Принципы педагогического менеджмента

Четвертым системообразующим фактором являются принци­пы деятельности субъектов образовательного процесса.

Принципы педагогического менеджмента- основные прави­ла поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управ­ляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гума­низации и оптимальности.

Гуманизация (от лат. humanus — человечный) — принцип науч­ной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Следование этому принципу является главным услови­ем развития способностей обучающихся и организованном учебно-вос­питательном процессе.

Оптимальность основной принцип НОТ в структуре и содержании педагогического менеджмента, условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества пла­нируемых мероприятий и т.п.).

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмен­та- - основные правила, которых должен придерживаться менеджер учебно-воспитательного процесса при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности преподавателя и учащихся.

Важнейшим принципом педагогического менеджмента явля­ется принцип конкретного целеполагания, или принцип целенаправ­ленности, как основы планирования и контроля, т,е. основы содержа­ния всей деятельности менеджера любого уровня управления.

Нарушение данного принципа на практике во асе времена при­носило образованию а целом, и особенно образовательному процессу в средних учебных заведениях в частности, очень большой педагоги­ческий и социальный ущерб. Это проявлялось, например, в таких воспитательно-образовательных и управленческих целях, как: «дадим полную, стопроцентную успеваемость», «от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу», «научить (за учебный год?!) каждого учащегося жить, учиться и трудиться по-коммунисти­чески^ Подобные лозу иго образные цели вступали в серьезное проти­воречие с реальной жизнью и с реальными возможностями учебных заведений. Руководящие бюрократические структуры системы обра­зования особенно злоупотребляли подобными «целями» в период до 1985 г. Однако если на республиканском уровне в последние годы подобные цели исчезли вообще, то на уровне района и конкретного учебного заведения еще порой проводятся творческие отчеты всех (?!) преподавателей и делаются попытки навязать им нереальные, конъ­юнктурные, сиюминутные лозунгообразные цели деятельности.

Таким образом, в целом принцип целенаправленности педаго­гического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспек­тивности. Неопределенно сформулированная цель (излишне \ч\шж-нениая или упрощенная) уже на начальном этапе процесса управле­ния является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспек­тивность и социальная значимость цели отражают непрерывный харак­тер поступательного движения, развитие учебного заведения как слож­ной педагогической системы.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важней­шее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей. При таком положении инициатива и творчество исполнителя посте­пенно снижаются, а руководитель все более увязает в текучке. Поэто­му руководитель может реализовать поставленные задачи, только опи­раясь на общественные организации учебного заведения, коллективное творчество и коллективный разум. Это особенно актуально в эпоху

перехода и становления демократии как и обществе, так и в учебных заведениях.

Четкая реализация основных идей педагогического менеджмен­та на практике невозможна без реализации принципа функциональ­ного подхода. Претворение в жизнь ЭТОГОпринципа является также условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конк­ретизации функций исполнителей. Должностные инструкции, прави­ла внутреннего трудового распорядка, научно обоснованные требова­ния к учебно-воспитательной деятельности преподаиателя не могут быть застывшими раз и навсегда на долгие голы. Косность, шаблон, устаревшие стереотипы порождают формализм, который иыражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и «удобным» фор­мам организации (а по сути — дезорганизации) деятельности, вопре­ки духу, смыслу и сути ее содержания.

Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и лииейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Нельзя, определив цели и задачи менеджмента, остановиться на этапе планирования деятельности подчиненных, пустив все дело на само­тек. К сожалению, на практике ряд руководителей, составив и научно обосновав план работы учебного заведения, оставляют без внимания его реализацию. Встречаются и такие руководители, которые, проду­мав план и организовав его реализацию, например в начале учебного года, забывают (не успевают, не могут и т.п.) периодически контроли­ровать и координировать деятельности исполнителей. При такой поста­новке дел принцип комплексности не реализуется, что и приводит, несмотря на наличие правильно реализованного первого компонента педагогического менеджмента, к снижению эффективности управле­ния педагогической системой в целом.

Эффективное научное управление предусматривает также реализацию принципа системного самосовершенствования на осно­ве достижений теории и передовой практики менеджмента. Это поло­жение особенно иажно в настоящий момент, когда в нашем обществе совершенствуется весь механизм управления, на нсех уровнях.

Существует и другая классификация принципов, основанная на материалах народной педагогики. Согласно ей различают 18 прин­ципов:

1) принцип ответственности: «делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненного»;

2) принцип солидарности: «делаем имеете то, что нам поло­
жено»;

3) принцип состязательности: «делай лучше, чем он»;

4) принцип отдачи: «умеешь сам, научи другого»;

5) принцип коллективизма: «коллектив — сила»;

6) принцип скромности: «не гордись победой, пускай другие
гордятся твоей победой»;

7) принцип преодоления: <ше унывай при поражении»;

8) принцип самооценки: «изучай самого себя, знай свои силь­
ные и слабые стороны»;

9) принцип достоинства: «никогда не унижайся для достиже­
ния цели»;

10) принцип великодушия: «не будь жлобом»;

11) принцип универсальности: «стремись быть универсалом
в своей области»;

12) принцип человеколюбия: «помогай нуждающимся»;

13) принцип преемственности: «почитай старших»;

14) принцип гармонии: «в здоровом теле -- здоровый дух»;

15) принцип самостоятельности: «учись делать все сам»;
lfi) принцип красоты:«делай все красиво»;

17) принцип познания: «пек живи — век учись»;

18) принцип природолюбия: «уважай братьев меньших».

Наши рекомендации