Лекция 3. Методологические основы менеджмента
1. Законы менеджмента.
2. Принципы менеджмента.
3. Методы менеджмента.
4. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений.
Законы менеджмента
Закон – это объективная реальность. Управление производством успешно лишь в том случае, если оно основано на сознательном использовании объективных законов.
Законы менеджмента:
Закон соответствия управления характеру производственных отношений. Цель управления, его содержание, формы и методы зависят от форм собственности на средства производства.
Закон централизации управления предполагает постоянно действующую связь между всеми звеньями экономики, начиная с предприятия, заканчивая центральными органами управления.
Закон единства системы управления. Единство отражает меру внутренних связей элементов предприятия, организации. Основой реализации этого закона является единство принципов, методов и целей управления на всех этапах производства.
Закон соотносительности управляющей и управляемой системами. Соотношение между системами должно регулироваться.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управления.
Принцип централизации (единоначалия). Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю такой полноты власти, которая необходима для принятия решения и персональной ответственности за порученное дело.
Принцип децентрализации (коллегиальности). Коллегиальность предпо-лагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня.
Принцип сочетания централизации и децентрализации является основным. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики, целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению.
Принцип ориентации на долгосрочные цели развития, т.е. четкое представление о том, какой фирма должна быть в будущем.
Принцип демократизации, т.е. участие работников в высшем звене управления. Например, в Швеции, Дании, Австрии, Голландии принято законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров с правом голоса, во Франции – без права голоса.
Принцип сочетания научности и творчества.
Принцип последовательности.
Принцип непрерывности.
Принцип состязательности участников управления.
Принцип целенаправленности и т.д.
МЕТОДЫ менеджмента
Метод – определенная, наиболее рациональная, заранее разработанная последовательность, выполнения определенных задач, работ, решений.
По характеру действия различают экономические, организационно-административные, социально-психологические и количественные.
Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. Важность этих методов управления обусловлена тем, что экономические отношения являются определяющими в деятельности организации и лежат в основе объективных потребностей и интересов людей. К экономическим методам относят: планирование (в том числе стратегическое и текущее); анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия (в том числе и стратегический анализ); ценообразование, финансирование. Источники финансирования деятельности организации могут быть различными, поэтому организация имеет возможность привлекать финансовые средства из нескольких источников. Это может быть капитал государственный, банковский капитал, акционерный капитал, частный капитал и собственные средства предприятия.
Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке.
Такие методы делятся на три группы:
· Организационно–стабилизирующие – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор).
· Организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений).
· Организационно–дисциплинарные – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).
Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. Данные методы управления делятся на две группы:
· Социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.
· Психологические – используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.
Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
Этика менеджментапредставляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организации необходимо свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения.
Для принятия решений, соответствующих этическим нормам, организации создают кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Эти кодексы включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и справедливый.
Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.
Концепция утилитаризма часто рассматривается как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли и издержек. Многие факторы могут быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, объем продаж, фонд заработной платы, прибыль и т.д.).
Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства.
Индивидуалистический подходисходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека и, в конечном счете, приводят к росту его благосостояния. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя, как критерий решения высокого качества. Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей.
Морально-правовой подходосновывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность.
Справедливый подходсостоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей.
Социальная ответственность организации заключается в ее обязательстве в отношении: охраны окружающей среды, учета интересов ближайшего окружения и общества в целом, повышения их благосостояния. Ближайшим окружением организации являются инвесторы, акционеры, работники, потребители и поставщики.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Что такое методы управления?
2. Что такое принципы управления?
3. На чем основываются социально-психологические методы управления?
4. На чем основываются экономические методы управления?
5. На чем основываются административные методы управления?
6. Какова основная идея создания этических нормативов менеджмента в организации?
7. В чем заключается социальная ответственность организации?