Тема 4 Интеграционные процессы в менеджменте
…Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе.И я готов платить за это умение больше, чемза какой-либо другой товар в этом мире. Дж. Рокфеллер |
Цели:
После изучения темы вы сможете:
¨ объяснить сущность и значение информации в управлении;
¨ выделять различные виды информации;
¨ рассмотреть коммуникацию как интегрирующий фактор управления;
¨ различать вертикальные, горизонтальные и др. виды коммуникаций;
¨ проанализировать коммуникационный процесс;
¨ составлять схемы коммуникационных сетей;
Структура лекции
1. Сущность и виды управленческой информации.
2. Внутрифирменная информационная система.
3. Понятие и значение коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций.
4. Понятие коммуникационного процесса.
5. Коммуникативные сети и роли.
6. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации и их совершенствование.
1. Управленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработки информации.
Информация – это совокупность различных сообщений об изменениях в системе управления и окружающей ее среде.
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджмента представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.
Информация, используемая в процессе управления, может быть классифицирована по различным признакам.
По содержанию различают: экономическую, организационную, социальную и научно-техническую информацию.
По направлению информационных потоков принято различать входящую и исходящую информацию.
По степени преобразования различают первичную и производную информацию.
По степени использования выделяют информацию однократного и многократного использования.
По месту образования информация может быть внутренняя и внешняя.
Основным носителем информации является документ, т.е. материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.
Все виды работ по оформлению, написанию и обработке документов охватывает делопроизводство – специальный раздел управления.
Основными направлениями информационного обеспечения менеджмента организации являются:
- получение и обработка поступающей информации, ее анализ и доведение до исполнителей;
- сбор и формирование информации о деятельности организации;
- распространение информации организации внутри нее и за ее пределами;
- анализ информации о деятельности организации;
- получение данных контроля за деятельностью организации и ее подразделений;
- подготовка решений менеджера;
- расчеты по определению ресурсов организации;
- учет и отчетность организации;
- налоговые расчеты и документирование;
- финансовые и кредитные расчеты;
- учет и распределение запасов;
- кадровая, снабженческая, маркетинговая информация;
- информация по рекламе и паблик-рилейшнз;
- справочная информация и базы данных;
- архив организации;
- переписка организации;
- контроль за отданными распоряжениями и их выполнением;
- автоматизация рабочих мест руководителей и управленческого персонала.
2. Техническое обеспечение процесса управления охватывает технические средства, применяемые для обработки информации в сфере управления. В общем виде, средства труда в управлении можно подразделить на два основных класса: средства оргтехники и вычислительные машины.
Технические средства управления, используемые для сбора и обработки информации, объединяются в различные информационные системы.
Внутрифирменная информационная система представляет совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней управления. В зависимости от уровня механизации и степени участия в подготовке управленческих решений различают следующие информационные системы:
- простые;
- смешанные;
- информационно-справочные;
- информационно-советующие;
- самонастраивающиеся;
- самообучающиеся;
- информационно-управляющие.
На крупных предприятиях и в организациях, осуществляющих управление группами предприятий, применяются автоматизированные системы управления (АСУ).
3. Коммуникации – это процесс обмена информацией, опытом, сведениями. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри организации, так и налаживать внешние контакты.
Основные виды коммуникаций представлены на рис. 9.
Рисунок 9 Виды коммуникаций
Помимо деления на внутренние и внешние коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
4. Коммуникационные задачи решаются путем коммуникационных процессов (см. рис.10,11).
Рисунок 10 Этапы и элементы коммуникационного процесса
Этапы и элементы можно связать в виде простой модели процесса обмена информацией.
Рисунок 11Коммуникационный процесс
5. Коммуникационная сеть – это соединение определённым образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью коммуникационных потоков.
На практике выделяют три типа коммуникационных сетей: открытые, закрытые и комбинированные.
- Открытые коммуникационные сети
Рисунок 12Сеть типа «змея»
Рисунок 13Сеть типа «тент»
- Закрытые коммуникационные сети
Рисунок 14Сеть типа «круг»
- Комбинированные коммуникационные сети
Рисунок 15Сеть типа «палатка»
6. При межличностном обмене информацией возникает множество барьеров, искажающих смысл информации по следующим причинам:
-неправильное восприятие;
-семантические преграды;
-неправильное использование «языка жестов» (невербальных символов);
-некачественная обратная связь;
-плохое слушание.
Вступающим в обмен информацией следует придерживаться следующих советов:
-проясните свои идеи перед началом их передачи;
-будьте готовы к потенциальным семантическим проблемам;
-следите за языком собственных жестов, поз, интонаций;
-будьте внимательны к чувствам других людей;
-добивайтесь установления обратной связи.
В дополнение к межличностным контактам менеджер должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена (см. рис.16,17).
Рисунок 16 Преграды на пути организационных коммуникаций
Рисунок17 Пути улучшения коммуникаций в организациях
Литература:
1. Мескон М. и др. Основы менеджмента / пер. с англ./ – М.: Дело, 1992.
2. Пичужкин И.В., Жарков В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2003.
3. Игнатьева А.В. Основы менеджмента. – М.: 1995.
4. Управление организацией: Учебник/ под ред. А.Г. Поршнева.
Контрольные вопросы:
1. Дате определение коммуникации, какие виды коммуникаций можно выделить в организации?
2. Кто участвует в коммуникационном процессе?
3. Какие преграды возникают на пути межличностных коммуникаций?
4. Каким образом можно улучшить коммуникации в организации