Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Учебно-методическое пособие
Стратегический план организации. Теория и практика
Сыктывкар 2015
УДК.338.262.3
Фролова Л.Н.
Стратегический план организации. Теория и практика: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: СыктГУ им. Питирима Сорокина. – 105 с.
В учебно-методическом пособии изложены основные теоретические и методические положения разработки ключевого элемента системы стратегического менеджмента организации – стратегического плана. Пособие включает цель и задание по разработке стратегического плана, порядок и ясные рекомендации по его составлению, а также конкретные пояснения к разделам стратегического плана, раскрывающие содержание процессов стратегического планирования. Приводятся примеры разработки стратегического плана для реальных организаций социально-культурной сферы и деревообработки. Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Соответствует Федеральному образовательному стандарту высшего образования, предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» (уровень бакалавриата), «Менеджмент» (уровень магистратуры).
Содержание
Введение. 3
1. Задание. 7
2. Краткая общая характеристика экономической организации: 11
3. Миссия организации. 17
4. Цели организации. 24
5. Анализ внешней среды (изучение создаваемых ей угроз и возможностей) 27
6. Анализ состояния организации: её сильные и слабые стороны.. 43
7. Разработка комплекса стратегии (предварительный вариант) 53
8. Оценка выбранных стратегий, отсев неосуществимых и неэффективных, ранжирование стратегий. 58
9. Детализация стратегий до уровня “цель – задачи - мероприятия”. 67
10. Детализация стратегий и входящих в них мероприятий до уровня планов действий подразделений и конкретных исполнителей. 72
11. Финансовое обоснование выбранных стратегий (анализ затрат и результатов) 76
12. Определение общей (базовой) стратегии развития, конкурентной стратегии и функциональных стратегий организации. 84
Список рекомендуемой литературы.. 102
Введение
Государственные федеральные образовательные стандарты нового поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной и методической литературы.
Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент в туризме» в составе учебных дисциплин направления подготовки «Туризм» является обязательной для подготовки бакалавров, что делает необходимым систематизацию знаний и приобретение опыта по указанной дисциплине, а также для обеспечения формирования соответствующих компетенций на уровне бакалавриата. Курс «Стратегический менеджмент в туризме» для студентов направления подготовки «Туризм» является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы дисциплин: «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Финансовый менеджмент», «Информатика».
Учебная дисциплина «Стратегическое планирование на предприятии» в структуре программы магистратуры «Менеджмент» относится к дисциплинам по выбору. Курс «Стратегическое планирование на предприятии» детализирует и конкретизирует набор знаний и умений, приобретенных в результате освоения таких дисциплин как: «Менеджмент (продвинутый уровень)», «Современный стратегический анализ», «Управление корпорациями», «Управление малыми и средними предприятиями», «Теория организации и организация нововведений». Полученные в процессе обучения знания, навыки и умения по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» необходимы для освоения ряда последующих дисциплин: «Управление корпоративными проектами», «Стратегия развития кадрового потенциала корпорации», «Реструктуризация и реорганизация корпорации» и для прохождения организационно-управленческой практики.
Сложная, быстро и динамично изменяющаяся, с большим количеством переменных, внешняя среда российских предприятий, в т.ч. организаций в туристской сфере, связанная с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса, изменением геополитических факторов, обуславливает возрастание важности стратегического планирования. Руководителям предприятий и организаций, действующим в этой обстановке, необходимы методы и инструменты управления, созданные для работы в условиях непредсказуемости деловой среды. Практика стратегического планирования достаточно индивидуальна, поэтому ее трудно внедрять.
Решать задачу поддержания баланса между организацией и внешней средой позволяет стратегический менеджмент на основе рационального планирования. Менеджеры организаций, функционирующие в любой сфере деятельности, чтобы обеспечить динамичное развитие своего бизнеса разрабатывают перспективные планы. В стратегических планах, лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организации. Организация стремится для достижения своих целей максимально использовать все внутренние преимущества и возможности, устраняя имеющиеся недостатки и слабости. Отсюда велика потребность в новом поколении менеджеров для сферы туризма, обладающих стратегическим мышлением и умением принимать стратегические решения, что позволяет менеджерам создавать и развивать организацию именно такой, какой они ее видят.
