Институт менеджмента и предпринимательства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет
Имени Питирима Сорокина»
Институт менеджмента и предпринимательства
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Учебно-методическое пособие
Стратегический план организации. Теория и практика
Сыктывкар 2015
УДК.338.262.3
Фролова Л.Н.
Стратегический план организации. Теория и практика: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: СыктГУ им. Питирима Сорокина. – 105 с.
В учебно-методическом пособии изложены основные теоретические и методические положения разработки ключевого элемента системы стратегического менеджмента организации – стратегического плана. Пособие включает цель и задание по разработке стратегического плана, порядок и ясные рекомендации по его составлению, а также конкретные пояснения к разделам стратегического плана, раскрывающие содержание процессов стратегического планирования. Приводятся примеры разработки стратегического плана для реальных организаций социально-культурной сферы и деревообработки. Пособие может быть использовано при подготовке к практическим занятиям при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Соответствует Федеральному образовательному стандарту высшего образования, предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» (уровень бакалавриата), «Менеджмент» (уровень магистратуры).
Содержание
Введение. 3
1. Задание. 7
2. Краткая общая характеристика экономической организации: 11
3. Миссия организации. 17
4. Цели организации. 24
5. Анализ внешней среды (изучение создаваемых ей угроз и возможностей) 27
6. Анализ состояния организации: её сильные и слабые стороны.. 43
7. Разработка комплекса стратегии (предварительный вариант) 53
8. Оценка выбранных стратегий, отсев неосуществимых и неэффективных, ранжирование стратегий. 58
9. Детализация стратегий до уровня “цель – задачи - мероприятия”. 67
10. Детализация стратегий и входящих в них мероприятий до уровня планов действий подразделений и конкретных исполнителей. 72
11. Финансовое обоснование выбранных стратегий (анализ затрат и результатов) 76
12. Определение общей (базовой) стратегии развития, конкурентной стратегии и функциональных стратегий организации. 84
Список рекомендуемой литературы.. 102
Введение
Государственные федеральные образовательные стандарты нового поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной и методической литературы.
Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент в туризме» в составе учебных дисциплин направления подготовки «Туризм» является обязательной для подготовки бакалавров, что делает необходимым систематизацию знаний и приобретение опыта по указанной дисциплине, а также для обеспечения формирования соответствующих компетенций на уровне бакалавриата. Курс «Стратегический менеджмент в туризме» для студентов направления подготовки «Туризм» является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы дисциплин: «Менеджмент в туризме», «Маркетинг в туризме», «Финансовый менеджмент», «Информатика».
Учебная дисциплина «Стратегическое планирование на предприятии» в структуре программы магистратуры «Менеджмент» относится к дисциплинам по выбору. Курс «Стратегическое планирование на предприятии» детализирует и конкретизирует набор знаний и умений, приобретенных в результате освоения таких дисциплин как: «Менеджмент (продвинутый уровень)», «Современный стратегический анализ», «Управление корпорациями», «Управление малыми и средними предприятиями», «Теория организации и организация нововведений». Полученные в процессе обучения знания, навыки и умения по дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии» необходимы для освоения ряда последующих дисциплин: «Управление корпоративными проектами», «Стратегия развития кадрового потенциала корпорации», «Реструктуризация и реорганизация корпорации» и для прохождения организационно-управленческой практики.
Сложная, быстро и динамично изменяющаяся, с большим количеством переменных, внешняя среда российских предприятий, в т.ч. организаций в туристской сфере, связанная с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса, изменением геополитических факторов, обуславливает возрастание важности стратегического планирования. Руководителям предприятий и организаций, действующим в этой обстановке, необходимы методы и инструменты управления, созданные для работы в условиях непредсказуемости деловой среды. Практика стратегического планирования достаточно индивидуальна, поэтому ее трудно внедрять.
Решать задачу поддержания баланса между организацией и внешней средой позволяет стратегический менеджмент на основе рационального планирования. Менеджеры организаций, функционирующие в любой сфере деятельности, чтобы обеспечить динамичное развитие своего бизнеса разрабатывают перспективные планы. В стратегических планах, лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организации. Организация стремится для достижения своих целей максимально использовать все внутренние преимущества и возможности, устраняя имеющиеся недостатки и слабости. Отсюда велика потребность в новом поколении менеджеров для сферы туризма, обладающих стратегическим мышлением и умением принимать стратегические решения, что позволяет менеджерам создавать и развивать организацию именно такой, какой они ее видят.
