Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента
Результат образовательной деятельности субъектов менеджмента - - чрезвычайно важная и сложная составляющая базовых понятий теории, методики и практики педагогического менеджмента. Она включает и себя целый ряд весьма актуальных понятий и определений.
Качество знаний учащихся - прочность, глубина и системность этих знаний и их осознанное применение на практике.
Степень обучениости учащегося - уровень последовательныхпоказателей усвоения материала учащимся в ироцессе обучения.
Различают пять последовательных показателей степени обученпости:
1) различение - - обучаемый отличает данный объект, процесс
или явление от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют
их в готовом виде;
2) запоминание - - усвоение обучаемым определенного коли
чества информации даже без ее понимания, результатом чего может
явиться неосознанное воспроизведение;
3) понимание - наличие у обучаемого собственного мнения,
суждения относительно какого-либо объекта, процесса или явления.
Осознанное воспроизведение усвоенной информации;
Суммарной характеристикой показателей «запоминание» и «понимание» является аоспроизведеиие.
4 ) элем ej i т ар и ы е ум ей ияина вы ки-- приме не и ие о б у ча ю щи м ся теории на практике в алгоритмизированных, стандартизированных ситуациях, выполнение практических заданий по трафарету, шаблону, образцу (уровень репродуктивных умений и навыков);
5) перенос — способность применять полученные теоретические знания на практике творчески, в нестандартных, неалгоритмизи-рованных ситуациях, вырабатывать новые умения и навыки на базе у ж е с фо рм и ро б а н л ы х.
Содержание балльной оценки — ее условное соответствие одному из пяти показателей степени обученности учащегося, выраженному в процентах.
«Девальвация» балльной оценки — уменьшение ее условного количественного содержания относительно высшего уровня требований.
Высший (первый) уровень требований преподавателя характеризуется выставлением 5 (пяти баллон) за применение теории на практике в творческих, ^алгоритмизированных, нестандартных ситуациях; 4 - за репродуктивные, элементарные умения и навыки, 3 — за понимание теории.
Средний (второй) уровень требований характеризуется выставлением5 (пяти баллов) за репродуктивные, алгоритмизированные умения и навыки, 4 - за понимание и 3 -- за запоминание теории.
Низший (третий) уровень требований характеризуется выставлением 5 (пяти баллов) за понимание теории, 4 — за запоминание учебного материала, 3 — за различение, распознавание.
В целом успешное достижение целей и задач руководителем педагогического менеджмента предопределяется рядом важных факторов. Их можно разделить на четыре группы:
1) л и ч н ос ■]■ н ы и фа кто р ру ковояи т е л я (степ е н ь его 11 од i ото в л е н -
ности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ори
ентации и потребности);
2) морально-психологический климат в системе субъект-
субъектных отношений (степень взаимодействия и степень заинтере
сованности в обучении);
3) временные характеристики как фактор рационализации
и научной организации образовательного процесса;
4) пространственные характеристики как фактор эффективной
деятельности взаимодействующих субъектов, в которых протекает дея
тельность.
ГЛАВА 2
ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Обращение к истории менеджмента позволяет еще раз убедиться, насколько справедливы в наше время призывы к «очеловечиванию» управленческой деятельности. Данная проблема актуальна и с точки зрения лучшею понимания предназначения управленческой деятельности, а следовательно, и выработки концептуального подхода к созданию ее технологий и их оптимального использования. Первоисточники менеджмента свидетельствуют, что все его развитие есть не что иное, как процесс приближения управленческой деятельности к человеку, признания его ведущей роли в организации экономики и общественного устройства.
По мере развития производительных сил, повышения интеллектуальной культуры общества и роста финансовых затрат на его совершенствование в экономике стали возникать проблемы, для решения которых уже было недостаточно только управленческих усилий. Это требовало придания управлению относительно самостоятельного статуей.
Привлечение внимания ученых к управлению способствовало его разработке как на теоретическом, так и на практическом уровне. Практика показала, что любая сфера общественной деятельности нуждается в специализированном управлении. Возникло управление образовательными и лечебными учреждениями, управление сервисом, торговлей и т.д.
Актуализация значения управления и возрастающий к нему интерес исследователей привели к признанию того, что необходимы фундаментальная теория и методология управленческой деятельности, которые будут служить базой для создания ее общей технологии и совершенствования конкретных отраслей управления. В итоге сложилось самостоятельное направление трудовой деятельности в виде системы научно-прикладного знания и профессионального опыта, которое получило название «менеджмент». Популярно его можно определить как науку и искусство управленческой деятельности.