Автор видит свою задачу в том, чтобы дать ясное представление о сущности стратегического планирования на уровне экономической организации (в т.ч. туристской) и показать интегрированный подход к разработке стратегического плана независимо от вида деятельности организации и отраслевой принадлежности. Именно стратегический план является главным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе.
Отличительные особенности учебно-методического пособия:
- В данном учебно-методическом пособии дается разработанный, логичный и простой материал, имеющий межотраслевой характер и готовый к использованию и внедрению;
- Рассматриваются практические аспекты стратегического планирования экономической организации, в т.ч. в индустрии туризма;
- Дается ответ на вопрос «Как разработать и внедрить технологические процедуры стратегического планирования?»;
- Предлагается комплект форм для стратегического планирования [19];
- Описываются примеры использования данного комплекта документов стратегического плана, разработанного студентами 4 курса направления подготовки «Туризм» (уровень «Бакалавриата») под руководством автора учебно-методического пособия на основе трех реальных организаций: ГАУ РК «Центр культурных инициатив «Югор» (Журбенко К., Мяндина К., Нагиева Н., Чердакова Д.); «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» (Архипова А., Сысуев М., Канева Т., Ефимова Н.); Кафе «Cafeshion» (Сергеева А., Бережная Е.).
Представленное учебно-методическое пособие основано на своем опыте преподавательской деятельности, изучения зарубежной теории и практики стратегического планирования, а также опыта отечественных предприятий.
Учебно-методическое пособие направлено на достижение 3х основных целей:
1. Обеспечение правильности понимания теоретических положений учебных курсов «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии»;
2. Получение практических навыков применения знаний для решения прикладной задачи «Разработать проект стратегического плана»;
3. Оказать методическую помощь студентам при подготовке к экзамену в процессе разработки проекта плана.
Характер изложения в учебно-методическом пособии учитывает специфику подготовки по направлениям подготовки «Туризм» и «Менеджмент», необходимость развития способности научного подхода к анализу и решению сложных стратегических проблем.
Задачи учебно-методического пособия по разработке проекта стратегического плана организации:
- Соединить теорию и практику стратегического планирования;
- Уяснить более глубоко и детально сущность стратегического планирования;
- Освоить технологию стратегического планирования;
- Получить опыт разработки форм документов стратегического плана;
- Отработать схему стратегического плана на основе материалов реальных организаций всех организационно-правовых форм и их структурных подразделений;
- Обеспечить реалистичное осознание перспектив организации.
Целевая аудитория:
Данное учебно-методическое пособие ориентировано, в первую очередь, на студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень бакалавриата), а также на обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (уровень магистратуры магистерской программы «Стратегическое управление бизнесом»), которые должны глубоко ознакомиться с практическим инструментарием стратегического планирования в рамках обучения по программам бакалавриата и магистратуры.
Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в следующих учебных целях:
- В базовых курсах подготовки бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в курсе «Стратегический менеджмент в туризме» и магистров по направлению подготовки «Менеджмент» в курсе «Стратегическое планирование на предприятии»;
- На практических и лабораторных занятиях;
- При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ;
- В программах повышения квалификации специалистов организаций.
Совокупность конкретных приемов и методов процедуры стратегического планирования, схемы, таблицы, примеры, включенные в данное учебно-методическое пособие, значительно облегчают познание процесса планирования в организации. Предлагаемый комплект форм для стратегического планирования является одним из множества вариантов подхода к разработке новых стратегий.
Автор надеется, что учебно-методическое пособие поможет студентам приобрести знания по планированию производственной и коммерческой деятельности организации, которые потребуются в практической работе по обоснованию и реализации предпринимательских проектов (стратегических планов).
Результатом разработки стратегического плана должно быть превращение общетеоретических знаний в реальную и эффективную стратегию.
Задание
В процессе освоения дисциплин «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии» используются инновационная технология активного обучения квазипрофессиональной деятельности студентов, а именно: метод проекта. Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её обучающимися, а затем умение применить в своей практической деятельности в организациях малого и среднего бизнеса, как инструмента выявления рыночных возможностей организации и разработки стратегического плана. Проект является инструментом построения сначала своего образовательного, а затем и жизненного проекта в процессе профессиональной деятельности.
