Понятие и сущность конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации (угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды). В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для каждого из наст особенно для руководителей, менеджеров, которым приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Кон-
флнктырассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все больше склоняются к тому, что некоторые конфликты даже в самой эффективнойорганизации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только уметь управлять ими.
Что же такое конфликт?
Конфликт -- это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборствомна основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. il).
Стороны конфликта — этосубъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений.
Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляютдруг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Вполне достаточно выделить два таких признака:
1) наличие противоположно направленных мотивов или суж
дений. Такие мотииы и суждения являются необходимым условием
возникновения конфликта;
2) противоборство субъектов социального взаимодействия,
которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального,
материального, физического, психологического и т. п.).
Таким образом, необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
Структуру конфликта можно представить в виде схемы {рис. 10.1).
Позиция | Позиция | |||||||
конфликтующей стороны 1 | конфликтующей стороны 2 | |||||||
Образ предмета | Образ предмета | |||||||
конфликта 1 | конфликта 2 | |||||||
j | i г | |||||||
Сторона | Предмет | Сторона | ||||||
конфликта 1 | конфликта | конфликта 2 | ||||||
j | ||||||||
Мотив конфликта 1 | Мотив конфликта 2 | |||||||
Рис. 10.1. Структура конфликта
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это ч силу особенностей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так Называемые конфликтовены — слова, действия (бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта, т.е. приводящие к кон-ф л и к т у к е 1 юс ре д с т не и н о,
Коварную суть ко нфл и кто геи о в можно объяснить тем, что мм гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность объясняется желанием защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. В отношении достоинств других людей мы не столь щепетильны и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями, а значит, легко «запускаем на орбиту» своих взаимоотношений с окружающими различные конфликтогены.
Следует отметить, что «одиночный» конфликтоген, как правило, не способен привести к конфликту, должна возникнуть цепочка конфликтогенов — их эскалация.
Эскалация коифликтогепов следствие того, что на кои-фликтоген в спой адрес человек старается ответить более сильным кон-фликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных.
Общая схема этого процесса «обмена любезностями» очень проста. Подучивв свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, а для большей уверенности еще ис «запасом». Ведь удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного, весьма трудно. В результате сила конфл итоге нов стремительно нарастает.
Безусловно, необходимо уметь сдерживаться, а еще лучше — прощать обиды, но, к сожалению, это дано далеко не каждому.
Выделяют три основных типаконфликтен ечюи
1) стремление к превосходству;
2) проявление агрессивности;
3) проявление эгоизма.
Чтобы избежать конфл иктогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, необходимо:
1) твердо помнить, что всякое неосторожное высказывание
в силу эскалации коифликтогенов может привести к конфликту;
2) проявлять эмпатию к собеседнику (представить, как отзо
вутся в его душе ваши слова, действия).
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения ит.д. Однако оно, как было отмечено, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Конечно, это не означает, что конфликт всегда носит п о л ож и тел ь н ы й х а р а кте р.
Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, называют функциональными (конструктивными); конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений,- дисфункциональными (деструктивными). Для того чтобы научиться правильно управлять
конфликтами, надо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузераразличают:
1) реалистические конфликты, вызванные неудовлетворени
ем определенных требований участников или несправедливым, но мне
нию одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо
преимуществ и направленные на достижение конкретного результата;
2) нереалистические конфликты, имеющие своей целью
открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид,
враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится
здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Реалистический конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить в конструктивное русло. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации - создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Динамика конфликта.Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта:
1) еозникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфлик
тная ситуация создается одним или несколькими субъектами социаль
ного взаимодействия и является предпосылкой конфликта;
2) осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участ
ников социального взаимодействия и эмоциональное переживание
им этого факта. Следствием и внешним проявлением подобного осо
знания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть
изменение настроения, критические и недоброжелательные высказы
вания в адрес своего потенциального противника,ограничение кон
тактов с ним и т.д.;
3) начало открытого конфликтного взаимодействия. На этом
этапе один из участников социального взаимодействия, осознавший
конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (демарш,
заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба
«противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия
направлены против него, и в сбою очередь предпринимает активные
ответные действия против инициатора конфликта;
4) развитие открытого конфликта. На этом этапе участники
конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требова
ния. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не
понимать сути и предмета конфликта;
5) разрешение конфликта. В зависимости от содержания раз
решение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средства
ми): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.)
