Педагогический коллектив в системе управления школой
Коллектив социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых умений, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Важнейшими составляющими коллектива являются отлаженные формальные и неформальные отношения, здоровый дух сплоченности, активно действующая позитивная масса.
Перед управленцем всегда стоит задача, без решения которой невозможно достигнуть каких-то особых результатов,— это создание в коллективах доброжелательных и открытых отношений, атмосферы взаимопомощи и взаимоподдержки. Только в таком коллективе учи-
теля могут реализовать свой творческий потенциал и стремятся к профессиональному самосовершен ствованивд.
В педагогической системе одной из важнейших составляющих управления становится администрирование. Главными принципами практики и методологии администрированияявляются:
обезличенпость и унифицированность как субъектов, так и объектов управления. Например, учреждения образования различаются только но родовому признаку, т.е. по признаку их принадлежности к сфере дошкольного, общего среднего, профессионального образования, или но видовому признаку - гимназии, лицеи, колледжи и т.п., но никак не по персональному, «личному», т.е. идущему от «лица» как своеобразного экрана, на котором отражается внутренняя сущность образовательного учреждения, вбирающая в себя вею полноту его уникальной предыстории и его будущего;
обнуление капиталов (не только финансовых, но и культурных, интеллектуальных, организационных, кадровых, технологических, материально-технических и др.) за счет «стирания» неугодных институциональных и социальных структур, сокращения кадров управления, ликвидации и укрупнения «неперспективных» населенных пунктов и «устаревших» (на самом деле традиционных и крайне важных) социальных функций и т.п.;
экспериментаторство, экстремизм и времеищичество в управленческих инициативах. Эти принципы проявляются в том, что в угоду новомодным идеям или ради интересного эксперимента могут быть «хирургическим» путем перекроены, а на самом деле переломаны все ж из нео бракующиетрадиции, структуры, системы отношений, сложившиеся и питающие образовательное учреждение, организацию, инфраструктуру или субъекта;
иеразграпичеипость сфер ответственности на всех уровнях управления (все занимаются и отвечают за псе, а значит, ни за что), следствием которой является управленческая «слепота» (удобно не знать или не замечать серьезных проблем);
концептуальная неразбериха, когда путают экономику с экономией (от брежневского «экономика должна быть экономной»), образование с обучением, воспитание с воспитательной работой, психологов с психиатрами, социальную защиту с социальными гарантиями. Соответственно смешанные понятия оказываются слабо пригодными для адекватного описания реальности и для принятия четких и ответственных решений;
под чипом, но без лица. Согласно этому принципу право на имидж имеет только первое лицо, а все остальные могут быть на него
лишь похожи. Но поскольку и «монархически организованном ментальном пространстве» общественного сознания (кое-что у нас пока остается превалирующим) в качестве Первого может существовать только «царь», постольку обезличенными оказываются все, включая и первое лицо. Этот парадокс объясняется тем, что его «лицо» вынуждено быть отчужденным от него самого и скорее должно быть маской, витриной («имиджем»), так как ее слишком многие хотят примерить, поносить или приукрасить.
В противовес принципам администрирования предлагается формировать макроиерсонную систему взаимодействия субъектов управления единого образовательного пространства, подразумевающую отношение к каждому образовательному учреждению как уникальному, имеющему свое неповторимое лицо и ресурсы саморазвития. Это становится возможным благодаря:
1) успешной разработке и реализации на практике методоло
гии и рефлексивно-гуманистической концепции сотворческих процес
сов в малых (до 15 человек) и средних (до 150 человек) группах. Наибо
лее значимым стало открытие полилоги чес кого принципа организации
межличностного взаимодействия участников творческой группы, когда
целостное включение в сотворческое взаимодействие каждого следу
ющего участника определяется повышающимся уровнем его компе
тентности в тон проблемной области, которая является предметом кре
ативной разработки;
2) глобальным системам телекоммуникаций, основанным
на компьютерных и сетевых технологиях. Очевидно, что в скором вре
мени они потеснят с информационной арены даже столь популярные
сейчас масс-медиа (СМИ). При этом их преимущество будет связано
не только и не столько с процессами доставки информации по постоян
но ветвящимся и независимым каналам, сколько с оптимизацией про
цессов запараллеливания и согласования управленческих инициатив
по системе горизонтальных и гетерархических (т.е. соподчиненных,
когда в одной ситуации лидирующим становится один уровень, а в дру
гой ситуации — другой) связей.
