Этикет в деятельности современного делового человека
В последние годы большое внимание уделяется проблемам служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Главным является обоснование принципови норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении, отношение к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Акцент делается на недопустимость наличия у бизнесменов и менеджеров качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью.
Управленческая этика — система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственной} решения конкретных проблем бизнеса, и управления.
Англию и Францию принято считать странами классического этикета. Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. В XV в, в этих странах господствовали грубость нравов, невежество, поклонение силе и т.н. В Италии облагораживание нравов общества начинается уже в XIV в. Переход от феодальных нравов к духу нового времени начался в Италии раньше, чем в других странах. Италию XV в. в сравнении с другими странами Европы отличают более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь.
Таким образом, Италия была страной новой культуры. Поэтому она справедливо заслуживает названия родины этикета.
Сложившиеся нормы нравственности — результат длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм (не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений) невозможны политические, экономические, культурные отношения.
Этикет (от фр. etiquette - обычай, характер) означает манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей этиправила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее истории, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
придворный этикет строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом во и рем я различных дипломатических приемов, визитов, переговоров;
воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет — совокупность правил, традиции и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от этихправил или нарушение их может нанести ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалосьнеприличным, становится общепринятым и н а о борот. Н о tj )е б о в а н и я :>т икета н е я в л я ю тся абс о л ют i i ы м и: с < >б л jo -дение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
В отличие от норм морали нормы этикета являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает уста-
новление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинную вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливают такт, чувство меры, подсказывающие,что можно, а что нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: на работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома не церемонятся, грубы и нетактичны с близкими. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности (в области моральной культуры) и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности (в области культуры материальной).
Одним из основных принципов современнойжизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить, лишь соблюдая правила вежливости и сдержанности. Поэтомуничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Однако в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина тому недооценка культуры поведения человека, его манер.
Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, топ, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые
в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к: чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение^ намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям независимо от их должности и общественного положения. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведения за столом. В целом зтикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, доходить до откровенной лести, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Всем известны выражения «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», а которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но и придают ему противоположный смысл.
Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы и ступаем в те или иные жизненные отношения. Как метко заметил Сервантес, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Истинная вежливость может быть только доброжелательной, поскольку является одним из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем, с кем человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах. Вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - - обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот что об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо
запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что с л и ш к о м за н я т ы. О дн а к о о л и вр яд л и бо л ьш е з а н я т ы, ч е м Франклин Рузвельт,а. он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться. Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности*-.
Следующие дна благородных человеческих качеств — тактичность и чуткость предполагают внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость — это к чувство меры, которое необходимо при разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, нарушив которую (словами или поступками), можно незаслуженно обидеть, огорчить человека, а иногда и причинить ему боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда на совещании кто-то небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь*, «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения аудитория истречает с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Культура поведения а равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплине, а также в уважительном, вежливом, тактичном поведении но отношению к руководителю. То же — по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом, отвечаете ли вы людям тем же.
Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на высказывание или поступки и при необходимости самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит
достоинство, но и укрепит собеседника в том, что вы обладаете исключительно ценным человеческим качеством — скромностью.
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто s критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного твержеи активнее.
Всем, наверное, приходилось быть свидетелем того, как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков. Никогда не следует начинать с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то». По мнению психологов, это все равно, что заявить: «Я умнее вас, я собираюсь нам сказать то, что заставит вас изменить свое мнение». По сути, это вызов, который порождает у собеседника внутреннее сопротивление и желание «сразиться*- с вами еще до начала спора. Доказыватьчто-либо следует настолько тонко и искусно, чтобы никто этого даже не почувствовал.
Д. Карнеги - известный мастер искусства манипуляции -- считает, что людей надо учить так, как если бы вы их не учили, незнакомые вещи преподносить, как забытые. Таково одно из золотых правил. Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная паточных фактах, позволяют разрешить противоречия между требованиями «хорошего тона» в дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
Принятые у каждого народа правила вежливости представляют собой очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой бы стране вы ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей культуре, уважения к своим обычаям.
Культура современного общества в итоге усваивает наиболее ценную часть культуры всех стран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могут участвовать и деловые люди, обогащая свой культурный опыт, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее, что есть у других народов.