и административными (перепод на другую работу, увольнение, реше
ния комиссий, приказ руководителя, решение суда и т.п.).
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) п и к конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и слада, затем может начаться третий цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Графически этот процесс можно представить следующим образом (рис. 10.2).
Фаза подъема Начальная фаза |
Цикл 3 |
Пик: конфликта
Пик конфликта
Фаза спада
Фаза
подъема
Рис. 10.2, Фазы конфликта
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологи чес кое явление, весьма многообразны, а следовательно, их можно классифицировать но различным признакам (табл. 10.1). С практической точки зрения классификация конфликтов важна, поскольку позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и оценить возможные пути их разрешения.
Таблица 10.1 Классификация конфликтов
№ п/п
Признак классификации
Типы конфликтов
Общая характеристика
Сфера проявления конфликта
1.1. Экономические
1.2. Идеологические
1.3. Социально-быто
вые
1.4. Семейно-бытовые
.,1. В основе лежат
экономические проти
воречия
1.2. В основе лежат
противоречия во взгля
дах
1.3. В основе лежат
противоречия соци
альной сферы
1.4. В основе лежат
противоречия семей
ных Отношений
Степень длительности 2.1. Бурные и быстро-
и напряженности конфликта |
2.1. Возникают на осно-
текущие ве индивидуальных пси-
хологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих
2.2. Острые и длитель- 2.2. Возникают при
ные наличии глубоких
противоречий
2.3. Слабовыраженные 2.3. Связаны с не очень
и вялотекущие острыми противоре
чиями либо пассив
ностью одной из
сторон
2.4. Слабовыраженные 2.4. Связаны с поверх-
и быстротекущие ностными причинами,
носят эпизодический характер
344
Продолжение
№ л/п
Признак
классификации
Типы конфликтов
Общая характеристика
Субъекты конфликтно- 3.1, Внутриличностные 3,1, Связаны со столк-
го взаимодействия новением противопо-
ложно направленных мотивов личности
3.2, Межличностные
3.3. Конфликты «личность—группа»
3.4. Межгрупповые
3.2. Субъектами конф
ликта выступают две
личности
3.3. Субъекты конф
ликта: с одной сторо
ны личность, а с дру
гой — группа, микро
группа
3.4. Субъектами конф
ликта выступают малые
социальные группы
или микрогруппы
Социальные последствия
4.1. Конструктивные
4.2. Деструктивные
4.1, В основе лежат
объективные противо
речия. Способствуют
развитию организации
или другой социальной
системы
4.2. В основе, как пра
вило, лежат субъектив
ные причины. Создают
социальную напряженность и ведут к разрушению социальной
системы
Предмет конфликта
5.1. Реалистичные
(предметные)
5.2. Нереалистичные
(беспредметные)
5.1. Имеют четкое
определение
5.2. Не имеют предме
та или имеют предмет,
который является жиз
ненно важным для одно
го или обоих субъектов
конфликта
Впутриличиостпый конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, происходящих во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты
конструктивною характера являются необходимыми моментами развития личности. Вместе с тем деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности - - от тяжелых переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения (суицида). Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутри личностных конфликтов, их причины и способы разрешения.
Внутриличностный конфликт — ЭТО конфликт внутри личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
Внутри личностном у конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:
■ необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет
с у бъ е КТО и ко и <\ > л и к т и о го в з аи м о д е й ст в и я - - о г д ел ь и ы х л и ч л о с те й и л и
групп людей;
■ специфичность форм протекания и проявления. Такой кон
фликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специ
фическими состояниями (страхом, депрессией, стрессом), часто при
водит к неврозу;
■ латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко
обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоя
нии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние
под амфорическим настроением пли за активной деятельностью.