Эти два условия определяют актуальность построения таких систем управления, в которых субъекты управленческой деятельности выступают не в качестве унифицированных но своим функциям «винтиков», а в качестве целостных персон. Так, в настоящее время реализуются следующие принципы взаиморазвивающего микро- и макро-персонного соуправления:
приумножение существующих ценностей. Управление должно осуществляться не за счет воли, грубой силы и постоянного нриоб-
ретения сомнительных ценностей извне на основе все новых и новых ресурсных вложений, а за счет порождения ценностей на основе скрытых внутренних резервови аеэатратныхуправленческих решений. Каждый субъект и объект управления в образовании имеет свою неповторимую историю, содержание и сущность, которые являются его непреходящей ценностью - - социальной, культурной, экономической и т.н. Эта ценность и есть тот капитал—талант, который администрирующим управленческим сознанием зарыт, забыт или даже уже загублен, тогда как только нужно вложить его внастоящее дело, пустить в социально-экономический и культурный оборот — и он «окупится» сторицей;
не вместо и не за счет, другого, а вместе. Необходимо инициировать процессы соборности, создать творческую среду управленческого взаимодействия, в которой каждый вновь обретет или раскроет свой талант, сможет реализовать свой скрытый творческий потенциал созидания, обогащающий не только его самого, но всех вместе и каждого находящегося рядом;
незаменимость реального субъекта управления и безопасность его созидательной инициативы, а также поступательность и осмысленность его карьеры в том случае, если он берет на себя ответственность за свои свершения. Этот принцип должен противостоять столь популярному сегодня среди высоких руководителей тезису (пока они сами не попали под его действие) «Незаменимых нет!». Управленец, впрочем, как и любая другая персона, незаменим, так как он с необходимостью должен быть органичен для той системы, в которую встроен или которой он управляет. Иначе он не сможет быть эффективен, а значит, и реален;
каждый — первенец на своем месте. Нужно организовывать первенства — праздничные «будни», когда каждый сможет проявить свою первость, первостепенность, периозначность, станет «первоцветом», первопроходцем на своем месте;
концептуальная стройность. Необходимо: вернуть сущностное значение базовым понятиям теории управления, чтобы они не затемняли и не сбивали управленческое сознание и мышление, а направляли и мобилизовывали его на доброе действие. Например: «начальник» — это не умник, руководящий дураками, а тот, кто дает начало какому-либо делу; «подчиненный» это имеющий право на действие и решение, освященное законом; «директор» - это открывающий путь и направление;
кружевное полотно, а не рыболовная сеть. Управление единым образовательным пространством строится одновременно на эсте-
тических и научных принципах в форме сетевой многоуровневой структуры, напоминающей кружено. Как в кружеве каждый узелок и стежок имеют свой особый смысл, свою особую роль и место (в отличие от унифицированности всех узлов в рыболовной сети), так и в управленческой системе образованием каждое звено должно быть наделено своей неповторимой миссией и конкретной функцией. В такой системе красота примиряет принципы предельной эмоциональности (т.е. максимальной энергичности) и предельной целесообразности (т.е. максимальной прагматичности и рациональности). В гетероген-но-полифоническом («кружевном») управлении, как в настоящем произведении искусства, нельзя ничего ни прибавить, ни отнять;
персоппостъ, или олицетворенное и именное управление. В управление вовлечены не только люди, имеющие первородное правобыть личностью, ной организации, дома, села и микрорайоны, любые субъекты экономической и правовой деятельности (не случайно широкое применение таких понятий, как «физическое лицо» и «юридическое лицо»).
Тенденции управления ишколе. В многообразии конкретных путей еотворческого развития различных образовательных учреждений проглядывается определенная общность изменений, через которые проходит управление, становящееся сотворческим.