В мировой практике сформировалось три типа менеджмента: американский, японский, западноевропейский. Пионером в разработке научных основ и практики менеджмента являются США.
Появившись на рубеже XIX и XX вв. как ответ на вызов времени (сверхконцеитрация производства, усложнение производственных процессов, техники и технологий, и как следствие приглашение к управлению частными предприятиями, фирмами, акционерными компаниями специальных работников — управляющих), американский менеджмент прошел более чем столетнюю историю своего развития. Это была история научного осмысления и накопления практического опыта менеджмента как специфического вида профессиональной управленческой деятельности: его целей, содержания и методов. Разрабатывались разные подходы в нем:
■ подход научного управления (1885—1920 гг.);
■ административный подход (1920—1950 гг.);
■ подход с позиции человеческих отношений (1930—1950 п.);
■ поведенческий подход (с 40-х, а более активно — с 50-х годов);
■ подход с позиции количественных методов (с 50-х годов );
■ процессный подход (с 20-х, а более активно — с 50-х годов);
■ системный подход (с 60-х годов);
■ ситуационный подход (с 70-х годов).
Эволюция менеджмента как науки, появление тех или иных его научных школ и направлений (подходов) происходили иод воздействием экономических, социальных, научно-технических, внутри-и внешнеполитических факторов. Например, «подход с позиции человеческих отношений» разрабатывался в США с начала 30-х годов XX B.t т.е. в условиях жесточайшего экономического кризиса, поразившего весь капиталистический мир. Данный подход, в основу которого было положено внимание к человеку и его потребностям, привлечение его К управлению производством, формирование отношений партнерства между управляющими и управляемыми, призван был наряду с достижением экономических целей конкретной фирмы, бизнеса решить о стр е й ш у и) со ц иа л ьн о - н о л и т и ч ее ку ю с в ерхзада1 \ у: п ри г л у ш ит ь, н ей тра -лизовать, снизить напряжение и недовольство в обществе, вызванное многомиллионной безработицей, резким снижением жизненного уровня, катастрофическим спадом производства и расстройством финансовой системы, предотвратить социальный взрыв. Примеры социальных взрывов (Россия, Германия, Венгрия, Китай) были еще свежи в памяти политиков и предпринимателей, которые остро ощущали их последствия и влияние.
Яркими представителями этого подхода явились Д. Мак-Гре-гор и Ф. Ротлисбергер.
Д. Мак-Грегор -- один из методологов концепции человеческих отношений - - в книге «Человек на предприятии» рассмотрел дие концепции управления: теорию «X» - - людей надо заставлять работать, так как не все любят работать, и «теорию «Y» — людей надо возвышать в их отношении к работе, поскольку не для всех материальное поощрение является определяющим, есть потребности более высоко-го порядка. В связи с этим определились два типа управления: авторитарный и демократический. Через несколько лет Д. Мак-Грегор вынужден был констатировать, что наивно рассчитывать на всеобщую любовь подчиненных к своим менеджерам и что хорошие «человеческие отношения» вряд ли могут быть стабильными, поскольку устранить все раздоры и разногласия на предприятии практически невозможно. К сожалению, руководитель не может избежать применения методов принуждения, свести свою деятельность к роли советчика, занимаясь различными проблемами организационного упорядочивания предприятия.
Ф. Ротлисбергер один из ярких представителей американской школы «человеческих отношений», выступивший с резкой критикой «классического» направления в менеджменте относительно осуществления «иерархической системы организации». В своей работе «Менеджмент и рабочий» он представил оригинальную концепцию неформальной структуры организации как совокупности действий, ценностей, норм, убеждений, ввел в оборот гуманитарное понятие «просвещенный менеджер», сформулировал четыре направления совершенств онания внутризаводской формальной и неформальной коммуникации (методы внимания, тайна исповеди, социальный климат, социальный кодекс предприятия). Весьма интересна его разработка такого феномена, как «организационное поведение», составляющими которого являются мотивация деятельности членов организации, их взаимоотношения, взгляды и т.п.