Автор видит свою задачу в том, чтобы дать ясное представление о сущности стратегического планирования на уровне экономической организации (в т.ч. туристской) и показать интегрированный подход к разработке стратегического плана независимо от вида деятельности организации и отраслевой принадлежности. Именно стратегический план является главным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе.
Отличительные особенности учебно-методического пособия:
- В данном учебно-методическом пособии дается разработанный, логичный и простой материал, имеющий межотраслевой характер и готовый к использованию и внедрению;
- Рассматриваются практические аспекты стратегического планирования экономической организации, в т.ч. в индустрии туризма;
- Дается ответ на вопрос «Как разработать и внедрить технологические процедуры стратегического планирования?»;
- Предлагается комплект форм для стратегического планирования [19];
- Описываются примеры использования данного комплекта документов стратегического плана, разработанного студентами 4 курса направления подготовки «Туризм» (уровень «Бакалавриата») под руководством автора учебно-методического пособия на основе трех реальных организаций: ГАУ РК «Центр культурных инициатив «Югор» (Журбенко К., Мяндина К., Нагиева Н., Чердакова Д.); «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой» (Архипова А., Сысуев М., Канева Т., Ефимова Н.); Кафе «Cafeshion» (Сергеева А., Бережная Е.).
Представленное учебно-методическое пособие основано на своем опыте преподавательской деятельности, изучения зарубежной теории и практики стратегического планирования, а также опыта отечественных предприятий.
Учебно-методическое пособие направлено на достижение 3х основных целей:
1. Обеспечение правильности понимания теоретических положений учебных курсов «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии»;
2. Получение практических навыков применения знаний для решения прикладной задачи «Разработать проект стратегического плана»;
3. Оказать методическую помощь студентам при подготовке к экзамену в процессе разработки проекта плана.
Характер изложения в учебно-методическом пособии учитывает специфику подготовки по направлениям подготовки «Туризм» и «Менеджмент», необходимость развития способности научного подхода к анализу и решению сложных стратегических проблем.
Задачи учебно-методического пособия по разработке проекта стратегического плана организации:
- Соединить теорию и практику стратегического планирования;
- Уяснить более глубоко и детально сущность стратегического планирования;
- Освоить технологию стратегического планирования;
- Получить опыт разработки форм документов стратегического плана;
- Отработать схему стратегического плана на основе материалов реальных организаций всех организационно-правовых форм и их структурных подразделений;
- Обеспечить реалистичное осознание перспектив организации.
Целевая аудитория:
Данное учебно-методическое пособие ориентировано, в первую очередь, на студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень бакалавриата), а также на обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» (уровень магистратуры магистерской программы «Стратегическое управление бизнесом»), которые должны глубоко ознакомиться с практическим инструментарием стратегического планирования в рамках обучения по программам бакалавриата и магистратуры.
Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в следующих учебных целях:
- В базовых курсах подготовки бакалавров по направлению подготовки «Туризм» в курсе «Стратегический менеджмент в туризме» и магистров по направлению подготовки «Менеджмент» в курсе «Стратегическое планирование на предприятии»;
- На практических и лабораторных занятиях;
- При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ;
- В программах повышения квалификации специалистов организаций.
Совокупность конкретных приемов и методов процедуры стратегического планирования, схемы, таблицы, примеры, включенные в данное учебно-методическое пособие, значительно облегчают познание процесса планирования в организации. Предлагаемый комплект форм для стратегического планирования является одним из множества вариантов подхода к разработке новых стратегий.
Автор надеется, что учебно-методическое пособие поможет студентам приобрести знания по планированию производственной и коммерческой деятельности организации, которые потребуются в практической работе по обоснованию и реализации предпринимательских проектов (стратегических планов).
Результатом разработки стратегического плана должно быть превращение общетеоретических знаний в реальную и эффективную стратегию.
Задание
В процессе освоения дисциплин «Стратегический менеджмент в туризме» и «Стратегическое планирование на предприятии» используются инновационная технология активного обучения квазипрофессиональной деятельности студентов, а именно: метод проекта. Результатом обучения на основе проектной технологии является освоение её обучающимися, а затем умение применить в своей практической деятельности в организациях малого и среднего бизнеса, как инструмента выявления рыночных возможностей организации и разработки стратегического плана. Проект является инструментом построения сначала своего образовательного, а затем и жизненного проекта в процессе профессиональной деятельности.