Одной из ключевых ценностей, на которую начинает работать управленческая система, становится ценность построения уникального педагогического учреждения, интегрирующего в себе творческие потенциалы учительского коллектива и окружающего его социально-культурного пространства. О начале движения от типичного, усредненного к уникальному, от сложившегося положения к мечте свидетельствует появление особого управленческого документа — концепции инновационного развития школы, фиксирующей направления и формулы предполагаемых трансформаций.
Администрация школы признает ценность сложившегося педагогического коллектива, стремясь сделать как можно большее количество учителейсоавторами идей инновационного развития школы. Для этого в школе организуют специальные мероприятия (инновационные педсоветы, управленческие советы, круглые столы, рефлексивные практики и т.п.), где перед коллективом ставятся стратегические вопросы развития. Осознанно или нет, но принимается сотворческая стратегия инноваций: она предполагает, что нет педагогов без творческого потенциала, но есть управленческие системы, которые могут не давать этому потенциалу раскрыться. Следовательно, к раскрытию педагогами своих творческих возможностей нриве-
;кч :шолюция управления. Подтверждением первых успехов на этом пути являются появившиеся творческие авторские программы педагогов школы. Авторская программа представляет собой систему задуманных, осуществленных и описанных педагогом событий, выходящих за пределы его обычных профессиональных действий.
Меняются формы проведения ключевых событий школьной жизни, они начинают воплощать ценности сотворчества. Если в начале инновационного развития эти формы обеспечивают психологи, то с какого-то момента они начинают жить самостоятельной жизнью. Заседания педагогических советов и методических объединений, сборы администрации, классные часы и родительские собрания начинают проводиться с использованием принципов и организационных форм рефлексивно-сотворческой культуры, предпринимаются попытки проводить в сотворческой культуре уроки, возникаютновые формы профессионального общения учителей тина «педагогической гостиной».
Серьезным шагом управленческих изменений является увеличение открытости управления: начато привлечение к управленческим функциям рядовых учителей, школьников и их родителей. Появляются специальные системы участия детей и родителей в управлении школьной жизнью. Это становится самостоятельной ценностью, что приводит к превращению управления в соуправлеиие. Оно строится не на административном, а на сотворчески-партнереком, доверительном основании: людей объединяют общие ценности. Сопричастность людей рождению сокровенных основ развития школы рождает команду. Управленческая команда расширяется не только за счет появления единомышленников; официально проявившие себя творческие лидеры коллектива приобретают более высокий статус, становятся завучами, руководителями творческих лабораторий или методических объединений (ученического совета или его отдельных направлений, попечительского совета и т.п.).
На смену принципу контроля щтхо;щ г принцип развивающей обратной связи:управленческая команда перестает считать ошибки и недочеты главной побудительной причиной развития педагогов и учеников. Наоборот, на первое место выходит поддержка их творческих усилий. «Карательный» внутришкольный контроль и анализ открытых уроков уравновешиваются, а порой заменяются официальной системой награждения (например, ежегодного) наиболее творчески проявивших себя педагогов и учеников.
Рефлексивно-гуманистические изменения в воспитательной и управленческой системах школы приводят к переосмыслению сложившихся способов преподавания предметов. Инновационные
поиски педагогов начинают охватывать главную и наиболее трудную для изменений область школьной жизни — уроки. Не секрет, что подавляющее большинство уроков сегодня мало соответствуют ценностям сотворчества. Пытаясь найти более адекватные способы воплощения сотворчества в формы лроведения уроков, учителя ищут иные формы домашних заданий и оценки работы учеников, организации учебного пространства, взаимодействия учеников на уроке друг с другом и с учителем.Высшей формой творческой активности педагогов является написание авторских образовательных программ.
Школа начинает выступать в качестве социально активного субъекта: наработанные идеи и результаты выходят за ее пределы; проведение семинаров, выступления сотрудников на конференциях ит.н. из повинности превращаются во внутреннюю необходимость. Публичная деятельность становится важной составляющей деятельности членов управленческой команды. Школа выходит из тени, ее самые яркие лидеры получают приглашенияна более высокие должности в образовательной системе, что также увеличивает ротацию кадров в управленческой команде.
Важнейшим принципом развития трудового коллективам целом является соревновательная активность.