Кроме того, исследователи и практики (управленцы) обнаружили, что как научный подход (тейлоризм), сводящийся к рационализации производственных процессов, трудовых операций и функций раб отн и ка, та к и ад м и и и с т р ати в и ы и ( ф а и о л из м ), и а и р а в л е н н ы й и а раз -работку организационных форм и структур управления, ограничены и к 30-м годам XX а. исчерпали свои возможности в обеспечении роста объемов производства и производительности труда, технического прогресса, поскольку были «обезличены»г не ориентированы на интересы и потребности конкретного человека. Они пришли к выводу, что
решающей предпосылкой достижения целей организации (рост объемов производства и производительности груда, прибыли) является ее работник, конкретный человек, т,е. человеческий фактор. Началась целенаправленная многолетняя деятельность многочисленных научно-исследовательских центров, институтов и университетов США по разработке методик, рекомендаций, механизмов активизации человеческого фактора, включения каждого работника организации (фирмы, компании, учреждения) в ее интересы. Как нами было уже указано, исследовались разные аспекты данного фактора: отношенческие, поведенческие, процессные, ситуационные и др. Все эти аспекты, сторон ы человеческого фактора, образуют тот общий подход в современном американском менеджменте, который получил название «челове-коцентристский^ и который требует, чтобы и центре управленческой деятельности менеджера любого уровня был чел one к. Этот подход используется в японском и западноевропейском менеджменте.
Значительный вклад в разработку человекоцентриетского подхода внесли американские исследователи проблем управления Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Мак-Мури, Фидлер, Митчел, Хаус и др. Основное направление их исследований — разработка рекомендаций но оздоровлению социально-психологического климата и гуманизации отношений в организации (фирме, компании и т.д.), изучение таких аспектов данной проблемы, как психологические мотивы поведения людей в процессе производства, групповые отношения, групповые нормы, конфликт и сотрудничество, коммуникации, лидерство.
Широкое признание получили, в частности, предложенные Д. Мак-Грегором теория «X» и теория «F», в которых выделены предпосылки соответственно авторитарного и демократичного стилей управления.
Согласно теории «X» менеджер-авторитарист руководствуется предположением, что люди изначально не любят трудиться и избегают работы; у них нет честолюбия, они стремятся уклониться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Исходя из этого убеждения и стремясь обеспечить достижение целей организации, менеджер управляет людьми авторитарно: централизует полномочия, детально структурирует работу подчиненных, лишает их самостоятельности в принятии решений, часто прибегает к психологическому давлению, угрозе. Когда такой менеджер больше использует не принуждение, а вознаграждение, его называют благосклонным авторитаристом. Сохраняя за собой фактическую власть, жестко регла-
ментируя работу и поведение сотрудников, такой менеджер проявдя-ет заботу об их настроении и благополучии, разрешает или поощряет участие в планировании заданий.
Менеджер-демократ согласно теории «У», напротив, исходит из того, что труд для человека - - процесс естественный, при благоприятных условиях он примет на себя ответственность и будет стремиться к ней; если работники приобщены к целям организации, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творчеству встречается часто, однако интеллектуальный потенциалсреднего человека используется лишь частично. Менеджер-демократ максимально децентрализует полномочия, создает подчиненным условия для активного участия в принятии решений и предоставляет им широкую свободу и выполнении заданий, не навязывает свою волю, организует двустороннее общение и играет при этом лишь направляющую роль. И тот и другой менеджер считают, что именно его стиль управления людьми обеспечивает эффективное достижение целей организации. Однако исследования показали, что ни авторитарное, ни демократичное управление не дает гарантии того, что в любой ситуации цель будет успешно достигнута. У каждого из них есть свои недостатки и издержки.
Альтернативный подход к классификации стилей управления предложил Р. Лайкерт (Мичиганский университет), согласно которому выделяются менеджеры, «сосредоточенные на работе» (теория «X»), и менеджеры, «сосредоточенные на человеке» (теория «F»). И тот и другой менеджеры прилагают огромные усилия для достижения производственных целей своей организации. Но первый стремится достичь их прежде всего через четкое проектирование заданий и организацию их выполнения, регламентацию работы, разработку системы вознаграждений рабочих за перевыполнение заданий и т.д., а. второй через совершенствование человеческих отношений в руководимой группе, привлечение ее членов к управлению, оказание им помощи в решении производственных и бытовых проблем, повышение квалификации и т.д. Выиод Р. Лайкерта: стиль управления, сосредоточенный на человеке, почти всегда способствует росту производительности труда. Однако позже ученые-бихевиористы (разработчики поведенческого подхода) установили, что в силу характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда ведет к повышению производительности труда и не всегда является оптимальным. Они также выявили, что стиль некоторых менеджеров ориентирован одновременно и на работу, и на человека.