Тип проекта стратегического плана – групповой, межпредметный мини-проект, практико-ориентированный, исследовательский, творческий.
Одновременно в рамках проектной деятельности реализуются и такой инновационный метод обучения как тренинг коммуникативности (обучение аудитории в процессе взаимодействующей малой группы).
Проект по разработке стратегического плана выполняется студентами в команде в рамках практических занятий и самостоятельной работы.
Этапы разработки стратегического плана в команде:
1. Формирование команды.
2. Выбор командного объекта стратегического планирования (предприятия).
3. Определение направлений сбора информации, её анализа, форм отчета по разделам стратегического плана. Распределение обязанностей и заданий между членами команды.
4. Сбор и анализ информации.
5. Оформление отчетного материала в виде текстового содержания разделов и документов стратегического плана.
6. Анализ полученных показателей и расчетов, оценка проекта.
7. Представление презентации стратегического плана.
8. Защита.
9. Подведение итогов.
План практических занятий:
1) Инструктаж по выполнению задания: постановка цели задания, пояснение содержания, установка сроков исполнения, требования к результатам работы, критерии оценок, предупреждение о типичных ошибках.
2) Обсуждение результатов проектной деятельности студентов в рамках самостоятельной работы.
3) Презентация и защита проектов стратегического плана.
Оценка за разработку проекта стратегического плана
Критерии оценки защиты и презентации стратегического плана:
- Полное выполнение всех требований по структуре и содержанию разделов;
- Представление текстовой части плана;
- Представление расчетной части;
- Презентация с применением MS Power Point;
- Доклад мини-группы (команды);
- Ответы на вопросы преподавателя и коллег-студентов.
Требования к презентации:
- 9-10 слайдов в программе Power Point;
- Краткая характеристика предприятия и его продукции (или услуги);
- Рынок – клиенты и конкуренты, конкурентные преимущества;
- Наиболее значимые угрозы, возможности, сильные, слабые стороны;
- Миссия (развернутая, короткая, в виде схемы);
- Цели (кратко-, средне-, долгосрочные);
- Наиболее эффективные и реально осуществимые стратегии;
- Финансовое обоснование стратегий;
- Общая (базовая) стратегия развития, функциональные стратегии;
- Конкурентная стратегия;
- Использовать наглядный материал: диаграммы, таблицы или графики;
- Выступление не более 15 мин.;
- Фиксировать основные положения в начале и в конце выступления.
Критерии оценки за проект:
«отлично» - полное выполнение всех требований методических указаний по разработке проекта плана, а также дополнительные исследования с использованием методов стратегического анализа; готов к апробации.
«хорошо» - выполнение всех требований по разработке проекта, но без достаточной детализации расчетов и обоснований выбора стратегий; требует доработки в отдельных разделах.
«удовлетворительно» - выполнение требований в неполном объеме; требует значительной доработки.
Выполнение задания должно быть основано на базе использования: законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность соответствующей организации; научной и учебной литературы по стратегическому менеджменту; отечественного и зарубежного опыта разработки стратегического плана; Интернет-ресурсов.
В современных сложных экономических условиях, в ситуации нестабильности на мировых и российских рынках возрастает актуальность выработки правильной, эффективной стратегии. Российский бизнес переходит на более короткое и гибкое стратегическое планирование, более частый пересмотр стратегии. Российские компании чаще разрабатывают стратегии не в виде четкого плана действий, а применяют сценарный подход, предусматривающий выделение нескольких направлений для стратегического планирования. В условиях высокой непредсказуемости будущего изменение подходов к стратегическому планированию – правильная практика. Но с позиции обучения основам стратегического планирования необходимо студентам освоить весь цикл и последовательность разработки стратегического плана, получить опыт составления всех стратегических документов.
Задание: Разработать проект стратегического плана экономической организации, который должен включать разделы, указанные ниже.
2. Краткая общая характеристика экономической организации:
Организационно – правовая форма; отраслевая принадлежность; место расположение; виды деятельности, продукции, услуг, работ; поставщики; основные потребители; особенности технологического процесса, сырьевой базы, ценообразования; проблемы и другие особенности. Объём характеристики не лимитируется.
