Глава 4 личность как объект и субъект управления

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПОНИМАНИЕ

Проблема личности безгранична, она охватывает огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова, как «личность», «характер», «тем­перамент», «способности», «потребности», «смысл», входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повсе­дневный язык, вокругпроблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: почти каждый в какой-то степени считает себя специа­листом но проблеме личности! При этом достоверных, эксперименталь­но подтвержденных данных слишком мало, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую неправиль­ной, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.

Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда и научной литературе применительно не к любому чело­веку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность! А тот — разве это личность?» Можно только порадоваться тому, что наше общественное сознание медленно, с трудом, но все-таки дошло до понимания ценности личности и на смену образам челове­ка-винтика и человека-фактора пришел образ человека-личности. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность -- это хорошо, следу­ет понимать, что личность — не оценочная категория, она присуща каж­дому человеку, по крайней мере начиная с определенного возраста. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научно­го познания.

Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом — «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого вре­мени и у каждой даже не страны, а компании свой «герой».

Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, перед нами открывается возможность объективного науч­ного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта пробле­ма еще далека от решения, на сегодняшний день и психологии накоп­лено немало знаний о личности.

Будем исходить из четырех простых аксиом:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных, у кото­
рых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возни­
каетна определеннойступени эволюции человеческого общества;

4) личность есть индивидуальная отличительная характери­
стика человека, т.е. то, что отличает одного чело пека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особен­ности их личностного склада.

На философском уровне основное отличие человека от живот­ных определяется тем, что человек — существо общественное, т.е. взаи­модействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим инди­видуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опы­та (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ран­них этапах становления человеческого общества социальныеузы были столь прочны, что человек не воспринимал себя в отрыве от соци­альной группы. У него не было ни осознания себя как отдельного чело­века, пи механизмов регуляции индивидуального поведения, отлич­ных от групповых механизмов социальной регуляции. Постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существо­вание, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обла­дающий внутренним миром, он становится носителем социально выра­ботанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обяза­тельно жить постояннов социальном окружении: он носит свою социальность в себе. Это значит, что человек обрел личность, или стал личностью. Таким образом, под философским углом зрения личность — это способность человека (или человек, обладающийтакой способно­стью) выступать автономнымносителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и дея­тельности. Разумеется, речь идет не обо всем опыте человечества: каж­дый отдельный человек осваивает лишь небольшую его часть, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии осиоить. При этом каждое новое усваиваемое извне содержание пре­ломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структу­ры внутреннего мира, а будучи усвоенным, изменяется на протяже­нии жизни человека по специфическим законам динамики внутреннего




мира, которые еще очень мало изучены. В своем индивидуальном раз­витии от момента рождения до зрелости каждый человек проходит тог же путь — от слияния с целым и зависимости от него к обретению неза­висимости. Здесь, однако, в качестве первичной социальной ячейки выступает диада «ребенок - мать», отношения в которой характери­зуются некоторыми авторами как психологический симбиоз. Понятие симбиоза пришло из биологии, где оно обозначает форму сонместной жизни двух видов животных или растений, при которой они удовлет­воряют определенные потребности друг друга и тем самым друг от дру­га зависят; по отдельности они либо вообще не могут существовать, либо испытывают большие трудности. Этим же понятием психологи описывают отношения младенца с матерью: без нее он не в состоянии осуществлять свою жизнедеятельность, взаимодействовать с миром один на один. Мать для младенца является одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.

Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которое проходит ряд этапов и критических точек.

Некоторые из них хорошо известны. Это так называемый кри­зис трех лет, когда ребенок пытается утверждать свое «Я» настойчи­вым «Я самЬ> и демонстративным неподчинением любым указаниям родителей. Это и пресловутый подростковый кризис, когда потребность в самостоятельности достигает своего высшего накала и игнорирова­ние родителями этойпотребности может привести к тяжелым семей­ным конфликтам. Официальная граница совершеннолетия 16— 18 лет —примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодейство­вать с миром один на один, самостоятельно. Конечно, так бывает не всегда. Иногда симбиотическая зависимость от матери может сме­няться другой зависимостью, например конформистской зависимостью от мнения окружающих, которая также лишает личность свободы само­выражения, самостоятельности в отношениях с миром.

При этом важно учитывать два обстоятельства. Во-первых, ска­занное не означает, что до достижения рубежа автономии личности еще нет. Начало личности нельзя обозначить четким рубежом, даже таким, как 3—4 года., на который указывают некоторые авторы. Отдель­ные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одною года, и даже раньше. Дело в том, что личность — это не однозначно описы­ваемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Скорее, личность — это форма суще­ствования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все

большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей. Однако в некоторых ситуациях даже взрослый человек как бы отка­зы аается от того, чтобы быть личностью, действовать как личность. Это хорошо изученные психологами феномены толпы и паники, когда индивидуальное «Я» растворяется в едином массовом порыве.

Во-вторых, развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности, а проходит еще довольно длин­ный путь, одним из этапов которого является достижение еамодетер-мииации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в ней сил и способно­стей, третьим — преодоление своего ограниченного «Я» и отождеств­ление с более общими глобальными ценностями. Механизмы разви­тия зрелой личности изучены в психологии пока еще очень слабо, намного хуже, чем механизмы развития личности в детстве и при пси­хических отклонениях.

Наряду с понятиями «человек», «личностью в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойствен­ных людям независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индилид» характеризу­ет именно его, а также психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от дру­гих людей, так и общие для него и многих других свойства.

Итак, личность — это совокупность устойчивых психологи­ческих качествчеловека, составляющих его индивидуальность. Ипди~ видуалышсть - свойства личности, обусловливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности. Инди­вид - - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Рассмотрим структуру личности, в которую обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, моти­вацию, социальные установки, более подробно.

Наши рекомендации