Группа и ее структурная организация

Проблема группы как важнейшей формы социального объеди­нения людей в процессе совместной деятельности и общения являет­ся одной изцентральных. Интерес к группе обусловлен рядом прин­ципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире фор­мируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, лич­ностное содержание формируются на пересечении различных группо­вых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследо­вать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стропы, группа сама по себе не явля­ется простой суммой входящих в нее людей, а представляет собой с момен­та своего возникновения самостоятельное целостное явление со свои­ми собственными характеристиками, несводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и законо-м ер и о с тя м и ж и зн е д ея тел ь н о ст и.

Таким образом, группа— это ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Рассмотрим основные параметры, с помощью которых возмо­жен социально-психологический анализ группы. Вся совокупность этих параметров может быть разделена:

1) на собственные характеристики группы;

2) характеристики, определяющие положение человека в группе.
К собственным характеристикам группы относятся компози­
ция группы, структура и групповые процессы.

Композиций (состав) группы -- это совокупность характери­стик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как цело­го (численность группы, ее возрастной или половой состав, националь­ность или социальное положение членов группы и др.).

Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставит исследова-

тель. Так, если его целью является анализ определенной студенческой группы как малой группы, среди особенностей композиции должны быть указаны соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы и т.д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функ­ций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры пред­почтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

К групповым процессам и первую очередь относятся такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения груп­пы, процесс группового давления, выработки решений.

К характеристикам, определяющим положение человека в груп­пе, относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Положение личности и системе групповых отношений характеризуется прежде всего ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (позиция) - положение субъекта в системе межлич­ностных отношений, определяющее его права, обязанности и приви­легии. Статус реализуется через систему ролей, т. е. различных функ­ций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену у грУ1ШЫ существует систе~ ма ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответству­ющее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается. Иными словами, система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Классификация групп.В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые.

К большим по численности группам относятся стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории и длительно существующие, истори­чески обусловленные, устойчивые образования, такие, как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших групп, особенно второго типа, необходим для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп фор­мируются нормы, ценности и направленность различных малых групп, т.е. большие группы опосредованно, через малые социальные образо­вания, оказывают решающее влияние на формирование микросоциу­ма и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время очень слабо разработана, особенно по сравнению




с психологией малых групп, которая является традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Поа малой социальной группой понимают немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей целью своей дея­тельности и находятся в непосредственном личном контакте (обще­нии), что является основой для возникновения иразвития группы как целого.

Социально-психологический анализ малой группы.Прежде всего необходимо дать некоторые пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В современной социальной пси­хологии не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается по-разному. В целом, наиболее распростра­нен подход, согласно которому минимальная численность малой груп­пы равна трем, а максимальная определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены совместной деятельностью.

Важнейшими параметрами, влияющими на процесс сплочения малой группы, являются:

1) эмоциональная привлекательность членов группы;

2) сходство членов группы между собой;

3) предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий
социальный мотив ее членов;

4) особенности групповых целей;

5) удовлетворение группы и каждого ее члена групповой дея­
тельностью и своим положением в группе;

6) характер руководства и стиля принятия решения в группе.
Эмоциональная привлекательность членов группы сама

[jo себе не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. Однако бел эмоциональной притягатель­ности людей трудно создать сплоченную группу.

Сходство членов группы между собой. Речь идет о различ­ных аспектах сходства (возрастном, социальном, этническом), однако главным является ценностное сходство, т.е. близость взглядов и соци­альных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм восприятия людьми друг друга: чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, выска­зывающее данную точку зрения, наоборот, люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгля­ды и ценности которой он разделяет и в которойего собственные взгля­ды находят поддержку.

Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив ее членов. Более привлекательна для людей и име­ет большие шансы стать сплоченной группа, деятельность которой основана не на конкуренции, а на кооперации и в которой преобладает мотив сотрудничества. Кооперация способствует сплочению группы благодаря возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов.

Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества реже воз­никают внутригруипоиые конфликты и существуют постоянно дей­ствующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий.

Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет возмож­ности обмена информацией между партнерами (в отличие от конку­ренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от парт­неров важной информации, так: как это может помочь в достижении личных целей).

Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную под­держку действий, поскольку только совместные усилия могут приве­сти каждого члена группы к личному успеху.

Таким образом, кооперация между членами группы способству­ет ее сплочению. Что касается характера связей группы с другими соци­альными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в опре­деленных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участниц. К такому приему часто прибегают, например, в прак­тике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в раз­личных видах учебной и внеучебиой деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: меж групповая конкуренция может при­вести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятию подрост­ками друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся груп­пой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу спла­чиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов груп­пы, могут быть приняты ими и качестве своих личных целей (т.е. каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

Другой очень важной характеристикой групповой цели долж­на быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этомуусловию групповые цели отвечают далеко не всегда. Например, в учеб­ном процессе целеполагание часто осуществляется некорректно

и перед студентами ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развиты­ми людьми, стать дружными и сплоченным и т.д.)- либо цель подменя­ется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конк­ретного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности -участие в каком-либо мероприятии.

Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности студентов и фактором сплочения учебного коллектива, должна отвечать ряду требований, а именно быть:

1) конечной, т.е. направленной на четко обозначенный резуль­
тат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента
принятия цели (чем младше курс, тем меньше должен быть этот раз­
рыв);

2) ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обя­
зательно нужно проверить, действительно ли все студенты одинаково
понимают смысл и цель происходящего;

3) технологичной, т.е. содержать в себе доступные студентам
средства ее достижения. Хорошо, если эти средства студенты выраба­
тывают на предыдущих этапах совместных действий;

4) личностно привлекательной для каждого студента, т.е. долж­
на содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные
или доступные для него. Деятельность, организуемая в учебной груп­
пе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно
развиты или которые он хотел бы в себе развить.

Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе* Чем выше удовлет­воренность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.

Характер руководства и стиля принятия решений в груп­пе влияет на сплоченность группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общею решения способству­ют сплочению группы.

Для понимания малой группы как целого важно проанализи­ровать структуры малой группы: социометрическую, коммуникатив­ную и структуру власти.

Социометрическая структура группыэто совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутри групповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочте­ний и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии

с основными методами ее диагностирования — социометрическим и аут ос о циометр и ч еск и м.

Рассмотрим важнейшие характеристики, описывающие систе­му внутригрушювых предпочтений. Прежде всего это социометриче­ские статусы членов группы. В соответствии с результатами социомет­рии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес* в зави­симости от доли в них положительных выборов, а совокупность стату­сов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выде­ляются:

социометрические «звезды» наиболее предпочитаемые чле­ны группы, стоящие на вершине иерархии;

высокостатусные, средиестатусные и пижоапатусные, опре­деляемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

изолированные — члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;

преиебрешемые — члены группы, имеющие большое количе­ство отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие по резуль­татам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Однако знания величины социометрического статуса недоста­точно для точного представления о системе эмоциональных отноше­ний в группе. Второй характеристикой системы является взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у студента в груп­пе может быть только один положительный выбор, но, если он взаим­ный, данный студент будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одио-группников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Также и для «звезды*- важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выбо­ров, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфорт­ное состояние.

Третья характеристика социометрической структуры нали­чие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проана­лизировать не только само наличие (отсутствие) таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группы ори­ентированы отверженные и изолированные члены группы, как соот­носятся в этих группах люди с различнымистатусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть очень различны по своему

внутреннему строению, сплоченности, иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характе­ристики группы.

Наконец, четвертая характеристика структуры — система отаер-жений в группе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отвержения и группе. Например, в группе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти вся группа, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не пре­обладают значительно над предпочтениями, или девочки псе отверже­ния пересылают мальчиками наоборот.

Говоря о социометрической структуре, важно подчеркнуть, что социометрический статус члена группы — величина достаточно устой­чивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкрет­ной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус - категория груп­повая и и не группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным положением. В иоиеде-нии закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реак­ции тоже «подстраиваются» под определенную роль. При переходе в другую группу человек продолжает играть привычные роли или, по крайнеймере, его роль выдают бессознательные элементы поведе­ния. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. В свете сказанного становится очевидной не­целесообразность такой педагогической меры, как перевод неадап-тировавшегося студента в другую группу (сотрудника в другой отдел, бригаду). Если с ним и его окружением не будет проведена серьезная психологическая работа, сам по себе статус «белой вороны» или «коз­ла отпущения» не изменится.

Какие же психологические и социальные факторы влияют на величину статуса, например, студента? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и общий облик), успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, личные профессио­нальные качества), умственная одаренность, некоторые свойства тем­перамента (общительность, низ кал тревожность, стабильность, устой­чивость периной системы). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств и высокий статус получа­ет тот, кто обладает ими в должной мере.

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зави­сит от его положения в других группах, успехов его внегрушюаой дея­тельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта,

искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают сту­денты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сфе­рах, с различными людьми.

Итак, статус -- величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно перио­дически менять свой статус, так как это обеспечивает большую соци­альную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных виутригруппоиых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стра­тегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступ­ков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необ­ходимость смены статуса представляется очевидной, однако это столь же важно и для тех членов группы, которые уверенно занимают вер­шину групповой статусной пирамиды. Постоянное хождение в «звез­дах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социаль­но уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Кроме того, человек растет «социально слепыми. Лишенный необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, человек в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опас­ность устойчивого нахождения человека в роли отверженного и изо­лированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Возникает закономерный вопрос: как можно повлиять на ста­тус члена группы и обеспечить его позитивную динамику? Можно предложить несколько способов, несомненно, не исчерпыиающих все­го арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытный руководитель и наставник.

Главным условием, обеспечивающим динамику статусов чле­нов группы, является создание разнообразных форм групповой дея­тельности, которые потребовали бы от своих исполнителей перерас­пределения функций и обязанностей, форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это дало бы возможность всем членам группы найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним дру­гих участников группового общения.

Для повышения статуса члена группы может быть использо­ван прием, условно называемый «отсвет звезды*. Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается (под благовидным пред­логом) в сотрудничестве с низкостатусным выполнить важную для

группы работу. Конечно, большая часть успеха достается «з но можно не сомневаться, что отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе благодаря этому может измениться. Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо ^непрофессиональной деятельности. Задача руководителя активно информировать группу об успехах ее члена.

Наконец, понимание причин отверженности и изолированно­сти отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, и чем причина: в определенных личностных особенностях сотрудника, особенностях и традициях семейного укла­да, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом обще­ния, и т.д.

Практический интерес представляет восприятие членами груп­пы своего статуса, т.е. своего объективного положения в системе груп­повых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринима­ют и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: «звезды», с одной стороны, «изгои» и изолированные — с другой. Высо­ко- и сред нестатусные члены группы обычно без труда отвечают на вопросы аутосоциометрии о том, кто, но их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой ;л'иии членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устой­чиво находится а крайних категориях.

Не менее важно отношение человека к своему статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется повысить свой статус, безосновательна. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и «изгоев», вполне удовлетворенных своим поло­жением. Последний факт может иметь разные причины. Например, «изгой» может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другой причиной может быть прииычка занимать в группе именно такое место и неже­лание тратить силы на завоевание другого. В любом случае нужно быть очень осторожным, принимая решения о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.

Коммуникативная структура группы это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связы­вающих членов группы между собой и внешней средой, а также кон­центрация у них того или иного объема групповой информации. Вла­дение информацией - важный показатель положения члена группы.

С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспе­чивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привиле­гии». В ряде случаевчеловека, являющегося информационным цент­ром группы, называют «коммуникативным лидером», настолько близки его возможности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, т.е. воз­можность обладать информацией зависит от статуса индивида. Харак­тер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус человека, тем более доброжелательный характер придается направляемой ему информации. При анализе информационных групповых связей часто используют термин «ком­муникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизован­ные и децентрализованные.

Це и т р ал it :ю во иные комм цпикати ей ы е сет и х ар а к г е р и зу ю т с я тем, что в них один из членов группы находится в центре информаци­онных потоков и играет основную роль в организации обмена инфор­мацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непо­средственно между собой контактировать не могут. Существуют раз­личные варианты централизованной сети: фронтальная, радиальная, иерархическая.

Участники фронтальной сети, не вступая в контакт друг с дру­гом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение дру­гих участников взаимодействия.

Радиальная сеть отличается тем, что в ней вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затруд­няет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть или услы­шать, но при этом обеспечивает возможность работать полностью само­стоятельно, до конца реализуя сбою собственную позицию.

В иерархической сети имеется два и более уровней соподчине­ния членов группы, причем часть членов группыможет видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.

Существуют различные варианты децентрализованных сетей. Их основное отличие от сечей централизованноготипа состоит в «ком­муникативном равенстве» всех участников. Каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми членами группы возможно­стями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.

Цепной вариант децентрализованной сети предполагает обще­ние и взаимодействие между членами группы по цепочке. Такая систе-

ма коммуникаций работает в конвейерных производствах. Круговая система предполагает, что информация может бесконечно долго цир­кулировать между членами группы, пополняясь уточнениями и допол­нениями. Кроме того, она предполагает контакт «лицом к лицу» йсех участников совместной деятельности. При организации взаимодей­ствия в группе может использоваться полная, или неограниченная, сеть коммуникации. В ней нет никаких препятствий для свободного меж­личностного общения участников и каждый член группы может сво­бодно взаимодействовать с любым другим,

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави­сит от вида и целей взаимодействия. Необходимость анализа существу­ющих в группе коммуникативных сетей возникает в тех случаях, ког­да общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.

Централизованные коммуникативные сети целесообразно использовать при решении конкретных задач, возложенных на груп­пу, а также в случае необходимости простимулировать развитие лидер­ства и организационное сплочение группы. Однако не следует забы­вать, что в рамках таких сетей решение сложных и творческих задач затруднено, а их широкое применение может снижать удовлетворен­ность групповым членством.

Использование децентрализованных сетей уместно при реше­нии нестандартных, не лимитированных временем сложных задач, а также в тех случаях, когда организуемая деятельность должна слу­жить развитию межличностных отношений, повышению удовлетво­ренности членов группы групповым членствам.