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений (табл. 10.2). Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляю шей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Четкое определение межличностного конфликта дать практически невозможно. Но когда заходит речь о таком конфликте, сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.
Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:
1) противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
2) проявляется весь спектр известных причин (общих и част
ных, объективных и субъективных);
3) для субъектов конфликтного взаимодействия является свое
образным «полигоном» проверка характеров, темпераментов, прояв
ления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-пси
хологических особенностей;
4) высокая эмоциональность и охват практически всех сторон
отношений между конфликтующими субъектами;
5) затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех,
с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межлич
ности ыми отиошеiшями.
Таблица 10.2
Сферы межличностных конфликтов
№ п/п
Сфера
Тип конфликта
Причина
1 Коллектив (организация)
Руководитель — подчи ненный
Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные
Организационно-тех-нические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально- психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и ДР-}
Семья
Супружеские конфликты
Родители — дети Супруги — родствен-
ники
Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи
?Л7
Продолжение
№ п/п
Сфера
Тип конфликта
Причина
Общество (учреждения Гражданин — общество
социальной сферы, Гражданин — чинов-
государственные ник и т.п.
учреждения, улица, общественный транспорт и т.д.)
Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура
Педагогические конфликты.Эти конфликты возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конструктивный перевод стол к но иен ия сторон конфликта а заинтересованное устранение его причин. Таким образом, и данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще внимание обращается прежде всего на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует подчеркнуть, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.
Все педагогические конфликты можно распределить но трем группам. Первая группа - мотивациопные конфликты. Они возникаю!' между учителями иучениками из-за слабой учебной мотивации учащихся, а проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы имеют тенденцию разрастаться, и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние и даже борьба.
Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организацииобучения в школе.
Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап своей жизни. В первый конфликтныйпериод происходит смена его ведущей деятельности игровой на учебную, меняется социальная позиция (он становится школьником), появляются новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация к школе длится от трех месяцев до полутора лет.
Только ученик привыкает к своей новой роли и учителю в школе, как наступает новый, второй конфликтный период — переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителей-предметников. Если учитель начальных классов обычно опекает своих подопечных, помогает имт заботится о них, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно, приспособиться к этому сразу нелегко. Кроме того, значительно увеличивается количество школьных предметов.
В третий конфликтный период - - в начале девятого класса -нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу и школе. Поступающие в техникумы и училища часто испытывают своего рода комплекс неполноценности, поскольку переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в десятый класс, но ему в этом отказывают. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причинам материального характера. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс выступает чертой, после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.
И наконец, четвертый конфликтный период -- окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.
К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа (жены), отца (матери). Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным, полным неудач, срывов, проблем.
Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Они происходят не столько но объективным, сколько по субъективным причинам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может резко обозначиться конфликт трех-четырех подростков с классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
Коп фл it кт ы «уч и т ел ь — ученика п о м и м о м <>т и вац и о н пых м о г у т носить и нравственно-этический характер. Школьные психологи часто
отмечают, что учителя не придают должного значения нраветценности отношений с ребятами: нарушают данное слово, открывают детские секреты и т.д. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителям. Так, только 3—5% школьников вступают в доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.
Конфликты между учителями могут возникать но различным причинам - от проблем школьного расписания до столкновений интим но-лично го порядка. В большинстве школ, особенно городских, типичен конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензии учителей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из начальной школы, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорит о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учителей-предметников упрекают в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По-видимому, данный конфликт обусловлен объективной причиной - отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.
Во взаимодействиях «учитель — администрация школы* воз-н и к а ют ко и фл и кт ы, аы зван ные пр о 6л емам и ел астиип о<)ч и и ей их. П оя в -ляются также конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств ь школу).
Сложную и обстоятельную типологию педагогических конфликтов предложила М.О. Новодворская, разграничив конфликты на деловые, личностные на деловой основе и межличностные. Каждый из этих типов, в свою очередь, классифицируется по источнику, факторам возникновения (объективные и субъективные), типу структуры взаимоотношений (вертикальные и горизонтальные), типу разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивный и деструктивный), форме выражения (скрытый, открытый).