Тип проекта стратегического плана – групповой, межпредметный мини-проект, практико-ориентированный, исследовательский, творческий.
Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такой инновационный метод обучения как тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей малой группы).
Проект по разработке стратегического плана выполняется студентами в команде в рамках практических занятий и самостоятельной работы.
Этапы разработки стратегического плана в команде:
1. Формирование команды.
2. Выбор командного объекта стратегического планирования (предприятия).
3. Определение направлений сбора информации, её анализа, форм отчета по разделам стратегического плана. Распределение обязанностей и заданий между членами команды.
4. Сбор и анализ информации.
5. Оформление отчетного материала в виде текстового содержания разделов и документов стратегического плана.
6. Анализ полученных показателей и расчетов, оценка проекта.
7. Представление презентации стратегического плана.
8. Защита.
9. Подведение итогов.
План практических занятий:
1) Инструктаж по выполнению задания: постановка цели задания, пояснение содержания, установка сроков исполнения, требования к результатам работы, критерии оценок, предупреждение о типичных ошибках.
2) Обсуждение результатов проектной деятельности студентов в рамках самостоятельной работы.
3) Презентация и защита проектов стратегического плана.
Оценка за разработку проекта стратегического плана
Критерии оценки защиты и презентации стратегического плана:
- Полное выполнение всех требований по структуре и содержанию разделов;
- Представление текстовой части плана;
- Представление расчетной части;
- Презентация с применением MS Power Point;
- Доклад мини-группы (команды);
- Ответы на вопросы преподавателя и коллег-студентов.
Требования к презентации:
- 9-10 слайдов в программе Power Point;
- Краткая характеристика предприятия и его продукции (или услуги);
- Рынок – клиенты и конкуренты, конкурентные преимущества;
- Наиболее значимые угрозы, возможности, сильные, слабые стороны;
- Миссия (развернутая, короткая, в виде схемы);
- Цели (кратко-, средне-, долгосрочные);
- Наиболее эффективные и реально осуществимые стратегии;
- Финансовое обоснование стратегий;
- Общая (базовая) стратегия развития, функциональные стратегии;
- Конкурентная стратегия;
- Использовать наглядный материал: диаграммы, таблицы или графики;
- Выступление не более 15 мин.;
- Фиксировать основные положения в начале и в конце выступления.
Критерии оценки за проект:
«отлично» - полное выполнение всех требований методических указаний по разработке проекта плана, а также дополнительные исследования с использованием методов стратегического анализа; готов к апробации.
«хорошо» - выполнение всех требований по разработке проекта, но без достаточной детализации расчетов и обоснований выбора стратегий; требует доработки в отдельных разделах.
«удовлетворительно» - выполнение требований в неполном объеме; требует значительной доработки.
Выполнение задания должно быть основано на базе использования: законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующей организации; научной и учебной литературы по стратегическому менеджменту; отечественного и зарубежного опыта разработки стратегического плана; Интернет-ресурсов.
В современных сложных экономических условиях, в ситуации нестабильности на мировых и российских рынках возрастает актуальность выработки правильной, эффективной стратегии. Российский бизнес переходит на более короткое и гибкое стратегическое планирование, более частый пересмотр стратегии. Российские компании чаще разрабатывают стратегии не в виде четкого плана действий, а применяют сценарный подход, предусматривающий выделение нескольких направлений для стратегического планирования. В условиях высокой непредсказуемости будущего изменение подходов к стратегическому планированию – правильная практика. Но с позиции обучения основам стратегического планирования необходимо студентам освоить весь цикл и последовательность разработки стратегического плана, получить опыт составления всех стратегических документов.
Задание: Разработать проект стратегического плана экономической организации, который должен включать разделы, указанные ниже.
2. Краткая общая характеристика экономической организации:
Организационно – правовая форма; отраслевая принадлежность; место расположение; виды деятельности, продукции, услуг, работ; поставщики; основные потребители; особенности технологического процесса, сырьевой базы, ценообразования; проблемы и другие особенности. Объём характеристики не лимитируется.
Пример 1 (ГАУ РК «Югор»):