Раньше под словом «свел> подразумевалось интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. «Свет» состоял из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-либо талан-
том или хотя бы своей вежливостью. В настоящее Бремя понятие «свет» уходит, но светские правила поведения остаются.
Светский этикет ото не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никакими из своих действий никого не оскорбить.
Рассмотрим несколько принципов, которых следует придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать — вторая по значимости после манеры одеваться, па которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление о нем.
Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, т.е. нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но не утрировать вежливость. В «светел говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.
Умение слушать - - такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и умение говорить; и если вы хотите, чтобы вас слушали, нужно самому слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете.
В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Одежда — одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложится у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф-клуба.
Излишне говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но несколько советов относительно того, как и в каких случаях нужно одеваться, все же дадим.
На приемы до 20,00 мужчины могут надевать любые костюмы неярких цветов. На приемы, начинающиеся после 20.00, следует надевать костюмы черного цвета.
Журнал «Models of the season» рекомендует придерживаться следующих правил:
■ пиджак предпочтительнее классический «английский»
(с двумя шлицами сзади). В отличие от «европейского» (без шлиц)
и «американского» (с одной шлицей) он позволяет своему обладате
лю не только элегантно стоять, но и элегантно сидеть;
■ брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спуска
ться на обувь, а сзади доходить до начала каблука;
■ рубашка под пиджаком допускается только с длинными рука
вами. Не следует надевать нейлоновые и трикотажные рубашки;
■ воротник рубашки должен быть на сантиметр-полтора выше
воротника пиджака;
■ жилет должен быть не слишком короткий, пи рубашка,
ни ремень не должны быть видны;
■ ремень исключает подтяжки и наоборот;
■ носки к деловому и праздничному костюму должны быть
подобраны в тон (ни в коем случае не белые) и достаточно длинные.
У женщин значительно большая свобода в выборе фасона одежды и ткани, чем у мужчины. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды,— это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости и роскошных платьях и дневное время. Для таких случаен подойдет элегантное платье или платье-костюм.
Визитная карточка во многих случаях заменяет «удостоверение личности». Обычно ее печатают на языке страны, в которой живет владелец карточки, либо на английском, либо на языке страны пребывания. На визитной карточке укалывают имя и фамилию, должность и адрес фирмы, где человек работает, а также номер телефона (факса, телекса). Визитную карточку вручают человеку так, чтобы он смог сразу прочитать ее, а дающий должен тем временем вслух произнести свои имя и фамилию. На визитных карточках жен проставляют лишь имя и фамилию, без указания должности. Визитные карточки, на которых указаны одновременно имена и фамилии мужа и жены, рассылаются или завозятся, главным образом, дамам. На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывают, так как в большинстве стран не существует даже такого понятия.
Надписи карандашом в левом нижнем углу визитной карточки могут означать следующее:
р.Г. — поздравление;
р.г. — благодарность;
р.с. — соболезнование;
p.p. — заочное представление;
p.f.c. — удовлетворение знакомством;
р.р.с. — вместо личного визита в случае окончательного отъезда;
p.f.N.a. — поздравление с Новым годом.
Визитные карточки, завозимые непосредственно ее владельцем, загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение), посылаемые визитные карточки не загибаются. На полученные визитные карточки полагается ответить в течение 24 часов.
Этикет в письмах, но существу, это все те же формальности, превратившиеся и обычаи. Поздравления с Новым годом посылаются заранее, для того чтобы они были получены накануне Нового года или в день праздника. Этот срок должен соблюдаться в отношениях с родственниками, относительно же друзей или близких знакомых срок поздравлений может быть растянут и на первую неделю после Нового года, всех остальных можно поздравлять в течение всего января. Письма пишут только с одной стороны листа, обратная сторона должна всегда оставаться чистой. Этикет не требует красоты почерка, но писать следует разборчиво.
Невежливо ставить одну букву с точкой вместо подписи. Какого бы рода письмо ни было - - деловое или дружеское, всегда нужно ставить адрес и число. Не принято писать многословно лицам, стоящим выше или ниже вас по положению. В первом случае это может быть расценено как неуважение (к тому же длинное письмо скорее всего простоне будут читать), а во втором случае — как фамильярность.
