Глава 2. Философия педагогического менеджмента
2.1. История развития концепции менеджмента
в образовании................................................................................... 27
2.2. Человекоцентристский подход в управлении школой ............. 38
Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 53
Литература............................................................................................ 82
Раздел II Психология управления кадрами
Глава 3. Психологические основы кадровой политики
3.1. Предмет психологии управления................................................... 84
3.2. Принципы и правила кадровой политики...................................... 88
3.3. Методы управления кадрами.......................................................... 90
3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах. 98
Глава 4. Личность как объект и субъект управления
4.1. Личность и ее понимание............................................................... 101
4.2. Индивидуальные особенности личности .................................. 104
4.3. Способности и роли личности....................................................... 112
4.4. Личность руководителя в организационных структурах ... 120
Глава 5. Коллектив как объект и субъект управления
5.1.Группа и ее структурная организация......................................... 130
5.2. Характеристики групповых процессов.................................. 144
5.3. Педагогический коллектив в системе управления
школой................................................................................................ 148
Тосты, задания, контрольные вопросы...................................... 162
Литература......................................................................................... 194
Раздел III Психология и этика деловых отношений
Глава 6. Психология делового общения
6.1.Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры............ 196
6.2. Психологические особенности делового общения.................. 212
6.3. Этические нормы и принципы делового общения .................. 217
Глава 7. Этика деловых отношений
7.1. Этикет а деятельности современного делового
человека....................................................................................... 225
7.2. Психологические особенности подготовки и проведения
бесед и переговоров.................................................................. 233
7.3. Способы психологической защиты......................................... 249
Глава 8. Деловые коммуникации
8.1.Виды и формы современных деловых коммуникаций ...... 256
8.2. Методика проведения выступлений и совещаний.............. 258
8.3. Влияние средств массовой информации на социальный
статус личности.......................................................................... 264
Глава 9. Имидж как составляющая современной цивилизации
9.1. Имидж в современном обществе................................................. 273
9.2. Типы имиджа ................................................................................... 277
9.3. Формирование имиджа............................................................... 283
Тесты, задания, контрольные вопросы...................................... 290
Литература........................................................................................ 322
Раздел IV Конфликтологии
Глава 10. Методологические основы конфликтологии
10.1. Конфликтология и ее значение................................................... 324
10.2. Понятие и сущность конфликта.................................................. 338
10.3. Типы конфликтов........................................................................... 344
10.4. Основные причины возникновения конфликтов...................... 353
Глава 11. Стресс и его особенности
11.1.Понятие стресса. Теория Г. Селье....................................... 361
11.2. Психические и психопатические заболевания,
обусловленные воздействием стрессовой ситуации....... 369
Глава 12. Поведение в конфликтах
12.1. Общие рекомендации по управлению конфликтами......... 376
12.2. Основные стратегии поведения в конфликте..................... 382
12.3. Стратегические и тактические методы
управления конфликтом ............................................................. 388
12.4. Принципы, методы и приемы разрешения конфликтов... 396
12.5. Роль руководителя в конфликтной ситуации........................... 401
Тосты, задания, контрольные вопросы................................... 404
Литература....................................................................................... 433
Словарь терминов.......................................................................................434
Приложения .................................................................................................445
Ответы к тестам и заданиям ..............................................................467
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели! Предлагаемое нашему вниманиюучебное пособие «Основы менеджмента в образовании» позволяет приобрести знания в области педагогического менеджмента.
Автор надеется, что те, кто будет им пользоваться, приобретут ясное и осмысленное представление об областях применения педагогического менеджмента; познают идеи и опыт, относящиеся к этому сложному ииду образовательной деятельности; научатся использовать полученные знания в управлении человеком и организацией; получат методологическую основу для последующего изучения отдельных аспектов педагогического менеджмента и для формирования цельной его концепции.
Автор постарался представить в учебном пособии теоретические и практические основы педагогического меджмента и его современное состояние.
При написании первого раздела им использованы материалы Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова и В.П. Симонова.
Структура пособия выстроена таким образом, чтобы студент и преподаватель могли самостоятельно изучить и закрепить полученные знания. Для этого 13 конце каждого раздела приводятся тесты, задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы.
С точки зрения методологии пособие в большей мере ориентировано на системный и ситуационный подходы.
Четкая структура, актуальность материала могут представлять интерес не только для студентов, но и для руководителей различных уровней и сфер деятельности, научных работников.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Полек новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентации, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровнеорганизации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».
В книге М.Х. Мее ко на, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию*'. Таким образом, слово менеджмент, переводимое с английского как «управление», рассматривается и а значении вида деятельности, и в значении области знания. Для достижения целей организации менеджмент предполагает использование не только кадровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения людей), но и материальных, финансовых. Кроме того, в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управленца), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизации действий. Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.
Педагогический менеджмент как деятельностиая (в первуюочередь) и сум мат и иная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.
L Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.
2. Цели педагогического менеджмента.
3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образователь
ного процесса.
4. Принципы педагогического менеджмента.
4.1. Общие принципы уираилеиия.
4 .2. При 1 щ и 11 ы 1 i ау ч и о и о j >j *анм; sa ци и 11 едаго ги ч ее кого и у 11 рав-
ленческого груда. 4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера
О б р а зо вате j l ь н о го 11 р о ц е с с а.
5. Функции (основные функциональные компоненты) педа-
го г и ч ее к о го м е н е д ж м е н та.
6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).
7. Результат деятельности субъектов менеджмента.
7.1. Эффективность как характеристика процесса совмест
ной деятельности преподавателя и учащихся.
7.2. Качество как характеристика конечного результата.
В ведущую составляющую педагогического менеджмента — сущность (определение и характеристику) его основных элементов и системообразующих понятий — входят следующие базовыеопределения.
Менеджмент педагогический комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
Образовательный процесс -- целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-полнавательпого процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Менеджер учебно-познавательного процесса преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебио-познав а г ел ы i о и д ея тел ь н о с т ью у ч а щ ихс я.
Менеджер учебно-воспитательного процесса руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий
в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью 11 е даго ги ч ее к и х раб о г и и кои.
Мониторинг образовательного процесса — непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса с помощью компьютерной технологии сбора и обработки получаемой информации.
Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:
■ цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);
■ субъект деятельности (директор, его заместители, препода
ватели, учащиеся, студенты и т.н.);
■ объект деятельности (он же второй субъект) - - исполнитель
распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заме
ститель директора и т.д.);
■ содержание деятельности (учебная, управленческая и иная
информация);
■ способы деятельности (методы и стиль взаимодействия пре
подавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащими
ся и т.д.).
Информация (от лат. infmirtaLia -- разъяснение, изложение) — предмет и продукт труда менеджера учебно-воспитательного или учебно-познавательного процесса.
Управление учебно-воспитательным процессом (как составная часть педагогического менеджмента) — целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности.