Личность руководителя в организационных структурах
Решение проблемы оптимизации руководства в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в этом случае можно понимать совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.
Руководитель - это официальноепризнание профессиональных и организаторских заслуг человека.
Приклассификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи рассматривают последовательно стадии управленческого цикла. Начало такого подхода положено в работах одного из основоположников научной организации труда и управления на Западе А. Файоля, который выделял следующие элементы «административных операций»: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль,
В ряде работ отечественных авторов функции субъекта управления рассматриваются в соответствии с этапами управленческого цикла.Так, в один из наиболее обстоятельных перечней этих функций входят:
1) выработка и принятие управленческого решения;
2) организация;
3) регулирование и коррегироиание;
4) учет и контроль;
5) организация управляющей системы;
6) выбор целей;
7) прогнозирование;
8) планирование;
9) информация;
10) решение;
11) организационная и массовая деятельность;
Контроль)
13) оценка эффективности управления.
В отличие от специалистов по управлению психологи и социологи, рассматривая функции руководителя, берут за основу классификации не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе, Очевидно, что при этом руководитель должен рассматриваться не только в рамках своей административной роли, но и с учетом всего многообразия егосоциально-политических и воспитательных обязанностей.
К числу первых работ в данном направлении относятся исследования Л.И. Умапского, который рассматривал организаторскую деятельность как конечное звено в системе управления людьми, подчеркивая, что и первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской. Он выделил четыре функции организаторской деятельности:
1) интеграция личностей посредством ознакомления их с общей
задачей, определения средств и условий достижения цели, планиро
вания, координации совместного труда, учета, контроля и т.д.;
2) коммуникация. Имеется и виду установление и горизонталь-
ных коммуникаций внутри первичного коллектива, и внешних верти
кальных коммуникаций с вышестоящими организационными подраз
делениями;
3) обучение;
4) воспитание.
Л,И. Уманский отмечал, что в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Функции выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из них.
Е*С* Кузьмин, ИМ. Волков, Ю.Н. Емельянов выделяют следующие функции:
1) административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением);
2) стратегическую (определение целей и выбор методой
их достижения, планирование и прогнозирование);
3) эксперт о-консультативную;
4) коммуникативно-регулирующую;
5) представительства группы во внешней среде;
6) дисциплинарно-воспитательную;
7) психотерапевтическую.
По мнению Л.С. Бляхмапа. содержание деятельности руководителя раскрывается и следующих его функциях:
1) в цел е 11 о л а га ю щ е й ( о 11 р е де л е и ие цел е й ко л л е кт и в а и с ре д ств
их достижения);
2) административно-организационной (формирование управ
ляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согла
сование их действий и контроль выполнения решений);
3) экспертной (консультация работников);
4) дисциплинарно-стимулирующей (оценка качества работы
подчиненных, определение поощрений и наказаний);
5) представительской (перед внешними организациями);
6) воспитательно-про] 1агаидметской (создание благоприятного
социально-психологического климата в коллективе, развитие способ
ностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, уча
стие в обучении резерва на выдвижение).
В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя, в той или иной степени отличающиеся от приведенных выше.
Действенным средством повышения эффективности управления является оптимальная регламентация работы руководителя на всех ее этапах. При этом отношение того или иного руководителя к своим должностным обязанностям является показателем определенного уровня профессиональной культуры труда, характеризующего как данного работника, так и производственную организацию в целом.
Знание и понимание руководителем всего круга своих обязанностей должно непременно сочетаться с его моральной готовностью к их выполнению. Тогда официальные требования со стороны общества к руководителю производства подкрепляются его соответствующими требованиями к самому себе.
В литературе по психологии принятие решений рассматривается как один из этапов волевого актаг результатом которого является формирование той или иной цели и средств ее достижения. Принятие решений является неотъемлемым компонентом любой деятельности. «Человек должен принимать решения и при определении цели дея-
тельности, а также подцелей (конкретных задач), и при планировании, и при построении оперативного образа, и при выполнении действий»,— отмечает Б.Ф. Ломав. Важнейшим звеном деятельности руководителя любого ранга является принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений в значительной мере зависят результаты труда всего производственного коллектива. Итог управленческого решения должен состоять в приведении управляемой системы в соответствие с намеченными целями. В общих чертах управленческое решение можно определить как процесс нахождения связи между существующим и желательным, определяемым целью управления состоянием системы.
В итоге любое управленческое решение сводится к тому или иному выбору из нескольких возможных вариантов. Можно выделить следующие последовательные этапы деятельности руколодителя в процессе принятия решения:
1) выявление и уяснение проблемы. На этом этапе руководи
тель занят сбором необходимой информации, ее соответствующей иод-
готовкой и анализом. Итогом данного этапа является четкое форму
лирование возникшей задачи;
2) всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом опре
деленных критериев эффективности решения;
3) окончательный выбор такого варианта, который получил
наивысшую оценку исходя из целей организации.
Такова общая схема деятельности по принятию решений. Разумеется, каждый из указанных этапов можно детализировать.
Обусловленный научно-техническим прогрессом рост индустриальных организаций, усложнение их структур и функций предъявляют соответствующие требования к повышению эффективности управленческих решений. В последнее время с этой целью все шире используются знания и опыт консультантов (экспертов по менеджменту и маркетингу, психологии управления), осуществляющих анализ альтернатив посредством специальных методов. Такая практика никоим образом не снимает ответственности с руководителя, принятие Окончательного решения является его прерогативой.
В науке управления выделяются дна подходак проблеме принятия решенийв организациях.
Один из них, называемый «нормативная теория принятия решений^, основан на математическом анализе и логических рассуждениях. Нередко эту теорию называют ирескриптивной (предписывающей), так как она точно устанавливает, какими именно должны быть последовательно осуществляемые процедуры при принятии
решения для того, чтобы оно соответствовало критериям рациональности. Сторонники такого подхода исходят из следующих основных положений:
1) типичный член организации является «экономическим чело
веком», стремящимся к максимальному увеличению той или иной
выгоды, дохода или удовлетворенности;
2) лицо, принимающее решение, обладает всей необходимой
информацией и знает не только о возможных вариантах выбора, но об их
последствиях;
3) лицо, принимающее решение, имеет определенный порядок
предпочтения вариантов выбора, что позволяет ему ранжировать срав
нительную желательность возможных последствий.
В последние 30 лет все большее внимание исследователи уделяют дескриптивному (описательному) подходу к принятию решения. Развиваемая при этом теория служит целям объяснения действительного, а не нормативного поведения лица, принимающего решение. Анализируются факторы, препятствующие выработке и принятию рациональных решений, пути предотвращения негативного влияния данных факторов.
Такой подход основан на следующих исходных посылках:
1) человек, принимающий решение, является административ
ным лицом, стремящимся скорее к компромиссу (согласованию целей
всех заинтересованных сторон), нежели к максимизации результатов
для какой-то одной группы;
2) люди не могут достичь полного знания о все* альтернативах
и их последствиях, так как действуют в состояниях «ограниченной
рациональности»;
3) в процессе поиска одна альтернатива сменяется другой,
поэтому последовательность, в которой они оцениваются, часто влия
ет на результат выбора.
Социально-психологические исследования процессов принятия решений направлены на выявление того, как на самом деле люди производят иыбор. Имеющиеся данные показывают, что тот или иной выбор, осуществляемый личностью как субъектом принятия решения, представляет собой следствие взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Условия физической и социальной среды деятельности руководителя выступают в качестве внешних детерминант принимаемых им решений. К числу таких условий можно отнести характер стоящей перед руководителем задачи, объем и качество имеющейся у него информации, уровень технической оснащенности данного подраз-
деления организации, степень компетентности персонала, количество времени для подготовки и осуществления решения, особенности социально-психологичеек<мч) климата коллектива и др.
Стиль деятельности руководителя - авторитарный, демократический или попустительский - - определяет его кадровую политику.
Авторитарный стиль отличают деловые, краткие распоряжения, запреты без снисхождения, часто сопровождающиеся угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Похвала и порицание работников крайне субъективны, эмоции подчиненных в расчет не принимаются. Дела планируются заранее в полном объеме, определяются непосредственные цели для каждого члена коллектива. Голос руководителя является решающим, позиция вне группы. В работе четкость, порядок, постоянство всех видов деятельности.
Демократический стиль — распоряжения и форме предложений, речь эмоциональная, тон товарищеский, похвала и порицание с учетом мнения подчиненных, руководитель часто советуется, все планируется при совместном обсуждении, распоряжения и запреты делаются на основе дискуссий, за результаты ответственны все, позиция внутри группы. В работе меньше четкости, но задачи выполняются творчески, с учетом реализации возможностей каждого подчиненного.
Попустительский, или либеральный, стиль - формальный, отсутствуют похвала и порицаниег нет сотрудничества, дела в коллективе идут сами по себе, руководитель вмешивается только в чрезвычайных ситуациях, распоряжений практически не дает, вся ответственность ложится на других. Работа распределяется самими сотрудниками и неформальным лидером. Позиция - в стороне от группы. В работе нет четкости, руководитель не знает, чем занят каждый сотрудник, ответственность лежит только на исполнителе.
На практике редко можно встретить тот или иной стиль руководства в чистом виде. Обычно стили смешанные, но преобладание одного ощущается и отражается на качестве деятельности коллектива.
Всесторонний анализ данной проблемы предусматривает обязательный учет внутренних детерминирующих факторов, свойственных личности, принимающей решение. При этом следует исходить из положения СЛ. Рубинштейна о «преломлении внешнего через внутреннее». «В состав внутренних условий,- пишет Е.В. Шорохова,-включается широкий спектр явлений, а не только те, которые определяют текущие состояния субъекта. Это — индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности и установки человека, чувства и способности, вся система навыков, привычек и знаний,
в которых отражен индивидуальный опыт человека и усвоенный опыт человечества. Совокупность внутренних условий составляет психологическую характеристику личности».
Исследователи называют целый ряд свойств личности, влияющих на процесс принятия решения. В частности, отмечается роль таких факторов, как творческие способности личности, ее эмоциональная устойчивость, склонность к риску, притязания, самооценка, экстраверсия или интроверсия. Используется также понятие «личностный профиль решениям, обозначающее совокупность индивидуальных особенностей р у ко в од и те ля.
Данные исследований показывают: чем более сложной и ответственной является ситуация принятия решения, тем ярче эффект личностного профиля. В относительно простых ситуациях принятие решений осуществляется испытуемыми по единому алгоритму, так что личностный профиль решения нивелируется. При принятии решений в особо сложных ситуациях, требующих обостренной интуиции, высокого уровня интеллекта, решительности, незаурядных способностей, роль личностного профиля совершенно очевидна. Наконец, при принятии решений в экстремальных условиях личностный профиль проявляется и наиболее существенной степени. Эксперименты показали, что в целом ряде случаев уровень образования, стаж и опыт работы оказываются менее значимыми, чем личностные свойства человека, принимающего решение.
Все многообразие управленческих решений можно так или иначе классифицировать, отнести к соответствующим разрядам.
Наиболее обстоятельна классификация управленческих решений,представленная О.В. Козловой, которая предлагает подразделять по девяти критериям:
1) фу л к ц и о и ал ь н о го с оде р жа н ия;
2) сферы действия;
3) иерархии системы управления;
4) организации разработки;
5) широты проблематики;
G) организационного оформления;
7) продолжительности осуществления;
8) причин возникновения;
9) методов разработки.
Наряду с данной классификацией возможно деление управленческих решений на программируемые и непрограммируемые. Под про~ граммируемымирешениямипонимают систематически повторяющиеся решения, для иыработки которых используются определенные процедуры. Непрограммируемые решения характеризуются иоииз-
ной, уникальностью, значимостью субъективного аспекта. Таким образом, оптимальная стратегия деятельности руководителя должна заключаться в том, чтобы максимально расширять сферу приложения программируемых решений. Это позволит руководителю уделять больше внимания непрограммируемым решениям, каждое нз которых специфично.
За последнее время мировая практика принятия управленческих решений в различных организациях обогатилась новыми подходами, направленными в целом на повышение эффективности деятельности руководителей. Среди таких нововведений следует назвать создание управленческих информационных систем, основу которых составляет электронно-вычислительная техника. Это позволяет использовать алгоритмические методы при решении задач выбора в проблемных ситуациях. Отметим также применение математических моделей, воспроизводящих определенные совокупности характеристик организации, что дает возможность посредством модельного эксперимента проверить степень обоснованности того или иного управленческого решения. Для подобных операций также характерно все более широкое использование компьютерной техники. Применение электронно-вычислительной техники и математического моделирования относится не только к программируемым решениям, принимаемым в условиях определенности, но в известной степени и к решениям непрограммируемым, вырабатываемым в условиях риска.