В искусстве составлять письма очень важную рольиграет умение выбрать верный тон письма. Письмо отображает нравственный облик пишущего, служит своего рода мерилом его образования и знаний. Поэтому, иедя переписку, не следует забывать, что по ней люди будут судить о ваших достоинствах и недостатках. Малейшая бестактность в словах и небрелаюсть и выражениях выставляют пишущего в неблагоприятном для него свете.
Интеллигентность — это не только (и даже не столько!) знания, но и способность понимать других. Она проявляется во множестве мелочей: в умении спорить, не унижая оппонента, скромно вести себя за столом, незаметно помочь другому, беречь природу и т.д.
Интеллигентность предполагает терпимое отношение к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку и все имеете чувствовали себя хорошо. Не мешать друг другу надо уметь. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах (бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому).
Невозможно запомнить все существующие правила, но самое главное надо помнить всегда — это уважительное отношение к людям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД И ПЕРЕГОВОРОВ
Успех или неудача любого общения во многом зависит от соответствующей подготовки к нему. Поэтому принято выделять подготовительную фазу (докоммуникатианую), фазу непосредственного
общения (коммуникативную) и фалу подведения итогов общения (посткоммуникативную}. Каждая из них предусматривает различные по содержанию исложности биды деятельности руководителя.
На первый взгляд непосредственное общение руководителя -слитный процесс, порой непрерывный. Однако его можно всегда рассматривать как локальный акт: разговор с определеннымсобеседником, обсуждение конкретных вопросов с группой людей, информационное выступление в аудитории, на совещании, переговорах и т.д. В каждом таком акте общения можно выделить следующие этапы:
1) установление контакта;
2) ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие
решения, достижение цели;
3) выход из контакта.
В повседневном общении эти этапы претерпевают различного рода трансформации. Однако независимо от того, с кем входит цо взаимодействие работник — с одним человеком, снебольшой группой собеседников или с большей аудиторией, эти этапы имеют место.
Начинается общение с установления контакта.Деловое общение с одним собеседником начинается с традиционных приветственных слов. С первых минут контакта следует показать, что вы открыты для общения и доброжелательны. Это достигается легкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном корпуса, головы в сторону собеседника, выражением глаз (внимание и заинтересованность), устремленных на собеседника. Желательно выдержать небольшую паузу (1—3 секунды). Если ваш партнер не смотрит на вас, обратитесь к нему но имени и отчеству (если знаете его), а лотом произнесите традиционное «добрый день», «здравствуйте» и т.н. После этого необходимо выдержать паузу, с тем чтобы человек ответил вам, включился а общение.
Приконтакте с группой также необходима пауза мосле приветствия. Лишь после нее надо представиться, если вы незнакомы. Темп речи должен быть не быстрым, слова четкими, интонация спокойной. Все это закладывает основы дальнейшего общения и показывает окружающим, что вы — корректный, доброжелательный и заинтересованный в общении собеседник.
Следует отметить, что установление контакта зависит от восприятия партнера по общению и первого впечатления о нем. Познание объекта общения начинается с знакомства со сведениями о человеке. Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие. Другим путем получения информации об объек-
те общения яиляется непосредственное восприятие его при ихожде-нии в прямой контакт с ним. Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть и человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, одежда, манера себя вести могут поведать об опрятности, уровне культуры человека.
Социальные психологи отмечаютнекоторые типичные искажения представлений о другом человеке, о которых должен знать руководитель. К их числу относится эффект ореола, который проявляется в приписывании человеку, о котором сложилось благоприятное мнение, положительных оценок и тех качеств, которые в данный момент не наблюдаются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже хорошие его поступки истолковываются как негативные. Под влиянием эффекта ореола руководитель может не заметить положительных качеств у «постоянного нарушителя», а у весьма благополучного человека - - признаки эгоизма и т.д.
Эффект стереотипизации состоит и том, что суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного опыта или устоявшегося мнения других. Стереотипизация упрощает процесс познания другого человека, но вместе с тем приводит к возникновению предубеждения, которое создает не только неправильное впечатление у того или иного работника о человеке, но и плохое мнение о нем.
Эффект первичности и новизны выражается в том, что первое впечатление о человеке сильнее, чем последующие, поэтому и велика роль первого появления работника в коллективе. Исправление первоначального впечатления о человеке требует длительного его познания и совершается с трудом.
