Тема 11 Этика и культура предпринимательской деятельности
Структура лекции
1. Сущность и понятие организационной культуры. Элементы культуры управления.
2. Типология организационной культуры.
3. Деловой этикет менеджера.
1. Организационная культура – это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, возникающих внутри трудового коллектива в процессе совместной профессиональной деятельности.
Организационная культура выполняет такие функции как:
- охранная
- интегрирующая
- регулирующая
- адаптивная
- ориентирующая
- мотивационная
- формирующая имидж (образ) организации в глазах окружающих
Организационная культура состоит:
1) из субкультур подразделений и отделов, сотрудники которых могут ее развивать, существовать параллельно или разрушать ее;
2) из субкультур направлений деятельности, которые выбраны данной организацией.
По степени влияния на организацию организационная культура может быть:
- бесспорная
- слабая
- сильная
Культура организации состоит из отдельных элементов. Эти элементы могут быть объективными и субъективными.
Субъективные элементы основываются на разделяемых всеми членами коллектива организации ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входит духовная символика в виде объектов, людей и действий, обладающих привлекательностью для окружающих.
Субъективная организационная культура включает в себя:
1) определение ценностей и норм поведения сотрудников;
2) осознание каждым членом трудового коллектива себя и своего места в организации;
3) создание и поддержание доброжелательных отношений между сотрудниками;
4) создание системы коммуникаций внутри предприятия;
5) осознание важности времени и выработку отношения к нему членов коллектива;
6) создание непрерывного процесса развития членов трудового коллектива;
7) развитие этики, системы мотивации и создания соответствующих условий на рабочих местах.
Объективная организационная культура обусловлена физическим и материальным окружением, создаваемым в организации.
Взаимодействие менеджмента и культуры организации может осуществляться несколькими способами.
Во-первых, менеджеры могут действовать строго в соответствии с организационными ценностями. Во-вторых, руководители могут игнорировать сформировавшуюся культуру и идти напролом к своим целям. И, в-третьих, управление деятельностью может осуществляться частично в соответствие с организационной культурой, а частично – наперекор ей. В данном случае необходимо следить, чтобы противоречия с культурой оставались в допустимых рамках.
2. Типология организационной культуры по С. Ханди представлена в таблице 5.
Таблица 5. Типы культуры организации по С.Ханди
Параметры | Культура власти | Культура роли | Культура задачи | Культура личности |
Тип организации, размер | Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия (коммерция, финансы, малый бизнес) | Крупная организация с механистической структурой. Строгое функциональное распределение ролей, специализированные участки координируются звеном управления сверху | Небольшая организация с органической структурой (матричная структура) (АО, НИИ, конструкторские фирмы) | Небольшая, существующая для обслуживания и помощи (адвокатские конторы, консультационные фирмы, творческие союзы) |
Основа системы власти | Сила ресурсов, сила личности | Сила положения. К силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте. Влияние регулируется правилами и положениями | Силы специалиста, эксперта. Дух команды. Важнее командный дух, а не индивиду-альный результат | Сила личности, сила специалиста, влияние распределено поровну |
Процесс принятия решения | Решения принимаются быстро в результате баланса влияний | Формализованные решения принимаются наверху | Решения принимаются на групповом уровне | Формализация и процедуры отсутствуют |
Контроль за исполнением | Централизованный контроль по результатам через контролеров | Контроль и координация осуществляются звеном сверху в соответствии с установленными правилами и процедурами | Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры | Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия |
Отношение к людям | Привлекает людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе — личная преданность | Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность | Объединение сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, поощряется инициатива, формирование команды | Специалисты — одаренные, яркие личности. Умеют добиваться личных целей |
Литература:
1. Виханский О.С. Менеджмент. Учебное пособие – М.: Высшая школа, 1994.
2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000.–1056с.
3. Мескон М. и др. Основы менеджмента / пер. с англ./ – М.: Дело, 1992.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, что такое организационная культура и как она возникает.
2. Перечислите особенности взаимодействия менеджмента и культуры.
3. Проанализируйте ситуацию в своей учебной группе: сформировалась ли здесь культура, какие характерные признаки она имеет.