Трудовой коллектив - - своеобразный социум, скрепляющий организационную структуру, формирующий культурный слой ее деловых и межличностных отношений. Коллектив - это сфера активного проявления личностных способностей, формирование характера иутверждение духовных ценностей работников. Однако не следует преувеличивать роль коллективов в жизнедеятельности людей. Любая попытка к этому ведет к ущемлению суверенитета отдельной личности. В.М. Бехтерев говорил, что индивиду чаще, чем группе, мы обязаны инициативой и изобретением, но нельзя забывать, что индивидуальный гений — это продукт общества, олицетворяющий собой синтез коллективной работы. Таким образом, личность и коллектив нуждаются друг в друге.
В процессе совместной трудовой деятельности членам первичного коллектива необходимо вступать в контакт друге другом для координации своей деятельности. От уровня такой координации во многом зависит эффективность трудового коллектива. В свою очередь этот уровень зависит от степени психологической совместимости членов коллектива. Что же такое психологическая совместимость? Кратко этопонятие можно определить как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Очевидно, что при комплектовании групп для целей той или
иной деятельности необходимо учитывать не только индивидуальные психологические качества каждого человека, но и возможные эффекты, вызванные соединением данных людей. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и их различием. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей а условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность. Роль психологически совместимых групп важна во всех сферах совместной человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатьнзаемо-сти и более высокой эффективности груда. Существуют следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:
1) результаты деятельности;
2) эмоционально-энергетические затраты ее участников;
3) удовлетворенность деятельностью ее участников.
Можно выделить два основных вида психологической совме
стимости:
1) и с и хофиз иологи чески й;
2) социально-психологический.
Психофизиологическая совместимость предполагает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работников в первичных коллективах. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет па социально-психологический климат коллектива. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый вид производственной деятельности требует психофизиологической совместимости членов первичного коллектива.
При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Различают четыре типа коммуникативного поведения:
1) стремление к лидерству и способные решать задачу, лишь
подчиняя себе других членов группы;
2) попытка решить задачу в одиночку;
3) приспособление к группе, подчинение приказам других
ее членов;
4) стремление решить задачу коллективно совместными усилиями, не только принимая предложения других членов группы, но и выступая со своей инициативой.
Социально-психологический климат.Для интегральной характеристики производственного коллектива все чаще используют понятие «социально-психологический климата. Вообще такие понятия, как «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат», широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. Б большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях климата с окружающей социально-предметной средой.
Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты и характеризуется различной степенью осознанности.
По мнению психологов К. К. Платонова и Г. Г. Голубе в а, социально-психологический климат является важнейшим компонентом психологического климата группы в целом, в который также входят цветовой климат, создаваемый окружающей цветовой гаммой (в частности, помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и так называемой функциональной музыкой.
Под духовной, или психологической, атмосферой Б.Д. Пары-гин, например, подразумевает специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения. Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. Таким образом, социально-психологический климат — а то не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты.
Аналогичным образом различает климат и атмосферу К.К. Платонов. В его понимании социально-психологический климат группы определяется стойким настроением группы, а социально-психологическая атмосфера группы подобна климату, но отличается от него меньшей устойчивостью, и поэтому не всегда отчетливо осознается.
Наиболее важным фактором, влияющим на организационный климат, обычно называют стиль руководства.
Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя, несомненно, влияют на формирование климата.
Итак, социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами и процессе совместной деятельности и общения.
Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом коллектива и поведением его членов не должно приводить к их отождествлению, но не учитывать особенностей данной взаимозависимости нельзя. Например, характер взаимоотношений в коллективе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. Вместе с тем восприятие этих взаимоотношений его членами (отраженное) представляет собой элемент климата.
Рассматривая формирование социально-психологического климата первичного производственного коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и .микросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование производственных коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат основного производственного коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления предприятия направляют и конкретизируют функционирование первичных и вторичных коллективов.
Обратимся теперь к факторам микросреды предприятия, т.е. к материальному и духовному окружению личности как члена первичного производственного коллектива. Эта микросреда представляет собой также «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичного производственного коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, т.е. весь
комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация».