Установлениепсихологического контакта переходит в следующий этап делового общения — ориентацию,позволяющую определить стратегию и тактику разговора, в ходе которого следует обсуждение проблемы и принятие решения. На этом этапе в процессе изучения людей руководитель должен понять цели и мотивы их поведения, их переживания, установки, состояние, ожидание похвалы и поддержки, внимания от окружающих, сомнения и опасения.
Адекватность восприятия и понимания работником целей зависит от его социально-перцептиииых умений и качеств, являющихся основой наблюдательности любого руководителя. Женщины превосходят своих коллег мужчин по наблюдательности. Они полнее и глубже понимают интеллектуальные и волевые качества, а также черты характера, выражающие отношение человека к другим людям и к самому себе. Мужчины же лучше видят те черты характера, которые выражают отношение к труду, общественной работе.
Основными механизмами познания другого человека, которые наиболее ярко проявляются на данном этапе общения, являются:
1) эмпатия;
2) идентификация;
3) рефлексия.
Эмпатию характеризуют как эмоциональное понимание. Она связана с умением поставить себя на место другого, учесть его состояние, мотивы поведения. Умение взглянуть на ситуацию и самого себя со стороны важнейший компонент общей культуры руководителя. Возможны два способа реализации этого умения: идентификация и рефлексия.
Идентификация, или отождествление себя с другими, состоит в воображаемой постановке себя на место партнера по общению, взятие на себя роли, которую выполняет этот партнер, выработке такой же линии поведения, как и у партнера, примыкание к его позиции. Поставить себя на место другого не так просто, как может показаться с первого взгляда. Кроме того, порой это не только не дает ожидаемых результатов, но и осложняет взаимопонимание. Это может быть вызвано тем, что вместо истинного обращения к чужой точке зрения у общающихся возникает иллюзия взгляда со стороны.
Рефлексия (от лат. reflexio — отражение, обращение назад) тоже предполагает постановку вопроса: а если бы на его месте был я? Но она означает не просто понимание собеседника, а осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, и коррекцию своего ведения в связи с возможным поведением другого. Примером рефлексии является разгадывание намерений собеседника в обсуждении спорных вопросов. Рефлексия, так же как идентификация, является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека,
В процессе общения важно, чтобы партнер по общению понял себя. Поэтому руководитель должен наш'и возможно более доступную для собеседника форм у самовыражения и позаботиться о самоограничении. Первая задача решается путем постановки вопросов: что мой собеседник (партнер по общению) думает обо мне, как ему видится моя позиция в этом вопросе, как он воспринимает и оценивает мои действия? Исходя из этого руководитель должен строить свое поведение: воздержаться от поступка или высказывания, которые могут вызвать неоправданную или нежелательную ответную реакцию. Например, зная о болезненном самолюбии одного из партнеров, участвующих в переговорах, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом удоб-
ном случае. Вместе с тем необходимо учитывать и свои недостатки, а это вызовет самоограничение. Ведь взаимопонимание, а следовательно, и общение во многом зависят от поведения руководителя, от того, как он управляет своими случайными эмоциями, насколько у него тесно сплетены рациональное и эмоциональное. Для этого руководитель должен постоянно изучать себя, свои реакции, установки в оценках других людей. Н.Г. Чернышевский писал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Важно, чтобы руководитель умел дать простой ответ на трудный вопрос собеседника, не принять на свой счет двусмысленной обидной реплики. Давая ту или иную оценку поведения отдельного участника переговоров, необходимоуметь показать свою доброжелательность, чтобы не возникла оборонительная реакция.
Следует отметить, что при обеспечении взаимопонимания и и целом общения с людьми руководителю следует чаще опираться на то положительное, что есть у человека, а не бороться с ним. Ведь при обсуждении отрицательных качеств у говорящего проскальзывают в речи нотки пренебрежительности, властности, неуважения к человеку. Выявление же у собеседника положительного заряжает его эмоционально положительной энергией, стимулирует деятельность, повышает его самооценку, вызывает желание оправдать сказанное. Именно поэтому для эффективного руководителя так важно стремление наладить общение с людьми, шире видеть их психологические особенности. Подход же работника к собеседнику именно с положительной стороны способствует взаимопониманию, возникновению доверия к руководителю, это обеспечивает переход к этану сближения позиций и поддержания взаимопонимания.
