Проблемы классифицирования инноваций

Инновационная деятельность поставила мировое сообщество на более высокую ступень развития. Невозможно представить современный мир без инновационных преобразований. Значительный интерес к изучению теории инноваций со стороны исследователей подтверждается растущим объемом публикаций в этом направлении. В научной среде сложилось множество разнообразных точек зрения, как на определение термина «инновации», так и на их классифицирование.

Все многообразие научных взглядов на этот термин можно объединить в три основные концепции:

1) отождествление с новшеством или нововведением;

2) отражение процесса создания новых видов продукции или технологий, а также новшества в организации и управлении производством;

3) отражение процесса внедрения в производство качественно новых изделий или их элементов и подходов, отличающихся от предшествующих [13].

В связи с тем, что в настоящее время не существует единой точки зрения на определение основного понятия теории инноваций, дискуссия ведется и по поводу классифицирования, и по поводу определения объектно-субъектных отношений, т. к. инновационная деятельность является не просто разнообразной, а скорее, уникальной.

Одним из первых классифицировал инновационную деятельность Г.О. Менш, в своем труде: «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию», изданном в 1979 г. [14] Однако, его подход был раскритикован многими авторами, а сама классификация была многократно переработана (табл. 1).

Таблица 1 – Классификация инноваций по Г.О. Меншу

Признак классификации Виды инноваций
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технологические решения)
По характеру применения: продуктовые; технологические; социальные; комплексные; рыночные Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур
По стимулу проявления (источнику) Нововведения, вызванные развитием науки, потребностями производства рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
Для кого являются нововведениями Для производства и потребителя; Для общества в целом; Для рынка


Необходимо добавить, что в данной классификации инновации подразделяются на радикальные и усовершенствующие, или модифицирующие, что выражает их качественные различия: радикальные инновации – это база для планируемых усовершенствований. В данном случае выделяются два различных типа субъектов проведения инновационной деятельности, которые во многом противоположны. При внедрении радикальной инновации, модифицирующая развивает и продлевает её эффект. Радикальные инновации противостоят механизмам и структурам деятельности по усовершенствованию предприятия или процессов в нем.

Известный российский ученый А.И. Пригожин[15] в основу своей классификации инвестиций положил следующие признаки:

– распространенность инноваций;

– их место в процессе производства;

– преемственность инноваций;

– ожидаемый в перспективе охват инновациями доли рынка;

– степень новизны внедряемого предложения и его инновационный потенциал.

При этом каждая из вышеперечисленных групп рассматривается более детально.

Существует и множество других критериев для классификации инноваций:

– по распространенности выделяют единичные инновации и диффузные инновации;

– в соответствии с преемственностью выделяют замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения;

– по ожидаемому охвату инновациями доли рынка выделяют локальные, системные и стратегические инновации;

– в зависимости от степени новизны и мощности инновационного потенциала выделяют радикальные, комбинаторные и совершенствующие инновации;

– по степени новизны инноваций для рынка выделяют новые для данной отрасли во всём мире; новые для данной отрасли только непосредственно в стране и инновации; и новые только именно для этого предприятия или для группы предприятий[16].

Отдельная классификация инноваций может быть составлена по уровню или степени воздействия на различные процессы, например, на развитие экономики, на процессы производства, на факторы производства. При этом по уровню воздействия инноваций на экономику выделяют базовые виды, а также улучшающие и псевдоинновации. Базовые инновации основываются на научных открытиях и на крупных изобретениях техники и технологий, что приводит к накоплению нового технологического промышленного уровня. Улучшающие инновации приводят к усовершенствованию базовых инноваций. Псевдоинновации позволяют получить максимальную эффективность за счёт незначительного усовершенствования как улучшающих, так и базовых инноваций, и ведут к расширению рынка сбыта и сферы использования инноваций.

По уровню влияния инноваций на процессы производства выделяют расширяющие инновации, а также заменяющие и улучшающие виды. Расширяющие инновации используют принципы и методы базовых инноваций других экономических областей; замещающие предназначаются для поиска более эффективного способа производства операций; улучшающие инновации повышают качества всех выполняемых работ [17].

По степени воздействия инноваций на факторы производства выделяют локальные и комплексные, причём комплексные требуют внедрения существенных изменений, как в оборудование, так и в технологии, а также квалификацию работников и в другие сферы.

По области применения инновации можно классифицировать по следующим видам[18]:

– технологические – в результате которых может быть достигнуто получение нового или наиболее эффективного производства уже имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы;

– процессные, или социальные инновации – обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса);

– продуктовые – создание новых продуктов с полезными свойствами;

– организационные – исполняют усовершенствование системы управления.

– маркетинговые – реализация улучшенных методов маркетинга, охватывающих существенные изменения в дизайне, относятся маркетинговые инновации.

Сложную систему классификации инноваций можно представить виде схемы (рис. 1).

Классификационные признаки инноваций и инновационных процессов  
По особенностям инновационного процесса: · Внутриорганизационные · Межорганизационные
По уровню разработки и распространению: · Государственные · Республиканские · Региональные · Отраслевые · Корпоративные · Фирменные    
По содержанию: · Технические · Организационные · Социальные · Экономические
По степени новизны: · Абсолютная · Относительная · Условная; Частная
По инновационному потенциалу: · Радикальные · Усовершенствованные · Комбинированные ·
По сферам разработки и распространению: · Промышленная · Финансовая · Услуги · Торгово-посредническая · Научно-методическая · Право  
По масштабности: · Международные · Отраслевые · Локальные    
По стимулу проявления: · Развитие науки и техники; · Потребности производства; · Потребности рынка    
По этапам жизненного цикла, технологии товара, организации  

Рис. 1. Классификационные признаки инноваций и инновационных процессов

Широта научных взглядов на вопросы классификации инноваций ставит перед исследователями новые сложные задачи. Разногласия в существующих классификациях объясняются различными подходами их авторов к разделению инновационной деятельности в зависимости от сфер применения и уровня предполагаемой эффективности. Различия во взглядах, в принципах деления и в приведенных критериях свидетельствуют о несовершенстве и незавершенности данных классификаций, т. к. они не дают полной и ясной картины, а также чёткого разграничения типов и видов инноваций. По нашему мнению, в настоящее время не все аспекты инновационной деятельности классифицированы, соответственно, возникает новая обширная область научных исследований.

Наши рекомендации