Другую, не менее важную группу факторов микросреды составляют бол действия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в первичном производственном коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания, поскольку являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы соцмально-психологи чески ми.
Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами первичного производственного коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским «.моделей совместной деятельности». В качестве таких моделей Л. И. Ума не кий рассматривает:
1) совместно-индивидуальную деятельность (каждый член кол
лектива делает свою часть общего задания независимо от других);
2) совместно-последовательную деятельность (общая задача
выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейер
ное производство));
3) совместно-взаимодействующую деятельность (задача выпол
няется при непосредственном и одновременном взаимодействии каж
дого члена коллектива со всеми другими его членами).
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И. Умаиского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентации, целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичного производственного коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на климат первичного трудового коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение.
Например, в пределах одной команды могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрушювых связях) противодействуют членам «не своих» групп.
Конечно, при изучении факторов, влияющих на климат коллектива, следует учитывать не только специфику каждой формальной и неформальной организационной структуры, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психолог и чес кий климат первичного производственного коллектива. Следует отметить, что управленческие отношения в целом обусловлены формой собственности на средства производства.
Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат первичного производственного коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также и поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад* в формирование социально-психологического климата коллектива. Разумеется, любой феномен коллективной психологии не является простой суммой соответствующих психологических феноменов каждого отдельного члена коллектива, а выступает как новое качественное образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько их сочетание. Уровень психологической совместимости членов производственного коллектива является фактором, обусловливающим в большой степени его климат.
Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально-психологический климат первичного про-из во дет в ен н ого ко л л е к т ива:
1) воздействия со стороны макросреды (характерные особенности современного этапа социально-экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным промышленным предприятием, его органов управления и самоуправления, общественных организаций; связи предприятия с городскими и районными организациями);
2) воздействия со стороны микросреды (предметно-иещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально-психологические факторы (специфика форма,'!ьных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними, стиль руководства коллективом, уровень психологической совместимости членов коллектива)).
Высокий уровень развития трудовою коллектива обеспечивает основу дли более полного проявления состязательности и взаимопомощи — двух главных социально-психологических черт соревнования, образующих диалектическое единство. Состязательность выступает здесь как стремление личности к самоутверждению, реализации своих профессиональных знаний и умений.
Анализ исследовательского материала позволяет выделить следующие доминирующие мотивы участия работников в соревновании:
1) идейные - проявляются в осознании работниками обще
ственной ценности своих трудовых усилий, в их гражданственности;
2) социогенные (т.е. рожденные социальными потребностя
ми) -- связанные с общественным признанием достоинств личности;
3) материальные — связанные с удовлетворением в ходе сорев
нования тех или иных материальных потребностей.
В практической деятельности личности эти мотивы тесно переплетены и направлены на удовлетворение потребности личности в самоутверждении.
Соревновательная активность личности проявляется лишь при условии, если личность внутренне (психологически) включилась в процесс соревнования. При организации соревнования необходимо исходить из предметно-материальных потребностей людей и личностного смысла данного соревнования.
Степень включенности личности и коллектива в целом и соревнование может быть различной. С целью повышения степени включенности предлагается систематически проводить коллективные обсуждения вопросов организации соревнования. Такие обсуждения способствуют усвоению общественно и личностно значимых целей. Участие в коллективном принятии решений приводит к тому, что каждый член коллектива начинает сознавать большую ответственность за выполнение этого решения. Рекомендуется также коллективное подведение его итогов и определение победителей (лучших), средних и отстающих коллективов.
Важным аспектом соревнования является его воздействие на психологические черты личности и коллектива в целом.
Организованное на научной основе соревнование расширяет возможности трудовых коллективов в осуществлении ряда важных функций управления. Так, принимая на себя определенные обязательства, коллектив участвует в планировании своей трудовой деятельности. Активность соревнующегося коллектива проявляется и и процессе организации этой деятельности. Коллектив в ходе соревнования прибегает к различным стимулирующим воздействиям (премирование, вручение ценных подарков, путевок и т.д.), с тем чтобы направить его членов на еще более успешную деятельность. Отметим и такую важную функцию управления, как контроль трудоиой деятельности работников со стороны коллектива в целом, осуществляемый на основе соответствующих коллективных норм.