Пример 1 (ГАУ РК «Югор»):
Миссия организации
Определение миссии – первый этап проектной деятельности. Миссия является частью системы управления организацией, базой для установления системы стратегических целей, выработки стратегии. На формирование миссии организации влияют: собственники организации, их интересы и намерения; сотрудники организации; потребители. При создании миссии организации учитывается влияние субъектов внешней среды: партнеров, инвесторов, общественных организаций, общества в целом. Ключевым фактором при формировании миссии являются: традиции нации, общества, региона, самой организации [22].
Миссию рассматривают в узком и широком понимании. В узком понимании миссия отражает коммерческую причину создания организации, то есть сферу его деятельности, выпускаемый продукт, оказываемые услуги, типологию потребителя. В широком понимании миссия дополнительно отражает культуру, ценности, моральные принципы, в соответствие с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность [22].
Структура миссии:
- Ваши клиенты (кого вы хотите видеть клиентами вашей фирмы). Необходимо учитывать, что это открытый документ, призванный укрепить доверие к фирме старых клиентов и привлечь новых.
- Предоставляемые продукты и услуги.
- Рынки. Географическое положение клиентов и конкурентов.
- Технология: политика фирмы в области передовых технологий.
- Стабильность и развитие: клиенты, продукты и услуги, рынки и технологии.
- Философия и этика бизнеса, система ценностей компании.
- Концепция управления. Преимущества по сравнению с конкурентами.
- Ваши обязательства перед обществом, перед регионом, в котором вы действуете.
- Ваши обязательства перед работниками. Ценность работника для фирмы [19].
Считается, что формулировка миссий должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и обязательно отражать следующие аспекты: 1) круг удовлетворяемых потребностей; 2) характеристика продукций предприятия и её конкурентных преимуществ; 3) перспективы роста бизнеса [18].
Миссия определяется для себя – для организации, но она всегда ориентируется на клиенты, на общество [9].
Приведём примеры формулировок миссии фирмы.
Компания «Matsucita» так формулирует свою миссию: «Matsucita желает способствовать улучшению качества жизни, снабжая мир дешевыми, как вода, электроприборами». Миссия фирмы «Xerox» – «От копировальной техники к офису будущего» («Лаикс», г. Новосибирск). Миссия фирмы «Marriot Hotels»: «Предназначение компании «Maririot Hotels» - предоставление услуг по размещению и обслуживанию в целях создания прочного, длительного и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, владельцами, акционерами и обществом». Миссия «Pepsi-Cola»: «Превзойти коку». Миссия «Apple»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров, передавать их как можно большему числу людей». Миссия «Microsoft»: «Компьютер на каждом столе в каждом доме» [15].
Рекомендуется также ознакомиться с формулировкой миссии Сбербанка России на официальном сайте компании.
Миссию необходимо представить в виде словесной формулировки (в узкой и широкой конструкциях) и в виде схемы или другого визуального образа.
Если у организации, для которой разрабатывается проект стратегического плана, есть сформулированная миссия, то сначала следует представить ее, а затем создать собственный вариант миссии.
Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):
Миссия организации
В настоящее время миссия ЦКИ «Югор» не сформулирована. В данном случае можно предложить следующие варианты миссии.
Краткая миссия: «Содействие творческой самореализации».
Миссия в широком понимании: «Наша миссия – делать культурное пространство Республики Коми современным и открытым для каждого посредством продвижения и поддержки творческих инициатив населения».
Ценности Центра, как и миссия, официально не представлены, однако проанализировав специфику деятельности, ориентации и цели, можно говорить о том, чтоценности Центра – это человек, его талант и культурное развитие.
Ценности и принципы деятельности:
- Честность и ответственность (Мы осознаем личную ответственность за деятельность Центра);
- Открытость (Мы ведем прозрачную деятельность и всегда готовы к партнерству);
- Стратегический подход (Мы работаем на долгосрочную перспективу);
- Опора на знания (Мы привлекаем к сотрудничеству лучших экспертов);
- Уважение человеческого достоинства (Мы убеждены, что высшим правом человека является его право на физическое и психологическое благополучие);
- Вера в человеческий потенциал (Мы верим, что каждый человек способен на большее, вне зависимости от его возраста или социального статуса);
- Этичность (Мы верим в семейные ценности, сострадание и связь между поколениями).
