Принципы педагогического менеджмента
Четвертым системообразующим фактором являются принципы деятельности субъектов образовательного процесса.
Принципы педагогического менеджмента- основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности.
Гуманизация (от лат. humanus — человечный) — принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Следование этому принципу является главным условием развития способностей обучающихся и организованном учебно-воспитательном процессе.
Оптимальность основной принцип НОТ в структуре и содержании педагогического менеджмента, условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т.п.).
Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента- - основные правила, которых должен придерживаться менеджер учебно-воспитательного процесса при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности преподавателя и учащихся.
Важнейшим принципом педагогического менеджмента является принцип конкретного целеполагания, или принцип целенаправленности, как основы планирования и контроля, т,е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления.
Нарушение данного принципа на практике во асе времена приносило образованию а целом, и особенно образовательному процессу в средних учебных заведениях в частности, очень большой педагогический и социальный ущерб. Это проявлялось, например, в таких воспитательно-образовательных и управленческих целях, как: «дадим полную, стопроцентную успеваемость», «от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу», «научить (за учебный год?!) каждого учащегося жить, учиться и трудиться по-коммунистически^ Подобные лозу иго образные цели вступали в серьезное противоречие с реальной жизнью и с реальными возможностями учебных заведений. Руководящие бюрократические структуры системы образования особенно злоупотребляли подобными «целями» в период до 1985 г. Однако если на республиканском уровне в последние годы подобные цели исчезли вообще, то на уровне района и конкретного учебного заведения еще порой проводятся творческие отчеты всех (?!) преподавателей и делаются попытки навязать им нереальные, конъюнктурные, сиюминутные лозунгообразные цели деятельности.
Таким образом, в целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель (излишне \ч\шж-нениая или упрощенная) уже на начальном этапе процесса управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения как сложной педагогической системы.
Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей. При таком положении инициатива и творчество исполнителя постепенно снижаются, а руководитель все более увязает в текучке. Поэтому руководитель может реализовать поставленные задачи, только опираясь на общественные организации учебного заведения, коллективное творчество и коллективный разум. Это особенно актуально в эпоху
перехода и становления демократии как и обществе, так и в учебных заведениях.
Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода. Претворение в жизнь ЭТОГОпринципа является также условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей. Должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности преподаиателя не могут быть застывшими раз и навсегда на долгие голы. Косность, шаблон, устаревшие стереотипы порождают формализм, который иыражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и «удобным» формам организации (а по сути — дезорганизации) деятельности, вопреки духу, смыслу и сути ее содержания.
Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и лииейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Нельзя, определив цели и задачи менеджмента, остановиться на этапе планирования деятельности подчиненных, пустив все дело на самотек. К сожалению, на практике ряд руководителей, составив и научно обосновав план работы учебного заведения, оставляют без внимания его реализацию. Встречаются и такие руководители, которые, продумав план и организовав его реализацию, например в начале учебного года, забывают (не успевают, не могут и т.п.) периодически контролировать и координировать деятельности исполнителей. При такой постановке дел принцип комплексности не реализуется, что и приводит, несмотря на наличие правильно реализованного первого компонента педагогического менеджмента, к снижению эффективности управления педагогической системой в целом.
Эффективное научное управление предусматривает также реализацию принципа системного самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики менеджмента. Это положение особенно иажно в настоящий момент, когда в нашем обществе совершенствуется весь механизм управления, на нсех уровнях.
Существует и другая классификация принципов, основанная на материалах народной педагогики. Согласно ей различают 18 принципов:
1) принцип ответственности: «делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненного»;
2) принцип солидарности: «делаем имеете то, что нам поло
жено»;
3) принцип состязательности: «делай лучше, чем он»;
4) принцип отдачи: «умеешь сам, научи другого»;
5) принцип коллективизма: «коллектив — сила»;
6) принцип скромности: «не гордись победой, пускай другие
гордятся твоей победой»;
7) принцип преодоления: <ше унывай при поражении»;
8) принцип самооценки: «изучай самого себя, знай свои силь
ные и слабые стороны»;
9) принцип достоинства: «никогда не унижайся для достиже
ния цели»;
10) принцип великодушия: «не будь жлобом»;
11) принцип универсальности: «стремись быть универсалом
в своей области»;
12) принцип человеколюбия: «помогай нуждающимся»;
13) принцип преемственности: «почитай старших»;
14) принцип гармонии: «в здоровом теле -- здоровый дух»;
15) принцип самостоятельности: «учись делать все сам»;
lfi) принцип красоты:«делай все красиво»;
17) принцип познания: «пек живи — век учись»;
18) принцип природолюбия: «уважай братьев меньших».