ТЕСТЫ,
ЗАДАНИЯ,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В отечественной науке термин «психология управления»
впервые появился:
а) а 20-х годах XX в.;
б) 13 40-х годах XX п.;
в) в XIX в,;
г) и начале XXI в.
2. Общность людей, объединенных в рамках определенной
организации,— это:
а) объект управления;
б) субъект управления;
в) предмет управления;
г) диффузная группа.
3. Иерархически соподчиненные должностные лица — руко
водители — являются:
а) субъектом управления;
б) объектом управления;
в) предметом управления;
г) диффузной группой.
4. Для успешного решения задач психологии управления необ
ходима устойчивая связь:
а) с общей психологией;
б) возрастной психологией;
в) социальной психологией;
г) психологией творчества.
5. Основными принципами кадровой политики являются:
i ) целенаправленность;
2) кооперация и разделение управленческого труда;
3) функциональный подход;
4) комплексность;
5) фундаментальность;
6) демократизация;
7) сотрудничество;
8) личностный подход.
Варианты ответа:
а) 1,2,3,4;
б) 1,3,4,5;
в) 5, 6, 7, 8;
г) 1,4,7,8.
6. Со покуй кость способов, процедур и техник работы менед
жера по персоналу, инвариантных для организаций разного
типа и уровня развития и направленных на формирование
кадрового состава организации, поддержание работоспособ
ности кадрового потенциала,— это:
а) методы управления кадрами;
б) приемы организации работы;
в) образ действия в коллективе;
г) система управления кадрами.
7. Вхождение новых сотрудников в жизнь организации облег
чает процесс:
а) адаптации;
б) ориентации;
в) стимуляции;
г) приспособления.
8. Практическое знакомство нового работника со своими обя
занностями и требованиями — ато:
а) ориентация;
б) орнаментация;
в) адаптация;
г) ориктоценоз.
9. Методами поддержания работоспособности являются:
1) хронометраж;
2) поощрение;
3 ) * стоимость трудам;
4) наказание;
5) «плавающий тариф*;
6) ранжирование.
Варианты ответа:
а) 1,3,5;
б) 3,5,6;
в) 2,3,5;
г) 1,4,5.
10- Группа специалистов и руководителей, ориентированных
на стратегическое направление деятельности организации,
является:
а) резервом развития;
б) резервом тыла;
в) резервом функционирования;
г) диффузной группой.
11- Группа специалистов и руководителей, которые ответствен
ны за долгосрочное обеспечение эффективного функциони
рования организации, представляет собой:
а) резерв функционирования;
б) резерв развития;
в) резерв стабилизации;
г) резерв кооперации.
- Для формирования списка «резерва» используются следующие методы:
1) анализ документов;
2) эксперимент;
3) наблюдение;
4) беседа;
5) интервью;
6) метод заданной группировки;
7) анкетирование;
8) профессиограмма.
Варианты ответа:
а) 1,3,5,6;
б) 2,4,5,7;
в) 1,3,4,6;
г) 2,4,6,8.
13. Этапы профессионального развития и продвижения специалист и определяет метод:
а) планирования;
б) организации;
в) контроля;
г) наблюдения.
14- Формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтойы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками, — это:
а) карьерограмма;
б) профессиограмма;
в) социограмма;
г) личное дело,
15. Этапыразвития команды:
а) адаптация -» группирование —» кооперация —» нормиро
вание деятельности -> функционирование;
б) группирование —» адаптация -> нормирование деятель
ности —> кооперация —» функционирование;
в) адаптация —» нормирование деятельности —> группиро
вание —> кооперация —* функционирование;
г) нормирование деятельности —» адаптация —> коопера
ция —> группирование —> функционирование.
16. Метод, при котором используется сила для преодоления
сопротивления изменениям со стороны персонала, называ
ется:
а) принудительным методом;
б) методом сокращения персонала;
в) методом адаптивных изменений;
г) методом «аккордеона».
17. При расформирований организации путем постепенных
незначительных перемен в течение длительного времени
<