Глава 4 личность как объект и субъект управления
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПОНИМАНИЕ
Проблема личности безгранична, она охватывает огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова, как «личность», «характер», «темперамент», «способности», «потребности», «смысл», входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокругпроблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом но проблеме личности! При этом достоверных, экспериментально подтвержденных данных слишком мало, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую неправильной, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.
Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда и научной литературе применительно не к любому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность! А тот — разве это личность?» Можно только порадоваться тому, что наше общественное сознание медленно, с трудом, но все-таки дошло до понимания ценности личности и на смену образам человека-винтика и человека-фактора пришел образ человека-личности. И хотя нельзя не согласиться с тем, что личность -- это хорошо, следует понимать, что личность — не оценочная категория, она присуща каждому человеку, по крайней мере начиная с определенного возраста. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания.
Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом — «кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании свой «герой».
Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, перед нами открывается возможность объективного научного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще далека от решения, на сегодняшний день и психологии накоплено немало знаний о личности.
Будем исходить из четырех простых аксиом:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у кото
рых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возни
каетна определеннойступени эволюции человеческого общества;
4) личность есть индивидуальная отличительная характери
стика человека, т.е. то, что отличает одного чело пека от другого.
Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.
На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек — существо общественное, т.е. взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальныеузы были столь прочны, что человек не воспринимал себя в отрыве от социальной группы. У него не было ни осознания себя как отдельного человека, пи механизмов регуляции индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции. Постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование, но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя, строя на этой основе свой внутренний мир. Обладающий внутренним миром, он становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постояннов социальном окружении: он носит свою социальность в себе. Это значит, что человек обрел личность, или стал личностью. Таким образом, под философским углом зрения личность — это способность человека (или человек, обладающийтакой способностью) выступать автономнымносителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Разумеется, речь идет не обо всем опыте человечества: каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую его часть, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии осиоить. При этом каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, а будучи усвоенным, изменяется на протяжении жизни человека по специфическим законам динамики внутреннего
мира, которые еще очень мало изучены. В своем индивидуальном развитии от момента рождения до зрелости каждый человек проходит тог же путь — от слияния с целым и зависимости от него к обретению независимости. Здесь, однако, в качестве первичной социальной ячейки выступает диада «ребенок - мать», отношения в которой характеризуются некоторыми авторами как психологический симбиоз. Понятие симбиоза пришло из биологии, где оно обозначает форму сонместной жизни двух видов животных или растений, при которой они удовлетворяют определенные потребности друг друга и тем самым друг от друга зависят; по отдельности они либо вообще не могут существовать, либо испытывают большие трудности. Этим же понятием психологи описывают отношения младенца с матерью: без нее он не в состоянии осуществлять свою жизнедеятельность, взаимодействовать с миром один на один. Мать для младенца является одновременно частью его мира и посредником в его взаимодействии с ним.
Развитие ребенка приводит к постепенному освобождению от этой зависимости, которое проходит ряд этапов и критических точек.
Некоторые из них хорошо известны. Это так называемый кризис трех лет, когда ребенок пытается утверждать свое «Я» настойчивым «Я самЬ> и демонстративным неподчинением любым указаниям родителей. Это и пресловутый подростковый кризис, когда потребность в самостоятельности достигает своего высшего накала и игнорирование родителями этойпотребности может привести к тяжелым семейным конфликтам. Официальная граница совершеннолетия 16— 18 лет —примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, самостоятельно. Конечно, так бывает не всегда. Иногда симбиотическая зависимость от матери может сменяться другой зависимостью, например конформистской зависимостью от мнения окружающих, которая также лишает личность свободы самовыражения, самостоятельности в отношениях с миром.
При этом важно учитывать два обстоятельства. Во-первых, сказанное не означает, что до достижения рубежа автономии личности еще нет. Начало личности нельзя обозначить четким рубежом, даже таким, как 3—4 года., на который указывают некоторые авторы. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одною года, и даже раньше. Дело в том, что личность — это не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Скорее, личность — это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все
большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей. Однако в некоторых ситуациях даже взрослый человек как бы отказы аается от того, чтобы быть личностью, действовать как личность. Это хорошо изученные психологами феномены толпы и паники, когда индивидуальное «Я» растворяется в едином массовом порыве.
Во-вторых, развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности, а проходит еще довольно длинный путь, одним из этапов которого является достижение еамодетер-мииации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в ней сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного «Я» и отождествление с более общими глобальными ценностями. Механизмы развития зрелой личности изучены в психологии пока еще очень слабо, намного хуже, чем механизмы развития личности в детстве и при психических отклонениях.
Наряду с понятиями «человек», «личностью в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индилид» характеризует именно его, а также психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других свойства.
Итак, личность — это совокупность устойчивых психологических качествчеловека, составляющих его индивидуальность. Ипди~ видуалышсть - свойства личности, обусловливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности. Индивид - - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Рассмотрим структуру личности, в которую обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки, более подробно.