Способы психологической защиты

В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф.В. Бассин опре­деляет психологическую защиту как нормальный механизм, направ­ленный на предупреждение расстройств поведения не только в рам­ках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая пси­хическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конф­ликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информа­цию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первона­чальные представления о себе и других.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Э.А. Костаидов пред-

ложил логически стройиое и убедительное представление глубинного физиологического компонента психологической защиты. Отрицатель­ные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлектор­ную связь в коре мозга. Она, в свою очередь, повышает пороги чув­ствительности и тем самым тормозит сигналы, связанные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя их осознаванию. Вре­менные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатле­ваться в долговременной памяти, быть чрезвычайно стойкими. Это позволяет понять способ возникновения стойких эмоциональных пере­живаний в случаях, когда их повод остается для переживающего их человека неосознанным.

Э.А. Костандов признает существование в мозге чувствитель­ного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но весьма значимые для данного человека раздражители. Несмотря на то что эти раздражители не осознаются человеком, они могут вызвать у него ряд вегетативных реакций, приводящих к изменениям физиологического и психологического состояний.

Как объяснить стойкость очагов отрицательного эмоциональ­ного возбуждения, возникающих при переживаниях конфликтов? Интересную мысль по этому поводу высказывает Е.Т. Соколова. Она обращает внимание на тот известный факт, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от егопреодоления. При этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнемт матери­альном, плане, либо во внутреннем, коль скоро решение преодолевать препятствие или отказаться от действия еще не принято. В том случае, когда человек не осознает конкретного смысла тех или иных обстоя­тельств, незавершенным оказывается прежде всего сам акт осознания.

Эксперименты Зейгарник показали, что именно незавершен­ные действия (и сопутствующие им обстоятельства) запоминаются лучше завершенных и (что особенно важно) запоминаются непро­извольно. В работах Левина также показано, что незакончениые дей­ствия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно допустить, что механизмы психологической защи­ты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

В экспериментальных условиях была воспроизведена ситуация, отчетливо выявившая эффект психологической защиты. Студентам предлагалось опознать и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявлявшихся на экране в условиях дефицита времени. Среди слов

были слона-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Оказалось, что порог осознанияслов-табу был существенно выше, чем нейтральных.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достиже­ние цели нормальным способом невозможно или когда человек пола­гает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и вре­менного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реаль­ного преодоления возникших трудностей, т.е. для разрешения конф­ликта соответствующими поступками. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицал их существо­вание, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные вневозможные. Приспособление в атом случае достигается за счет изменения воспри­ятия. Сначала человек отрицает то, что нежелательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болез­ненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало. Другие люди преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать бес­покоящими их объектами, стремясь овладеть ситуацией и изменить ее в нужном направлении. Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четвертые прибегают к раз­личным формам самообмана. Личностям с особенно жесткой и косной системой принципов поведения было бы особенно трудно иподчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику.

Опыт, не совместимый с представлением человека о себе, име­ет тенденцию не допускаться к осознанию. Восприятие угрозы сопро­вождается мобилизацией защиты с целью поддержать структуру «Я». Это достигается либо искажением восприятия, либо отрицанием вос­принятого, а следовательно, отрицанием всякой угрозы для личности.

К механизмам психологической защитыотносят обычно отри­цание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение и др.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая трево­жит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке. Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требует предварительного научения и характеризуется заметным искажением восприятия дей­ствительности. Отрицание формируется еще в детстве и зачастую не позволяет человеку адекватно оценить происходящее вокруг, что

вызывает затруднения и поведении. Например, при массовом социо­логическом исследовании взрослым людям задавали во и рос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. Поло­жительный ответ дали 54% некурящих и только 28% курящих. Боль­шинство курящих отрицали значение приводимых фактов, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для их соб­ственного здоровья.

