учитель - ученик»:
1)недостаточный профессионализм педагога как предметни
ка и воспитателя:
неумение организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету,
— манипулирование отметками,
— «навешивание ярлыка» неуспевающего ученика,
— акцентуация психологических недостатков ученика,
неумение организовать занятия со всеми учащимися
(например, на уроках физкультуры);
2) нарушение школьных требовании учащимися. Со стороны
учащихся конфликт может быть спровоцирован:
— неподготовленным домашним заданием,
— умышленным нарушением дисциплины,
— пропуском уроков без уважительной причины.
К сожалению, в данном случае проходится констатировать, что возникновение конфликтов между учите;]ем и учащимися, скорее, показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.
Специфические причины конфликтов мучитель — родитель^. Многие родители считают, что учителя:
■ делят всех детей на любимых и нелюбимых;
■ убеждены, что если ребенок плохо учится, значит, он хулиган;
■ постоянно несправедливо занижают оценки, необъективны;
■ часто унижают детей, оскорбляют их;
■ плохо высказываются о родителях при детях.
В свою очередь, многие учителя убеждены в том, что родители:
■ слишком высокого мнения о своем ребенке;
■ опираются паевой случайные и внешние наблюдения за шко
лой, ми во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях;
■ совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему вни
мания, а претензии предъявляют педагогу;
■ считают, что учителя обязаны учить и воспитывать их детей;
■ часто вмешиваются в учебный процесс (то классный руково
дитель им не подходит, то учитель не такой).
Педагогическая практика и некоторые научные исследования позволяют более объективно сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей. К ним след у ет от нести:
1) разные уровни общей и педагогической культуры;
2) несогласованность стратегии и тактики воспитания («педа
гогический разнобой*-);
3) непонимание родителями сложности учебно-бос питатель
ного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов
помимо школы и семьи;
4) различия в отношении к ребенку как к личности. Со сторо
ны родителей это превалирование отцовского или материнского чув
ства. Учитель прежде всего реализует сбой социальный статус воспи
тателя. Однако служебно-офидиальный характер общения учителя
с учениками, как правило, не дает результатов;
5) отрицательное отношение родителей к школе, иждивенче
ская позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых
родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслужи
вания, претензии типа «школа, а не семья обязала...»);
6) столкновение двух лидеров, претендующих на главенство
своей точки зрения;
7) профессиональная некомпетентность учителей (низкий уро
вень подготовки, завышенные требования к школьникам).
Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя — защищать своего ребенка.
Специфические причины конфликтов «учитель — учитель»: 1) особенности отношений субъектов педагогических конфликтов'.
между молодыми учителями и учителями, имеющими стаж работы,
между учителями, преподающими разные предметы; между учителями, преподающими один и тот же предмет;
— между учителями, имеющими звание, должностной ста
тус (учитель высшей категории, руководитель методи
ческого объединения), и не имеющими их;
— между учителями начальных классов и среднего звена;
между учителями, чьи дети учатся в одной школе, и др.
У каждого конфликта свои причины. Рассмотрим, к примеру, возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе. Непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов, нередко приводят к тому, что учитель старше 50 лет чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи. С одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нрав-
ственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны - завышенная самооценка, професс и опальные промахи молодых учителей могут служить причинами конфликтов между ними. Вместе с тем в группе молодых учителей, которых попросили называть своих любимых школьных учителей, 42% опрошенных назвали имена учителей старше 50 лет, 22% - пенсионеров; почти 60% выделили в числе главных качеств любимых наставников способность понимать молодежь, умение признавать свои ошибки, преодолевать трудности возраста, творческий подход к работе, любовь к детям, умение работать с ними, не отставать от моды, чтение молодежных изданий и др. Специфическими причинами конфликтов между учителя-хМИ, чьи дети учатся в школе, могут быть:
■ недовольство учителей отношением к их собственному ре
бенку со стороны коллег;
■ недостаточная помощь и контроль за собственными детьми
педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости;
■ особенности положения ребенка учителя в школьном социу
ме (всегда «на виду*) и переживание по этому поводу матери-педаго
га, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;
■ слишкомчастое обращениеучителей к коллегам, чьи дети
учатся в школе, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу пове
дения и учебы их ребенка;
2) «провокации* (чаще непреднамеренные) со стороны администрации учебного заведения:
■ необъективное или неравномерное распределение ресурсов
(к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
■ неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зре
ния их психологической совместимости;
■ косвенное «сталкиванием учителей (сравнение классов
по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного
учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо).
Специфические причины конфликтов мученик — ученика. Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы.
Конфликты в ученической среде были всегда и везде, будь то бурса Н.Г. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшихся без взрослых на необитаемом острове, из «Повелителя мух» английского писателя У. Голдинга. Основными причинами конфликтов между учениками, по мнению Г.Л. Воронина, являются грубость, хамство, жесто-
кость, озлобленность. Исследования конфликтов типа «ученик - ученик» показали, что их специфическими причинами также могут быть:
■ учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся,
ведущая к обострению противоречий;
■ смена школьного (или классного) коллектива и возникаю
щая при атом трудность в адаптации новичков;
■ неразвитая рефлексивность, несовпадение самооценки уче
ника с оценкой товарищей;
■ неопределенность социального статуса личности ученика
в школьном социуме;
■ общая неблагоприятная морально-психологическая атмо
сфера в классе.
Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоянных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) от того статуса, который имеет школьник в ученическом социуме. В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положение вожака, лидера, аииматера, принятого, изолированного или отверженного. Постоянное «хождение» в «звездах» или «любимчиках» делает учащегося регид-ньш, чрезвычайно социально уязвимым; изменения в его положении часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тревожность и даже озлобленность, что в свою очередь является благодатной iючвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.
Снижение или возрастание частоты конфликтов между учащимися зависит в первую очередь от степени усвоения учениками духовных (нравственных) ценностей, ведь именно духовность является детерминирующим основанием деятельности, поведения и поступков школьников.