Ценности, формирующие организационную культуру в Центре:
- Творческая самореализация личности;
- Уважение клиента, индивидуальный и нестандартный подход;
- Инициатива;
- Уважение к культуре разных народов;
- Соблюдение правил, этических норм, безусловное выполнение своих обязательств;
- Культурные ценности и информация, доступные для населения;
- Понимание социальной значимости своей деятельности;
- Уважение ко всем сотрудникам Центра, создание условий, при которых каждый работающий в Центре будет иметь возможность полностью реализовать свои способности.
Пример 2 («DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»):
Миссия предприятия
В настоящее время руководство кафе определяет миссию следующим образом: «Дарить людям радость, уют и тепло от встреч и общения в кафе и быть причастным к моде».
Можно предложить другой вариант миссии: «Наша работа заключается в том, чтобы обеспечить своих гостей высококачественным обслуживанием. Мы гордимся сильной командой сотрудников, которая создает атмосферу уюта и гостеприимства, предлагая вкусный и ароматный кофе и качественные блюда, приготовленные по современным технологиям».
Краткая миссия: «Cafeshion» - место идеальное для встреч с любимыми, друзьями и деловыми партнерами».
Структура миссии представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Структура миссии кафе «Cafeshion»
Таким образом, миссию кафе в широком понимании можно сформулировать следующим образом: «Мы хотим, чтобы наши клиенты имели возможность сказать, что наше кафе - это идеальное место для отдыха, встреч и общения, где они получают высококачественное обслуживание, ароматный кофе и вкусные блюда по доступным ценам».
Ценности и принципы кафе:
- Качество (Мы гарантируем здоровую и качественную пищу);
- Комфорт (Мы создаем для вас атмосферу уюта и домашнего комфорта);
- Сервис (Наши клиенты платят за то, чтобы хорошо провести время);
- Уважение (Мы уважаем других людей, даже если мы не согласны с их точкой зрения);
- Профессионализм (Нас объединяет стремление учиться, развиваться и быть лучшими в своей отрасли);
- Клиентоориентированность (Мы искренне заботимся о людях и делаем их счастливыми);
- Открытость (Мы всегда готовы к партнерству).
Цели организации
Определение целей развития организации – второй этап разработки стратегического плана. Эта часть содержит описание того, чего должна достичь организация в конце планового периода, главную цель функционирования организации, ее предназначение в долгосрочной перспективе. Формирование целей должно производится по методу Smart [2, 22].
Необходимо сформулировать долгосрочные (5 лет), среднесрочные (3 года) и краткосрочные (1 год) цели. При этом цели в среднесрочном и краткосрочном периодах должны быть определены не в общих понятиях («повысить, увеличить, снизить» и т.д.), а в конкретных показателях, имеющих количественные измерения, чтобы можно было оценить степень достижения поставленных целей.
Возможные варианты формирования краткосрочных целей функционирования организации и стратегических целей развития приведены в изданиях [9, 15, 22].
Пример 1 (ГАУ ЦКИ «Югор»):
Цели организации
По состоянию на конец 2014 года в своей деятельности Центр преследует следующие цели.
Краткосрочные:
1. Увеличение количества посещений мероприятий на 5% по сравнению с 2014 годом;
2. Увеличение численности участников мероприятий на 9%;
3. Увеличение количества межрегиональных и международных выставочных проектов, осуществляемых ГАУ РК «Центр культурных инициатив «Югор» в РК в среднем 2 в год;
4. Увеличение количества мероприятий, направленных на представление новых видов современного визуального искусства на 5%;
5. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в мастер-классах, в общем числе детей на 15%;
6. Проведение разнообразных мероприятий нового формата, нацеленных на широкую аудиторию в среднем 3раза в год;
7. Расширение спектра студий, кружков и творческих коллективов на 5%.
Среднесрочные:
1. Инициация и развитие контактов и партнерских отношений с российскими и зарубежными организациями (фестивалями, театрами, фондами, культурными центрами, в среднем 3 в год).
2. Проведение плановых ремонтных работ номеров гостиницы (в среднем 1 раз в год).
3. Обновление техники в номерном фонде (1 раз в полгода, один номер).