Дальнейшие исследования по выявлению других факторов (ситуационных, поведенческих, мотивационных, личного примера, разумной веры в руководителя и др.), влияющих на стиль управления, ею сути, обогащали идеи Мак-Грегора и Лайкерта, идеи человекоцент-ристского подхода.
Человекоцеитристский подход, безусловно, является серьезным шагом в развитии теории менеджмента, так как он демократизирует и гуманизирует его. Вместе с тем в оценке этого подхода допускается крайность, которая выражается в утверждении, что человек перестал быть средством бизнеса, получения прибыли, а стал их целью. Так ли это? Посмотрим, что говорят по этому поводу сами американцы. Американский социолог Р. Биттел: «Хорошие человеческие отношения - это искусство и наука, это гибкость и твердость, это наиболее трудное дело на свете, но будьте уверены, что результаты окупятся в долларах». Более резок и своих суждениях на этот счет председатель профсоюза техникой Великобритании Дж. Микардо: <<Рабочий может выразить мнение о том, сколько полотенец должно висеть в умывальнике... но, если он попытается предложить количество стайкой в цехе или срочно закупить какое-то количество грузовиков, ему скажут: „Подобные вопросы — прерогатива менеджмента и поэтому не твое дело"». Однако приведенные высказывания не умаляют значение менеджмента, особенно человекоцентристскопо подхода в нем. Многие его идеи, несомненно, представляют для нас и научный, и практический интерес;
Возможно ли использование менеджмента в управлении российской общеобразовательной школой, другими типами появляющихся у нас средних учебных заведений - лицеем, гимназией, колледжем? Да, многие его положения вполне могут быть использованы. Особенно это относится к положениям чел овекоцен три стек ого подхода. Такая возможность обеспечивается рядом объективных предпосылок.
Прежде всего это происходящее обновление нашей школы, направленное, с одной стороны, на преодоление и устранение единообразия, администрирования, авторитаризма, формализма в обучении, воспитании и управлении, во всем укладе школьной жизни, а с другой - на дальнейшую демократизацию и гуманизацию внутришколь-ной жизни и управления, создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ученика и учителя, их инициативы и творчества, стремления к самосовершенствованию и самореализации, к личному успеху и успеху школы, воспитания активной гражданской позиции и патриотизма.
Это также те островки демократических и гуманистических традиций дореволюционной и советской школы, связанные с имена-
ми таких выдающихся педагогов и организаторов народного образования, как К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.И. Пирогой (1810-1881), Н.А. Корф (1Ш—10§Э), И.Н. Ульянов (1831-1886), Н.Ф. Бунаков (1837-1904), Л.Н. Толстой (1828-1910), а также Н.К. Крупская (1869-1939), П.П. Блоиский (1884-1941), СТ. Шацкий (1878-1934), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970). Вопреки многочисленным препятствиям, а зачастую и гонениям они весь свой педагогический и организаторский талант, душу и сердце отдавали детям, их обучению, воспитанию и развитию, добивались уважительного отношения к личности ученика и учителя; обеспечивали «дружное соединение для одной цели нравственных и умственных сил всех воспитателей и наставников» (Н.И. Пирогов); боролись против бюрократизма, администрирования и формализма в управлении школьными делами, за его демократизацию, коллегиальность и педагогизацию, за самоуправление; выступали за оптимальное соотношение политехнизма и профессионализма и обучении и образовании школьников,за тесную связь школы с жизнью, семьей, производством, обществом.
Таким образом, даже далеко не полно перечисленные здесь предпосылки позволяют говорить, что:
1) использование и адаптация менеджмента в наших условиях
обеспечивается и облегчается тем, что многие его идеи и элементы уже
давно разрабатываются и реализуются в отечественной практике
управления школой;
2) адаптацию менеджмента в наших условиях следует осуще
ствлять при одновременном изучении, осмыслении, использовании
собственного опыта управления школой и на его основе, через их срав
нительный анализ и взаимное обогащение;
3) только с учетом наших традиционных российских особен-
н о сте и, 1 ic и хо л о г и и и н ра ас т вен ио - :>т и ч ее к и х цен н о с те й з на ч и те; j ь н о й
части нашего народа (соборность, общин ноеть и артельность как анти
поды индивидуализму, определенный аскетизм и критическое, а часто
враждебное отношение к богатству и богатым людям, недостаточность
рационализма и прагматизма, известная индифферентность в отноше
нии к власти и закону, сохраняющаяся приверженность «советскому
образу жизни» и социалистическим идеалам), а также происходящих
сегодня подвижек в соотношении этих ценностей допустимо исполь
зование у нас менеджмента;
4) поскольку менеджмент, используемый в бизнесе, мы хотим
перенести в школьную сферу, то следует говорить о педагогическом
менеджменте,
Так как предметом педагогического менеджмента являются личность учителя и его деятельность, здесь могут быть реализованы прежде 1зсего требования человекоцентристского подхода общего менеджмента — проявлять уважение и доверие, обеспечивать успех.