Структура власти в группе — л то система взаиморасполо­жений членов группы в зависимости от их способности оказывать вли­яние. Социальная власть и группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлением процесса влияния, но имеют различную при­роду: руководство — это влияние социально зафиксированной фор­мальной природы, а лидерство — спонтанно возникающее внутри груп­пы психологическое влияние одного члена группы на других. Необхо­димость социального управления группой через различные феномены межличностного влияния очевидна. Группа представляет собой чрез­вычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий

по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Функция социального управления реализуется через лидерство и руководство. Остановимся подробнее на характеристике каждого из них.

Лидерство в группе. Лидер -- человек, за которым другие чле­ны группы признают право брать на себя наиболее ответственные реше­ния; наиболее значимое (референтное) лицо в определенной группе людей; имеющий неформальное положение «звезды» в коллективе; человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, приня­тия или непринятия и т.д. Лидера порождают ие столько личные каче­ства или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в конкретной группе. Эта система межличностных связей формирует­ся и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сфор­мировавшимися. Именно на основе :->тих ценностей и целей выдвига­ется лидер группы. Он как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным провод­ником в жизнь. Лидером становится тот, чьи установки и ориентации являются референтными, т.е. исходными эталонами для всех или боль­шинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнеде­ятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

На практике лидер часто определяется через систему социо­метрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход, поскольку социомет­рическая «звезда» не всегда является лидером. При этом лидер в неко­торых группах может быть одновременно и «звездой», и коммуника­тивным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы, этифигуры создаются или выдвигаются группой для решения различных задач, имеют различную природу. Так, «звезда» может быть охарактеризова­на как «душа группы», центр ее эмоционального притяжения, т.е. это человек, с которым люди хотят общаться и рядом с которым чувству­ют себя комфортно. Лидер - это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Поскольку лидерство тесно связано с решением различных групповых задач, его можно типологиямропать в соответствии с вида­ми групповой деятельности. Различают групповую деятельность инструментального и экспрессивного видов. Инструментальные виды деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функ­ций, ради которых она и была создана. Экспрессивные виды деятелыю-

Ш

emu направлены на поддержание группы как единого целого, ее даль­нейшее развитие и сплочение. Соответственноинструментальное лидерствоимеет целью обеспечение управления группой и процессе решения ее целевых задач, а экспрессивное лидерство - - обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

В силу своей направленности на определенную сферу жизне­деятельности группы тот или иной лидер всегда находится в оппози­ции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к зада­чам и целям группы. Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоот­ношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельныхлиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хоро­шие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В любой группе может быть одновременно несколько разно­плановых лидеров, занимающих в ней свои ниши и не вступающих друг с другом в серьезные противоречия. Внутри каждой из двух выделен­ных сфер может происходить более глубокая дифференциации лидер­ских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мас­тера, лидера-скептика и др. А среди экспрессивных лидеров могут быть лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и др.

Чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений лидерского влияния.

Руководство — форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс упраиле-ния группой, осуществляемый руководителем как посредником социа­льного контроля и власти на основе правовых пол помочи и и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа. То есть, с одной стороны, руководство и лидерство решают одно порядковые близкие задачи (стимулирование группы, нацели­вание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения). С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.

Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства. В руководстве малой группой всегда присутствуют два аспекта власти:

1) формально-правовой, который может быть назван «адми­
нистрированием»;

2) психологический, который во многом сближает руководи­
теля с неформальным лидером по способам воздействия на членов
группы.

Однако, несмотря на то что б своей психологической сущно­сти феномены руководства и лидерства достаточно близки, было бы неверным подтвердить известное распространенное заблуждение относительно того, что в идеальном случае руководитель и лидер груп­пы должны совмещаться и одном лице. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов.

Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы име­ют различную ориентацию: руководитель всецело направлен на зада­чу, а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы. Если экспрессивный лидер становится формальным руководителем, он либо разваливает групповую деятельность, либо вынужден пере­ориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой, т.е. он либо не становится руководителем, либо перестает быть лидером.

Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический рол трупп, для которых будет эффективным слияние в одном лице руководителя и инструментального лидера. Речь идет в основном о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, когда их руководитель способен лидировать в ведущей науч­ной деятельности группы.

В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководи­теля и членов группы подобное совмещение просто невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, может опираться в управлении группой только на свой авторитет руководителя. Истинные неформаль­ныелидеры группы будут выявляться из рядов студентов.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос: от чего зависит величина, степень авторитетности руководи­теля? К психологическим факторам, определяющим меру авторитет­ности руководителя, можно отнести некоторые личностные особен­ности, организаторский и мотивационный потенциал (способность

Ш

лидировать ii качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностную привлекательность личности руководителя для членов ipymibi (готовность разделить его принципы и идеалы) и наиболее суще­ственный фактор -- стиль управления, реализуемый руководителем.

Наши рекомендации