Проблемы нововведений в организационных структурах
Без нововведений любая организация не развивается, не совершенствуется, а ее деятельность постепенно сворачивается. Нововие-дения улучшают организационную структуру, систему труда, методы работы и т.д. К сожалению, множество новых законов, указов, постановлений не только не увязьшаются друге другом, но и вступают в противоречие. Складывается ситуация, когда человек живет в постоянно меняющихся условиях, а адаптируется к ним медленнее, чем происходят сами изменения. Многие люди относятся к этому болезненно.
Нововведения всегда содержат элемент риска, не менее рискованна и неспособность к новаторству. Риск обычно пугает, требует значительных усилий, зачастую бесполезных и безрезультатных. Новаторство требует высокоразлитых навыков решения новых проблем. Для этого необходимо уметь работать совместно с другими, объединять усилия разных людей, пояснять деловые цели, анализировать информацию, детализировать планирование. Очень часто нововведения влекут за собой массу негативных явлений: рост цен, безработицу, преступность, сокращение должностей и др.
При нововведениях необходимо учитывать:
■ характер работы и организацию труда;
■ напряженность труда;
■ возможность выполнить задания;
■ нормирование труда и величину заработка;
■ численностьколлектива;
■ отношения с коллегами и руководством;
■ возможность влиять на ход производствен нот процесса;
■ изменение отношения к выполнению деятельности;
■ возможность профессионального роста.
При нововведенияхвозможны два варианта развития событий:
1) изменения в лучшую сторону (рост заработной платы, рас
ширение возможностей влиять на ход производства, поощрение твор
чества);
2) изменений в худшую сторону (сокращение численности
сотрудников, более интенсивный труд, напряжение во взаимоотноше
ниях и др.).
Очень часто при нововведениях у всех специалистов срабатывает комплекс опасений, и тогда ониначинают сопротивляться им на всех уровнях введения нового. Так проявляются психологические барьеры -- мотивы, препятствующие преобразованиям. К ним относятся:
■ восприятие нового как хорошо забытого старого;
■ возникновение надежд на положительные изменения, кото
рые не всегда возможны;
■ особая раздражительность на «круговерть», уменьшение
количества контактов при решении, исключение ряда дел как невы
полнимых, откладывание решения на «потом»;
■ разное восприятие нововведений. Женщины труднее привы
кают к новому, чем мужчины, более молодые - легче, чем пожилые;
■ стрессы, которые некоторые люди испытывают при сильных
изменениях;
■ психологическая установка, формирующая отношение к но
вому (приветствую или отрицаю);
■ барьер некомпетентности — неуверенность в своих силах,
боязнь не справиться с предложенной задачей (а вдруг не получится
и т.д.). Человек теряет уверенность, демонстрирует растерянность,
неуверенность в возможности переквалифицироваться;
■ барьер навыка, привычки, традиции. Желание человека со
хранить все как было, поскольку это упрощает процесс труда, делает
его менее напряженным (консерватизм);
■ барьер идиллии - - удовлетворенность людей своим положе
нием, материальным обеспечением, социальнымстатусом. Новое вно
сит дисгармонию, поэтому не принимается;
■ барьер увеличения нагрузки. Большинство инноваций тре
бует усиления напряжения труда, изменения системы нормирования,
увеличения объема работы и т.д. Необходима компенсация за труд, иначе новое не будет приниматься;
■ барьер изменения места работы. Структурные изменения
приводят к смене места работы, переводу с одного участка на другой,
люди лишаются определенных благ, возможностей, связей, статуса
и т.д.;
■ барьер «шефа» — неуверенность в том, что руководитель
справится с поставленными новыми задачами и не завалит дело;
■ барьер социального уюта. Человек, давно работающий в од
ном коллективе, имеет определенный социальный статус (место в коллек
тиве, уровень его принятия), появляются сплоченность, совместимость,
неформальные дружеские связи. Человек чувствует себя защищенным,
уверенным и т.д. При нововведениях появляется чувство страха, боязнь
перемен;
■ современные барьеры. В стране больше всего бирж труда,
банков, а отдачи нет. Люди не верят ничему, не покупают ценные бума
ги, акции и т.д.;
■ чувствительность к пложенным средствам — вложили день
ги, завтра должна быть отдача. Долгосрочное вложение не имеет пер
спектив в стране;
■ проблема ответственности за неблагоприятный исход ново
введений. Если все проиграют, кто за это ответит?