Требование уважения предполагает умение, готовность топме-неджера (руководителя высшего, директорского уровня) и всех функциональных и линейных менеджеров (руководителей средних и нижних уровней):
■ внимательно, заинтересованно относиться к позиции, мне
нию, критическим высказываниям и позитивным предложениям учи
теля (сотрудника), конструктивно и своевременно реагировать на них;
■ формировать у учителя высокое чувство сопричастности
к школьному коллективу и его делу;
■ слушать и слышать учителя;
■ оказывать всемерную помощь и содействие в развитии силь
ных личностных и деловых качеств (сторон) учителя, преодолении
и устранении его недостатков, слабых сторон, препятствующих само
развитию и самосовершенствованию;
■ принимать живое участие в проблемах и трудностях учителя
(профессиональных, бытовых, личных);
■ не допускать популистских обещаний, завышения оценки
личностных и деловых качеств учителя, результатов его работы;
■ поощрять за хорошую работу, проявление профессиональной
чести, преданность своей школе.
Этот перечень проявлений уважительного отношения школьного менеджера к учителю можно продолжить. Однако завершим его правилами установления хороших отношений, предложенных Карие-ги. Вот некоторые из них:
■ начинайте с похвалы достоинств человека;
■ ошибки его указывайте в косвенной форме;
ш прежде чем критиковать других, оцените себя, свои ошибки;
■ задавайте вопросы вместо приказаний;
■ дайте человеку возможность сохранить свое лицо;
■ хвалите человека каждый день, даже скромный его успех,
и будьте при этом искренни и щедры;
■ создав а йте человеку доброе имя, чтобы он постоянно жил с ним;
■ используйте поощрения, делайте так, чтобы недостатки, ко
торые вы хотите исправить в человеке, выглядели легко исправимы
ми, а дело, которым вы хотите его увлечьт легко выполнимым;
■ делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что
вы хотите;
■ прямая критика бесполезна, так как человек вынужден обороняться, чтобы сохранить свое достоинство.
Важным фактором эффективной работы школы является доверие ее менеджеров к учителю. Наряду с уважением оно представляет собой проявление и показатель демократизма и гуманизма педагогического менеджмента. Поэтому крайне важно, чтобы школьные менеджеры всех уровней строили свою работу на доверии к учителю, так как оно раскрепощает и воодушевляет его, придает ему силы и уверенность, разбиваетинициативу и самостоятельность, создает в педагогическом коллективе комфортную психологическую обстановку,атмосферу творчества, поиска и ответственности, а сам труд учителя наполняет мажорным, социально значимым звучанием.
Доверие должно быть не декларативным и показным, а реальным и искренним. Руководитель призвал проявлять его наделе постоянно, последовательно, профессионально. В этом вопросе и в менеджменте, и в нашем внутри школьном управлении накоплен определенный опыт, выработаны средства. Важным средством практического проявления доверия является делегирование полномочий и ответственности на средние и нижние уровни педагогического менеджмента по иерархии: директор (менеджер высшего уровня или топменед-жер) — заместитель директора по учебно-воспитательной или научно-исследовательской работе (менеджер первого среднего уровня) -руководители метод объединений или школьных педагогических кафедр, или научно-методических центров (менеджеры второго среднего уровня) - - классные руководители (менеджеры первого нижнего уровня) - учителя и воспитатели (менеджеры второго нижнего уровня). Классные руководители, учителя, воспитатели являются менеджерами по отношению к ученикам, воспитанникам, поскольку они управляют их учебной деятельностью.