Вытеснение наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Известно, что особо неудобные для нас факты забываются особенно легко. Вытесне­ние — бессознательный психический акт, при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются, с тем чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие сты­да и угрызений совести. Ложный мотив в этом случае может быть опа­сен тем, что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргумен­тацией личные эгоистические устремления. Вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет, однако, свои эмоцио­нальные и вегетативные компоненты. Несмотря на то, что содержа­тельная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый небла­говидный поступок, например струсил, конфликт сохраняется, а вы­званное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги. Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психо­физиологических симптомах. Обмолвки, описки, неловкие движения также нередко свидетельствуют о вытеснении. Интересно, что быст­рее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблаго­дарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчис­ленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытес­няются с огромной силой.

Таким образом, вытеснение означает подавление, исключение из сознания импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Иногда человек, который должен принять какое-то трудное решение, связан­ное для него с длительными иол нениями и переживаниями, может внезапно «забыть» об этом деле. Аналогично он способен полностью

утратить воспоминание о своем неэтичном поступке, невыполненном обещании. Важно, что человек не делает видг а действительно забыва­ет нежелательную, травмирующую его информацию, она полностьювытесняется из его памяти. Поэтому если мы замечаем, что неод­нократно забываем нечто, пора задать себе вопрос, действительно ли мы хотим воспользоваться данной информацией.

Проекция — бессознательный перенос (приписывание) соб­ственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные каче­ства пострадавшего. Человек, постоянно приписывающий другим соб­ственные стремления, противоречащие его моральным нормам, даже получил специальное название— ханжа.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желатель­ных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм соци­ального поведения и этических ценностей. Так, мальчик бессознатель­но старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря идентификации достигается также символиче­ское обладание желаемым, но недосягаемым объектом. В расширен­ном толковании идентификация - - неосознаваемое следование образ­цам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причина­ми, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частно­сти, она связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разру­шительного воздействия тем, что переоценивает значимость травми­рующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно жела­емого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осоз­нать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действи­ях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собствен­ными нравственными стандартами. Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый виноград» и «сладкий лимон». Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отра­жает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если чело-

век демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образо­ванию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упу­щенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему самому якобы не нужно. Точно так же рассказы о любовных похождениях могут выступать как психологическая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном человеке.

Близким к рационализации способом психологической защи­ты является включение, при котором также переоценивается значи­мость травмирующею фактора. Для этого используется новая глобаль­ная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогда относительнаязначимость травмирующего фактора понижается на фоне других,более мощных. Примером защиты но типу включения явля­ется катарсис — облегчение внутреннего конфликта при сопережи­вании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуа­ции других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими. Издревле катарсис связывают с театром. Действительно, собственные мучительные состо­яния зрителей могут облегчаться, когда они переживают события, про­исходящие с героями классической трагедии на театральной сцене. В этом одно из благотворных влияний театрального искусства на пси­хику человека. Таким образом, люди, способные искренне сопережи­вать окружающим, не только облегчают их страдания, но способству­ют улучшению своего психического здоровья.

Замещение — замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необ­ходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или па первом попавшемся предмете.

Изоляция, или отчуждение,— обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом доступ неприятных эмо­ций к сознанию блокируется, и связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчуждения», для которого характерночувство утраты эмоциональной связи сдругими людьми, ранее значимыми

событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается. Феномены дереализации, деперсонализации и раздвое­ния личности (множественности «Я») могут быть связаны с такой защитой. В литературе описано более 200 случаев раздвоения лично­сти. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «Я», то, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего про­тестует его существо. Эти разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, срабатывающим up и существенном рас­согласовании собственной системы ценностей и оценки своего поступ­ка или поступков близких людей, отделяющим желательные воздей­ствия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих. Применительно К вос­питанию это может проявляться в повышенно критическом отноше­нии к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отноше­ния могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Следует иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению инутрен-него комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для самооправдания.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допуска­ет в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения и реаль-ных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта вклю­чают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолева­ется, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы и сознание, можно достиг­нуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.


Наши рекомендации