Безусловно, взгляды собеседников совпадают далеко не всегда, это влияет на их общение. Каким путем можно сблизить позиции по тому или иному вопросу, чтобы найти компромиссное решение? Главное — выявить мотивы тех или иных поступков или высказываний человека и сопоставить их с мотивами своего поведения в такой же ситуации. Это поможет не только понять причину отказа конкретного сотрудника выполнить ту или иную просьбу или поручение, но и найти (что очень важно) путь для сближения позиций рядового члена коллектива и руководителя.
Следует отметить, что обсуждение вопроса и принятие решений нередко связаны с преодолением разногласий и негативного отношения к теме беседы. На любом этапе общения может возникнуть конфликт. В основе любого конфликта, независимо от уровня его протекания,могут лежать организационные, производственные или
межличностные причины. Для понимания сущности конфликта и причин его возникновения всегда необходимо точно знать (или хотя бы представлять) конфликтующие стороны. Чтобы свести к минимуму психологические потери в конфликтах, необходимо добиваться их разумной регуляции, используя психолого-педагогические методы воздействия па людей.
Существует еще один прием сближения позиций общающихся — использование понятий «права и обязанности» члена трудового коллектива. Однако делать это нужно всегда корректно, не злоупотребляя своим положением.
Не менее важным в общении руководителя является умение выйти изконтакта. Для этого необходимо fie только подобратьнаиболее подходящий момент, но и знать, как это сделать. Существуют различные типы выходов из контакта, и основу которых положены:
1) уровень общения от «примитивного» до «высшего»;
2) преобладающий вид взаимодействия: кооперация (конгру
энция) или конкуренция (конфликт, конфронтация).
Названные типы выхода из контакта во всем многообразии проявляются в конкретных жизненных ситуациях. Но существуют некоторые общие рекомендации и правила завершения контакта, которыми не стоит пренебрегать в деловом общении.
Прощание, как кначало беседы, должно быть приветливым. В этотмомент важно видеть и чувствовать собеседника. В конце деловой беседы желательно выразить надежду на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи, в канун приближающихся праздников или знаменательных дат нужно поздравить участников разговора, высказать наилучшие пожелания. При прощании важно соблюдать этикет: встать, проводить и т.д. Все это говорит о вежливости при выходе из контакта,независимо от результатов общения.
Овладение основами общения дает возможность руководителю, искренне стремящемуся к повседневному успеху в своей деятельности, эффективнее решать задачи сегодняшнего дня. В современных условиях ситуации общения руководителя настолько многообразны, что нет возможности предложить готовые рецепты на все случаи жизни. Выбор оптимального решения является задачей, над которой руководящий работник должен трудиться ежедневно.
Рассмотрим основные рекомендации но проведению переговоровс учетом этапов (подготовка, ведение, анализ после завершения).
I. Подготовка. При подготовке к переговорам определите состав делегации и ее руководителя. Необходимо учитывать следующее:
■ типичная ошибка для российских участников переговоров —
слишком большой количественный состав делегаций;
■ делегация должна работать как единая команда.
Установите рабочие отношения с предполагаемым партнером:
выразите свою заинтересованность участия в переговорах, запросите (если необходимо) дополнительную информацию (например, техническую документацию).
Согласуйте с партнером следующие организационные моменты предстоящих переговоров:
■ уровень ведения переговоров (кто глава делегации: руково
дитель предприятия, его заместитель и т.д.);
■ место проведения переговоров;
■ количественный состав делегации (сколько человек примет
участие в переговорах).
Дайте ваши предложения по повестке дня (какие вопросы и в какой последовательности вы намерены обсуждать).
П. Ведение. Большое внимание следует уделять тому, как рассадить участников переговоров:
■ глава делегации садится в центре, напротив него — глава
партнерской делегации;
■ справа от главы второе лицо в делегации, слева пере
водчик.
Требования к характеру беседы:
■ спокойный тон. Даже в том случае, если партнер раздражен
или агрессивен, необходимо внимательно выслушивать собеседника
до конца, не перебивая;
■ через 5—7 минут после начала подают чай, кофе;
■ через час беседы чай, кофе предлагают вторично;
■ по окончании переговоров (подписания протокола о намере
ниях, контракта, договора) ус<