Долгосрочные:
1. Создание программ по возрождению утраченных видов технологий традиционных народных художественных промыслов и ремесел в среднем 2 в год;
2. Производство качественной сувенирной продукции на основе образцов утвержденных Художественно-экспертным советом при Министерстве культуры РК, изготовление авторских изделий на основе лицензионных договоров под контролем мастеров, выполнение государственного заказа;
3. Реализация изделий признанного художественного достоинства и качественной сувенирной продукции в «Художественном салоне» Центра и в сети специализированных салонов;
4. Увеличение числа значимых мероприятий республиканского, межрегионального, общероссийского и международного уровней на 15%;
5. Создание условий для осуществления межкультурного обмена и продвижения культурных продуктов в рамках въездного и внутреннего культурного туризма Коми в среднем 2 раза в год;
6. Более широкое использование маркетинговых технологий в сфере культуры;
7. Ремонт гостиничных номеров ( 1 в год) и ведомственного жилья ( 1 раз в 2 года).
Пример 2 («DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»):
Цели организации
Долгосрочные:
1. Расширить ассортимент услуг: внедрить 2 новых танцевальных направления к 2018 г.;
2. Увеличить площадь помещения студии: аренда второго зала для занятий к 2020 г.
Среднесрочные:
1. Осуществить ремонт помещения студии (установка душевых кабин) к 2017 г.;
2. Увеличить клиентскую базу на 10 % к середине 2017 г.;
3. Повысить заработную плату сотрудникам на 5 % к концу 2017 г.
Краткосрочные:
1. К концу 2016 года привлечь 50 новых клиентов за счет проведения открытых уроков;
2. Поддерживать лояльность клиентов с помощью сезонных (предновогодних) скидок;
3. Принять на работу 2 новых квалифицированных тренеров по Twerk и Contemporary к началу 2017 г.
Пример 3 (кафе «Cafeshion»):
Цели организации
Долгосрочные (2016-2020 гг.):
1. Увеличение прибыли кафе на 10% к 2020 году;
2. Сохранение финансовой устойчивости;
3. Более широкое использование маркетинговых технологий в сфере общественного питания.
Среднесрочные (2016 – 2018 гг.):
1. Увеличение чистой прибыли на 6% к 2018 году;
2. Сохранение стабильной платежеспособности фирмы;
3. Повышение квалификации барист, поваров путем приглашения тренеров и участия в мастер-классах (1 раз в год; средняя цена 15 000 рублей);
4. Разработка и внедрение новых проектов в сфере общественного питания (1 раз в год).
Краткосрочные (2016 год):
1. Увеличение чистой прибыли на 2% по сравнению с 2015 годом;
2. Увеличение среднего чека на 5%;
3. Участие в мероприятиях в качестве спонсоров в среднем 5 раз в год;
4. Проведение акций с партнерами в среднем 8 раз в год;
5. Введение скидок постоянным клиентам в течение полугода;
6. Продвижения кафе в социальных сетях в течение года.
Анализ конкурентной среды
Тип рынка, на котором действует наше предприятие - олигополистический, который состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
При рассмотрении конкурентной среды ЦКИ «Югор» необходимо учитывать тот факт, что Центр является многопрофильным учреждением, предоставляющим как гостиничные услуги, так и услуги организации культурных мероприятий и реализации проектов. Поэтому конкурентов данной организации целесообразно рассматривать с двух позиций: с позиции гостиницы и позиции культурного центра.
Во-первых, рассмотрим организации-конкуренты сферы гостиничного обслуживания города Сыктывкара. Это такие гостиницы как «Авалон», «Сыктывкар», которые на данный момент относятся к одной сети, и отель « Palace». Следует отметить, что все конкуренты, ориентированы в основном на деловых клиентов. Однако среди постояльцев каждой из них преобладают определенные категории людей. Например, в отеле «Palace» - это звезды эстрады, в отеле «Авалон» - госслужащие и деловые люди. В гостинице «Югор» преобладают деятели культуры, посетители культурных мероприятий. В гостинице «Сыктывкар» чаще всего проживают обычные гости столицы.
Все гостиницы предлагают вполне конкурентоспособные цены на размещение. Перейдем к сравнительному анализу конкурентов гостиницы «Югор» и построим ее конкурентный профиль. Для проведения сравнительного анализа конкурентов были выбраны 7 показателей, которые оцениваются экспертным методом по 5-балльной шкале.
