Характеристики групповых процессов
Известно, что в ходе групп обой жизни вырабатываются и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.
Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет сиоих членов, исполняющих требования группы, повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с * провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному и о просу:
1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
2) вынужденное принятие иод угрозой санкций группы;
3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по прин
ципу «не такой, как все»);
4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с уче
том всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы,— либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах
^законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей*.
Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является наиболее распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.
Конформизм -- подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает иыбрать мнение группы в ущерб своему собственному.
Важно подчеркнуть, что с социально-психологической точки зрения интересны лишь те случаи, когда такой выбор человек делает неосознанно, действительно убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы, а не демонстрирует лживое, циничное поведение. Чтобы не путать зти два явления, принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80%. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека.
Уровень (степень) конформности человека зависит:
■ от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно
важнее лично для человека, тем ниже уровень его конформности;
■ авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные
взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше
конформность членов группы;
■ количества членов группы, высказывающих позиции
и их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма проявляется,
когда на человека оказывает давление групповое большинство, единодуш
ное в своих убеждениях;
■ возраста и пола. В целом женщины более конформны, чем
мужчины, а дети — чем взрослые. Вместе с тем подростки и старше
классники склонны демонстрировать конформизм в общении с груп
пой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. Учитывая
это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию груп
пового давления со стороны взрослых или класса (учебной группы),
если данный объект не является для него источником норми ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).
Референтная группа ;гго реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, ценности, идеалы и нормы поведения которой он разделяет.
Антиподом референтной группы является группа членства. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.
Так, для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае но отношению к учебной группе они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом.
Студенты же, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не заинтересованы в близком общении с одно-груипинками и не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, а займут отстраненную или конфликтную позицию.
Таким образом, конформность — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма объясняется тем, что он служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы. Анализируя процесс развития группы, остановимся на особенностях развития межличностных внутригруиповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.
Основоймежличностных отношений в группе является прежде всего эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность - очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями.
Вместе с тем сфера человеческих взаимоотношений значительно шире сферы эмоциональной привлекательности людей. Было бы неправильным думать, что вне взаимного притяжения невозможны нормальное общение и успешная деятельность людей. Удовлетворенность внутри групповыми отношениями может быть высокой при
успешной совместной деятельности, даже если при :>том не формируются близкие эмоциональные отношения.
Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы можно регулировать посредством совместимости партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемости, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности.
Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей- Различаютструктурную и функциоиальио-ролевую совместимость.
Структурная совместимость предполагает совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплемеитарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств экспериментальное подтверждение нашла противоположная идея сходства и близости: совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик - флегматик) и сходными л и ч и ос т j-i ы м и о р и ен таци я м и и особенностями (общительность, тр е -вожность, мечтательность и др.).
Функционально-ролевая совместимость - - соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовыватьсами и ожидать от другого в процессе общения ивзаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на м еж л и ч н о с т ной при в л е кат ел ь нос т и.
Срабатываемость - еще один эффектсочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Скорее это результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством. При этом достигается хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.
В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми но своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым
представлениям, развиваются различные межличностные внутригруп-повые конфликты.
Сплочение группы -- процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют превратить формальную структуру, задаваемую извне, в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностичленов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы в качестве привлекательной цели и ценности, группового состояния, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутри-групповой солидарности и сплоченности. Однако это удается далеко не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.
Сплоченность является важной характеристикой состояния Группы,поскольку сплоченная группа не только представляет собой более аффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе с высоким уровнем сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.