Похожая типология конфликтов в педагогических коллективах представлена в работе А.Ф. Пеленева. В качестве критериев для классификации он использует такие показатели, как должиостной статус, причины конфликтов, их результаты, количественный состав противоборствующих. Конфликты подразделяются на деловые и неделовые; деловые, в свою очередь, делятся на правовые, педагогические и официально-коммуникативные, неделовые - на нравственно-ком-
муникативные и психологические. Данная классификация представляется нам не совсем адекватной реальным противоречиям, имеющим место в педагогических коллективах. Непонятно, например, деление конфликтов на педагогические (деловые) и психологические (неделовые), ведь особенностью любого педагогического конфликта (т.е. происходящего в школьном социуме) является его многоплановость, отражающая его социально-психологическую природу.
Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Т.Н. Верониным. С учетом субъекта деятельности он выделил 10 видов противостояний: ученик-ученик, ученик - - учитель, ученик - - родители, ученик - администратор, учитель — учитель, учитель — родители, учитель — администратор, родители — родители, родители - администратор, администратор -- администратор.
Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следующая типология:
1) «учитель — ученик»;
2) «учитель — администратор»;
3) «учитель — родитель»;
4) «учитель — учитель»;
5) «ученик — ученик».
Признание данной типологии школьных конфликтов обусловлено тем, что она:
■ исходит из понимания школьного конфликта как формы про
явления обострившихся объект-субъектных и субъект-субъектных
противоречий;
■ включает четыре основных специфических субъекта школь
ной деятельности;
■ отображает наиболее типичные для школьного социума кон
фликтные ситуации;
■ доступна и является наиболее практически востребованной
для использования в профессиональной деятельности педагогов.
С помощью предлагаемой типологии можно упорядочить банк данных школьных конфликтных ситуаций, пригодных для обучения руководителей школ, учителей реальным способам предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Исходя из особенностей взаимоотношений субъектов школьных конфликтов можно разрабо-
тать практические рекомендации но снижению уровня конфликтности, предупреждению и преодолению данных конфликтов в школе.
Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта. Итак, педагогический конфликт:
■ служит источником развития личности, ее духовного совер
шенствования и морального закаливания;
■ способствует адаптации личности к новым условиям;
■ объективизирует источник разногласия, суть противоречия,
что способствует нахождению способов их устранения;
■ помогает снять психологическую напряженность и избавить
субъектов конфликтаот фрустрации;
■ способствует сплочению группы (коллектива), укрепляет
неформальные отношения в школе;
■ «высвечивает» общественное мнение, социальные установ
ки, гуманистические ценности членов школьного социума.
Рядконкретных функций педагогического конфликта проявляется в:
■ разрушении формальных и неформальных отношений сов
местной деятельности в школьном социуме;
ш воспроизводстве психологического дискомфорта в общении;
■ усилении интровертироваиного личностного состояния субъ
ектов общения.
Структура конфликта складывается из внутренней и внешней позиций участи и ко и, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.
Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
Различение внутренней и внешней позиций участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным внутреннее, существенное.
Конфликтные взаимоотношения с подростком можно изменить в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т. е. постараться понять его цели, интересы и мотивы.
У большинства учащихся в возрасте 10—13 лет возникает комплекс самоутиерждения. Подросток стремится быть взрослым и тре-
бует равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Чтобы ему помочь, нужно найти такую деятельность, в которой подросток сможет добиться успеха. Как только он сумеет проявить себя и получить признание, он станет увереннее и спокойнее.
Определить объект конфликта бывает непросто. Улаживание конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания хорошей дисциплины в классе, учитель поручает подростку интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:
1) нарастания;
2) реализации;
3) затухания.
Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно уже на стадии ее возникновения. Одним из эффективных способов блокировки конфликта является переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость пред-метно-деятельиостную. Например, при нарастании напряженности между двумя учениками им обоим надо дать какое-либо поручение. Если оно будет связано с выполнением физического труда, отрицательная энергия учеников будет израсходована в деятельности, не выплеснется в их взаимодействии и не вызовет конфликт между ними.