Функции педагогического менеджмента
Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о ею функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее - - законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в ц ел ом. Дру ги м и ел о вам и, фуп кц ust {от л ат. fun ciion - и с 11 о л -ненке) — это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.
Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.
Функция планирования, или принятия решения(распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса (или принятие решения) — первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения, с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:
■ иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента;
■ быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его
в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию)
и правомочным;
■ быть непротиворечивым, т.е, отражать единство и согласо
ванность с общей системой принимаемых управленческих решений;
■ отвечать условию конкретности по времени его реализации
и предусматривать критерии эффективности ею реализации с учетом
оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;
■ быть актуальным и современным;
■ быть полным, кратко и четко изложенным.
Таким образом, план работы на учебный год - - это взаимосвязанная, объединенная общими целями совокупность практических мероприятий и дел по реализации поставленных перед учебным заведением целей, а планирование учебных занятий - специфический акт лринятия решения ло конструированию общей умозрительной или письменной модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе занятий. Основой этого этана служат цель, задачи и реальное время урока, а также принципы, методы и содержание учебио-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Планирование остается формальным актом, если на этане планирования отсутствует элемент прогнозирования.
Функция организации выполнения принятых решенийи планов включает в себя:
■ доведение принятого решения (плана) до исполнителя;
■ материально-техническое обеспечение возможности выпол
нения данного решения (плана);
■ согласование данного решения (плана) с установками и по-
тр еб нос тя ми л и ч н ост и йен о л н и тел я ( иго р о i о с у бъ е кта м е и е дж м е 11 та ).
Организация выполнения принятых решений и планов — второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда (НОТ).
Функция мотивации.Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой даже не сознавая этого.
В древние времена для этого использовались кнут и угрозы, для немногочисленных избранных - награда. С конца XVIII ло XX в. было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если есть возможность заработать. Таким образом, считалось, что создание мотивов работы - очень простой процесс, сводя-
щийся к предложению соответствующих вознаграждений в обмен на труд.
Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля.Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля - координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля. Дадим определение контроля как системообразующего фактора педагогического менеджмента.
Контроль - третий основной компонент (функция) педагогического менеджмента, процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль икшочает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности д еяте л ь и ост и и с и о л н и тел е й»
Анализ образовательного процесса - один из основных методов контроля в структуре педагогического менеджмента; способ получения знаний о причинах той или иной результативности совместной деятельности преподавателя и учащихся.
В комплексе данные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования (план от лат. pfanus - плоский, ровный; это принятое управленческое решение, зафиксированное каким-либо образом на бумаге, фотопленке, магнитной ленте, дискете и т.н.), а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения. При реализации каждого нового управленческого воздействия руководителя на подчиненных весь цикл повторяется в той же последовательности.
Исходя из функций педагоги ч ее к о го менеджмента могут иметь место различные уровни, или роли, управления, а именно:
1) роль главного руководителя, предполагающая участие
в мероприятиях, когда к атому обязьшает положение;
2) роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию
подчиненных, подбор и расстановку кадров;
3) роль связующего звена. Предполагает осуществление пере
писки, участие а совещаниях на стороне, т.е. заключается в установле
нии внешних контактов с организациями и частными лицами;
4) н ри ем аи к и н ф о рм а ци и. С уть р аботы с о стоятв п о ис ке и и о лу -
чении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает
всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации;
5) распространитель информации. Менеджер передает инфор
мацию, полученную извнешних источников, членам своей организа
ции, организует рассылку почты по организациям с целью распро
странения информации;
6) предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает
и запускает «проекты к совершенствованию^, приносящие изменения;
7) устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет коррек
тировочные действия в случаях, когда в организации назревает кри
зис и возникают проблемы;
8) распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответствен
ность за распределение всевозможных ресурсов организации, что
фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных
решений;
9) ведущий переговоры. Менеджер является ответственным
за представительство организации на всех значительных иважных
переговорах.