Методы педагогического менеджмента
Разработка научных основ педагогического менеджмента актуализирует вопрос методов управления,которые выступают в качестве способов достижения поставленных целей педагогического менеджмента и реализации основных ею функций. Существует четыре группы методов педагогического менеджмента:
■ первая группа — экономические методы, или методы эконо
мического стимулирования;
■ вторая группа — организационно-распорядительские, или
административные методы;
■ третья группа - методы психолого-педагогического воздей
ствия;
■ четвертая группа — методы общественного воздействия.
Экономические методы,или методы экономического стимулирования,должны реализоваться путем претворения в жизнь важного принципа «от каждого но способностям, каждому но труду», что в реальной жизни пока не наблюдается. По мере совершенствования
нашего общества, очевидно, будут совершенствоваться и методы экономического стимулирования педагогических работников в плане все большего их соответствия количеству и качеству труда, так как педагогический стаж не является абсолютным показателем эффективности педагогического труда, хотя и имеет определенное значение. Исследования и данном направлении позволяют вводить категории, звания, качества и т.н. Сегодня, на этане радикальных изменений системы образования, проблеме эффективного использования экономических методов в педагогическом менеджменте наконец начинают уделять внимание, она становится не только государственной, но и общественной и частной. Но глубокие и серьезные исследования в данном направлении еще ипереди.
Организационно-распорядительские,или административные,методы реализуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее нормирования и инструктирования исполнителей в форме указания, распоряжения, приказа, требования и т.п. С помощью этих методов осуществляют подбор, расстановку и воспитание кадров, разрабатывают и внедряют должностные инструкции. Административные методы важны и необходимы, однако управление только с помощью этих методов в значительной мере способствует формированию автократического стиля управления и не способствует развитию творческих способностей членов коллектива.
Демократический стиль управления формируется в основном при использовании методов психолого-педагогического воздействия,которые реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного (но без жестокости) распоряжения, поощрения, благодарности и т.п. Эти методы позволяют осуществлять планирование социального развития коллектива, устанавливать благоприятный психологический климат в коллективе, повышать творческую активность и инициативность всех работников учебного заведения, воспитыиать групповое самообразование и чувство коллективной ответственности, изучать и формировать положительные, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, учитывают индивидуальные психологические особенности членов коллектива.
В зависимости от задач кадровой работы эти методы можно систематизировать следующим образом (табл. 1.1).
Методы общественного воздействияпредполагают широкое вовлечение работников в управление, развитие в нем демократических начал посредством открытого коллективного обсуждения основных
проблем образовательного процесса и путей их преодоления, охвата членов коллектива методической учебой, развития в коллективе здо-роиой творческой конкуренции. Использование данных методой в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитания экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развития общественной активности преподавателей и учащихся. Эти методы способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и каждого учащегося.
Таблица 1.1
Применение методов психолого-педагогического воздействия в зависимости от задач кадровой работы
Задача кадровой работы
Объект исследования
Метод исследования
Подбор кадров
1. Направленность личности
1, Беседа, наблюдение, тесты, библиографический метод
2. Уровень развития общих и специальных способностей
2. Тесты общих и специальных способностей
3. Индивидуально-психологические и личностные особенности
педагогов
3, Личностные тесты
Подготовка кадров
1. Профессионально
необходимые знания, умения, навыки
1, Экспертные оценки, опросы, беседы
2. Эффективность методов психолого-педагогического воздействия на обучаемых
2. Анализ конкретных ситуаций, деловые игры, социально-психологический тренинг
3. Эффективность форм
профессионального
обучения
3. Различные психолого-педагогические методы
Оценка и расстановка
кадров
1. Соответствие работника выполняемой работе
1. Опросники, тесты, анкеты
2. Возможность дальнейшего использования работника
2. Групповая оценка личности (ГОЛ)
3. Результаты трудовой деятельности
3. Наблюдение, беседа, анализ результатов трудовой деятельности
22
Продолжение
Задача кадровой работы
Объект исследования
Метод исследования
4. Место педагога
в системе внутриколлек-
тивных Отношений
4. Социометрия
Рациональное использование кадров
1. Причины текучести и нарушений трудовой дисциплины
1. Социометрия и рефе-рентометрия, тесты межличностных отношений
2. Состояние социально-психологического клима-
та коллектива
2. Опросники, анкеты, тесты
3, Эффективность кадро- 3. Анализ документов,
вой работы исследование стиля руко-
водства, наблюдение
Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать но уровням управленческой деятельности.Можно выделить три таких уровня:
1) личностный (индивидуальный) микроуровень, на кото
ром решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему
месту;
2) групповой (социально-психологический) — мезоуровень,
в рамках которого производится оптимальная расстановка работников
в коллективе;
3) социологический - макроуровень, на котором формируют
ся социальные механизмы создания «элитных групп» управления
( ру ко в о дя щ и х раб отн и ко в р аз л и ч н о го у ро в и я).
В рамках макроуровня решаются задачи оптимизации подбора, непрерывного образования ирационального использованияконкретных работников. Для итого необходимо изучать личность работника, выявлять его общие и специальные особенности, динамические качества его личности (прежде всего темперамента), характерологические особенности (коммуникативные, деловые, эмоциональные, волевые и др.).
Основной задачей ли\шуро<тя является правильная расстановка работников в структурах педагогического коллектива. Специальные исследования показали, что для нормальной работы всего коллектива очень важна совместимость на уровне «руководитель-заместитель». Оптимальным оказалось сочетание «директор-администратор*, «заместитель-коллективист», хотя в ряде случаев и тот и другой относились к типу администраторов. Руководителю-коллективисту работать сложнее, зато эффективность его деятельности значительно выше.
Важную роль в совместимости работников играет их темперамент. Установлено, что наибольшая совместимость достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами.
Задачей макроуровня является оптимизация процессов формирования различных руководящих звеньев - «элитных групп».