Теоретические методы научного познания
· Анализ–(от греч. análysis разложение, расчленение) процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ хозяйственной деятельности предприятия).
· Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение эффективности деятельности отделов до уровня эффективности всей компании)
· Индукция —(от лат. “inductio” — наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, «В марте объем продаж вырос. В апреле объем продаж вырос. Нас ждет дальнейший рост продаж», «Ранее мы всегда действовали таким образом, и это приносило успех. Зачем же менять подходы?»).
· Дедукция — (от лат. “deductio” — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, с повышением стоимости барреля нефти произойдет укрепление рубля, повысится курс к доллару).
· Абстрагирование – (от лат.abstractio — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на при изучении конкретной дисциплины менеджмента внимание сфокусировано преимущественно на конкретной дисциплине, чаще всего без острой привязки к тому как на это влияют другие дисциплины. Например, исследование уровня влияния мотивации персонала на эффективность функционирования предприятия в целом).
· Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, экономико-математическое моделирование).
· Аналогия – (от греч. analogia соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо
· Идеализация — (лат.idealis — образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
· Классификация – (от лат.classis — разряд и лат. facere — делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация рисков в менеджменте).
· Формализация –(от лат. forma — вид, образ) образная, знаковая, символическая система отражения знаний (например, формализация поведения в организации с помощью регламентирующих правил и процедур, определяющих поведение во всех возможных ситуациях).
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Пример метода моделирования (пример перехода от эмпирического уровня научного познания (исследований) к теоретическому). В марте 1945 года под эгидой Баллистической лаборатории (ВС США) были изложены принципы работы ПК. Это было классический пример научного познания. В исследованиях участвовала группа физиков, усиленная известнейшим математиком Джоном фон Нейманом. Уроженец Венгрии, он был главным аналитиком этого исследования. Вышеупомянутый ученый использовал, как инструмент исследования, метод моделирования. Первоначально все устройства будущего ПК - арифметико-логическое, память, устройство управления, устройства ввода и вывода - существовали вербально, в виде аксиом, сформулированных Нейманом. Данные эмпирических физических исследований математик облекал в форму математической модели. В дальнейшем изучению исследователем подвергалась именно она, а не ее прообраз. Получив результат, Нейман «переводил» его на язык физики. Кстати, на самих ученых-физиков мыслительный процесс, продемонстрированный венгром, произвел большое впечатление, о чем свидетельствовали их отзывы.
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт(подтверждённое знание в результате научной деятельности)
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
· Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
· Проблема — (от греч. problema — задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
· Гипотеза -(от греч. hypothesis — предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
· Теория – (от греч. theoria — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
· Концепция — (от лат.conceptio — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально приятых взглядов на определённую проблему.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.