Делегирование (от лат. delegare — посылать в качестве делегата) — ото передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. С помощью делегирования руководители всех уровней распределяют среди своих сотрудников и в пределах своей компетенции многочисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации, в условиях школы — для достижения целей обучения, воспитания, развития учащихся. Успешное решение проблемы делегирования в школе позволяет ее директору сосредоточиться на анализе, прогнозировании, планировании и реализации перспективных, стратегических целей и задач, отсутствие же делегирования или неумение его осуществлять обрекает директора на роль пленника «текучки» и на управление по отклоне-
ниям («тришкин кафтан»). В нашей практике, к сожалению, продолжает преобладать второй тки школьного руководителя, не осознавшего, что сущность управления, по словам одного и:* классиков менеджмента М.П. Фоллетт, заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Почему наши школьные руководители (каждый на своем уровне) не овладели или недостаточно овладели таким средством доверия, как делегирование? Думается, что ответ кроется в общих, типичных причинах, которые выявил американский исследователь проблем менеджмента У. Ньюмен. К ним относятся:
1) заблуждение «я это сделаю лучше»;
2) отсутствие способности руководить;
3) отсутствие доверия к подчиненным;
4) боязнь риска;
5) отсутствие выборочного контроля для предупреждения руко
водителей о возможной опасности невыполнения или неправильного
выполнения подчиненными делегированных им задач (полномочий).
Согласно Ньюмену причины кроются не только в руководителях, но и в их подчиненных, которые избегают ответственности и блокирую]' процесс делегирования. Он выделил шесть основных причин такого поведения подчиненных:
1) подчиненный считает более удобным спросить руководи
теля, что делать, чем самому решать проблему;
2) подчиненный боится критики за возможные ошибки;
3) у подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необ
ходимые для успешного выполнения задания;
4) у подчиненного уже больше работы, чем он может сделать,
или же он считает, что дело обстоит именно так;
5) подчиненный не уверен в себе;
6) подчиненному не предлагается каких-либо положительных
ст и м у л ой до 11 о л и и тел ь н о й от ве т с т в ей н о с т и.
Для устранения и преодоления этих причин, ограничивающих возможности руководителя осуществлять делегирование, руководитель должен:
■ трезво оценивать себя (не завышать самооценку) и свои воз
можности, повышать свою научную и практическую компетентность,
что позволит разработать демократическую систему контроля за выпол
нением делегированных заданий, быть уверенным в сиоих подчинен
ных и не бояться риска;
■ при делегировании подчиненному тех или иных заданий
(полномочий) учитывать его профессиональную подготовленность,
организаторские способности и культуру;
■ делегировать задание (устно или письменно) так, чтобы оно
было ясным, четким, понятным и посильным для подчиненного, что
обеспечивается совместным обсуждением, уточнением и формули
рованием его целей и задач, согласованием средств и сроков выпол
нения;
■ демонстрировать свое доверие подчиненному, уверенность
в его способности успешно выполнить данное ему задание, что изба
вит его от неуверенности, сомнений и боязни критики;
■ наряду с делегированием заданий (полномочий) предостав
лять подчиненному асе необходимые для их успешного выполнения
информацию и ресурсы;
■ предоставлять подчиненным свободу (право) выбора мето
дов и форм выполнения полученного задания;
■ продумать систему стимул о и делегирования и для подчинен
ных, м для руководителей.
Существуют и другие средства, .методы и формыпроявления доверия руководителя к подчиненным. Исключительно плодотворной для виутришкольного управления является, например, идея менеджмента об успехе, понимаемом как реализованная цель. Любой работник, в том числе и учитель, всегда стремится к успеху и его признанию со стороны руководителя и коллег. Чувство успеха окрыляет работника, мобилизует его на новые свершения. Кроме того, успех сплачивает коллектив, а поражение разъединяет его, порождает в нем конфликты, поиск виновных. Таким образом, важной задачей педагогического менеджмента является обеспечение успеха.
Основными условиями успеха являются:
■ его общественное признание, так как только оно порождает
чувство успеха;
■ его целенаправленная,планомерная организация, так как
успех не приходит сам по себе;
■ интеграция усилий всего коллектива, так как его разобщен
ность, развал, дезинтеграция ведут не к успеху, а к поражению.
В свою очередь, интеграцию, необходимую для достижения успеха, как указывает Ю.А. Конаржевский, обеспечивают:
■ уяснение руководителями и всеми учителями общих целей
школы;
■ формирование на их основе горизонтального взаимодей
ствия всех участников учебно-воспитательного процесса;
■ коллегиальное принятие решений, что позволяет широко
информировать и учителей, и учащихся, и их родителей о делах, про
блемах, перспективах школы;
■ соблюдение принципа консенсуса;
■ целостная ориентация школьного менеджера, которая состо
ит в том, что его должен интересовать не только и не столько сотруд
ник, должностное лицо, но и первую очередь человек как личность;
■ создание условий для развития профессиональных потреб
ностей и человеческих возможностей членов коллектива;
■ формирование педагогического коллектива — коллектива
е д и н о м ы ш л ей н и к о в.