Особенно широкое распространение получил системный подход. В соответствии с таким подходом социальная организация понимается как система, включающая в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, которые обеспечивают функционирование ее как целостной системы. Каждая из этих подсистем, в свою очередь, может рассматриваться как определенная система и т.д. Необходимо отметить, что любая социальная организация представляет собой открытую систему, динамически взаимодействующую с окружающей средой.
Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.
Очевидно, что нельзя говорить сколько-нибудь подробно о качествах личности руководителя вообще, в отрыве от конкретного содержания его деятельности и ряда сопутствующих ей факторов. Как отмечается в работах последних лет, взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется определенной динамикой. «Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руко-
водителя в его деятельности,— пишет А.Л. Журавлев,— должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность рукоиодителя тоже существенно изменяется б результате приобретения им новых качеств и изменения существующих».
Однако это не исключает возможности и необходимости определения а самом общем виде тех требований, которым должен соответствовать руководитель современного коллектива любого управленческого ранга.
Эффективность деятельности руководителя производства в большой степени определяется его специальными знаниями и умениями. Он должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы. В основе такого умения лежат организаторские способности.
В отечественной психологической литературе вопросы организаторских способностей впервые были рассмотрены А.Г Ковалевым и В.Н. Мясищевым. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом под руководством Л.И. Уманского. Были изучены такие вопросы, как природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности сточки зрения ее организаторских возможностей. В результате были выделены следующие психологическиесвойства личности,составляющие организаторские способности:
1) психологическая избирательность -- способность лично
сти отражать с достаточной полнотой психологию организуемой груп
пы в ходе решения ею общегрупповой задачи;
2) практически-психологическая направленность ума —
овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии,
готовность применить их в практике решения организаторских задач;
3) психологический такт - наличие чувства меры во взаимо
отношениях с людьми;
4) общественная энергичность — способность личности заря
жать своей энергией организуемых людей;
5) требовательность — способность предъявлять адекиатные
требования и зависимости от особенностей ситуации;
6) критичность способность обнаружить и выразить зна
чимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых
поставленной задачей;
7) склонность к организаторской деятельности потреб
ность в данной деятельности и стен и чн ость чувств при ее выполнении.
Первые три свойства личности Л.И. Уманский рассматривает в единстве, используя для названия этой триады термин «организаторское чутье».
Следующие три свойства он также объединяет в целостное образование, называемое эмоционально-волевой воздейственностью.
Л.И. Уманский отмечает, что асе указанные свойства иерархи-зированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейстпенность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой возденет ценности.
Плодотворный подход к изучению организаторских способностей разработал Ю.Н. Емельянов, который ввел понятие организаторского потенциала как системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.
При изучении организаторского потенциала Ю.Н. Емельянов, с одной стороны, предлагает анализировать общественно-экономические условия, конкретно-историческую обстановку и вытекающую отсюда специфику организационных структур и должностных правомочий. С другой стороны, он указывает, что личностная сторона организаторского потенциала проявляется в системе отношений индивида к окружающей среде и к самому себе. Осуществляемые в соответствии с таким подходом исследования служат целям диагностики и прогнозирования профессионально-должностного соответствия руководителей коллекти иов.
Еще одно направление исследований, посвященных оценке руководящих кадров, представлено в работах Л.Д. Кудряшоиой. Исходная посылка этих работ состоит в необходимости использования с целью такой оценки с нечем но-психологического подхода, предполагающего изучение не отдельных качеств личности, а ее общую способность к руководству. Исследовательское внимание здесь привлечено к явлению целостности личности руководителя (имеется в виду наличие у него общих способностей, не сводимых к сумме частных, специальных способностей и качеств). Действительно, если деятельность современного руководителя в условиях научно-техническото прогресса носит ярко выраженный системный характер, аналогичный характер должны иметь (для обеспечения эффективной деятельности) и его качества и способности.
ГЛАВА S