Таблица 5.4 - Сравнительный анализ конкурентов гостиницы «Югор»
Критерии | Гостиница «Сыктывкар» | Отель «Авалон» | Отель «Palace» | Гостиница «Югор» |
Цены | ||||
Качество обслуживания | ||||
Репутация (имидж) гостиницы | ||||
Месторасположение | ||||
Интерьер номеров | ||||
Дополнительные услуги | ||||
Система продвижения гостиничных услуг | ||||
Итого |
Из данных таблицы видно, что у всех гостиниц примерно один уровень оказания услуг. Однако отель «Авалон» получил наибольшие баллы. Следовательно, конкурентный профиль «Югор» будет строиться по отношению к отелю «Авалон», имеющему лучшие конкурентные позиции.
Согласно данным оценок, наиболее слабой стороной деятельности гостиницы «Югор» является местоположение, однако если учитывать факт близости аэропорта к гостинице, то можно считать местоположение и сильной стороной. Репутация гостиницы также не на высшем уровне, это связано с историей развития гостиницы. Поэтому именно формированию имиджа гостинице следует уделить особое внимание, в основном, за счет рекламы и развития сайта.
Среди конкурентных преимуществ учреждения: высокое качество и относительно низкая стоимость проживания, дополнительные услуги, в частности, центр отдыха и сауна.
В городе Сыктывкаре функционирует ряд учреждений культуры, занимающихся экспозиционно-выставочной деятельностью и предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гостям города. Это такие учреждения как: «Национальная Галерея РК», ГАУ РК «Дом дружбы народов Республики Коми», «Национальный музей РК». У каждого из этих объектов имеются свои преимущества и уникальные предложения на экспозиционно-выставочном рынке города Сыктывкара.
Как таковых, прямых конкурентов у ЦКИ «Югор» в городе нет. Разные профили Сыктывкарских учреждений культуры исключает конкуренцию предоставленных услуг. Другие учреждения занимаются смежными аспектами этой сферы. Единственная объективная конкуренция возможна в борьбе за свободное время посетителя.
Наиболее близкой по спектру услуг к ЦКИ «Югор» является «Национальная галерея». Поэтому можно провести сравнительный анализ этих двух учреждений по 5 критериям.
Таблица 5.5 – Сравнительный анализ конкурентов ГАУ ЦКИ «Югор»
Критерий | Национальная галерея РК | ЦКИ «Югор» |
Месторасположения | ||
Имеющиеся экспозиционно-выставочные площади | ||
Количество посетителей в год | ||
Ассортиментная политика | ||
Качество обслуживания | ||
Итого: |
Из данных таблицы видно, что ЦКИ «Югор» опережает «Национальную галерею» по таким показателям как: ассортимент услуг и качество обслуживания. Однако сильной стороной «Национальной галереи» можно назвать ее имеющиеся выставочные площади ввиду их большего количества и подготовленности. Поэтому ЦКИ «Югор» следует обратить внимание именно на этот показатель.
Можно утверждать, что ЦКИ «Югор» имеет более широкий профиль организации культурных мероприятий. «Национальная галерея» больше ориентирована на сбор, изучение и экспонирование художественного искусства, а также реставрацию.
Таким образом, конкуренция среди учреждений культуры, предоставляющих услуги организации культурных мероприятий, имеет условный характер. Поэтому всегда есть огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий.
Пример 2 («DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»):
Анализ внешней среды
Таблица 5.6 – Возможности «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»
Факторы | Возможности: название | Возможности: содержание |
Персонал | Кадры | Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу |
Потребители | Интерес со стороны клиента | Большая группа потенциальных потребителей (молодежь) Рост интереса со стороны населения города к танцевальным направлениям |
Технология | Инновации | Обновление материально-технической базы: введение электронного абонемента |
Таблица 5.7 – Угрозы «DANCE STUDIO Оксаны Трубецкой»
Факторы | Возможности: название | Возможности: содержание |
Персонал | Кадры | Сотрудничество с тренерами, имеющими собственную клиентскую базу |
Потребители | Доходы населения | Снижение уровня денежных доходов населения |
Заинтересованность | Отсутствие интереса у населения к новым видам танцевальных направлений студии. | |
Конкуренты | Конкуренты | Появление на рынке новых конкурентов; |
Организация | Помещение | Увеличение арендной платы за помещение |
Анализ конкурентно