Критико-герменевтическая философия менеджмента
Наряду с аналитической философией еще одним Монбланом XX столетия в деле выработки философских оснований буквально всех социально-экономических наук стала новейшая немецкая философия. Ее наиболее значимые достижения сосредоточены в феноменологии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, герменевтики бытия Х-Г. Гадамера и философии коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.
Для всей современной немецкой философии парадигмальное значение имеет философия Иммануила Канта. Этот философ жил два века тому назад, но его влияние на немецкую философию простирается вплоть до сегодняшнего дня. Основная идея Канта состояла в необходимости философского обоснования возможности научного знания. Сначала нужно философски обосновать саму возможность философского знания, а уже затем перейти к наукам. Философия предшествует наукам. Именно в таком ключе рассуждают ведущие немецкие философы современности. Речь идет о трансцендентальной (от лат. transcendus – переход) философии. Философское знание переносится на научное знание. В случае конкретизации принципа трансцендуса имеется в виду, что априорные, т.е. данные до экспериментального опыта, принципы определяют строй экспериментального знания. Следует отметить, что философ аналитической закалки видит в трансцендентальной философии источник неоправданных философских спекуляций. Трансценденталист же склонен обвинить своего аналитического коллегу в грубом эмпиризме.
Что касается непосредственно Канта, то он творил в далеком XVIII веке. Науки находились в зачаточном состоянии. В этих условиях невозможно было удовлетворить тем научным требованиям, которые актуальны сегодня. При оценке творчества великого немца это всегда следует иметь в виду. В горизонтах менеджмента главным его новшеством стало развитие этики долга, согласно которой все люди должны руководствоваться принципом категорического императива: поступай так, как должен поступать каждый в интересах достижения общественного блага. Но как именно? Следует соблюдать моральные максимы: не лгать, не воровать, быть честным и т.д. Кант оставался всецело в рамках субстанциальной этики. На научную метаэтику не было даже намека.
Недовольный априоризмом Канта феноменолог Эдмунд Гуссерль (1859–1938) поставил перед собой грандиозную задачу – выяснить подлинные основания всех наук и в результате представить их в ясном виде. Решающая идея Гуссерля состояла в убеждении, что следует детально проанализировать деятельность сознания. Сознание – наш жизненный фундамент. Исключительно благодаря ему у людей есть доступ ко всему другому. Дальнейшую аргументацию Гуссерля можно представить следующим образом.
(1) Сознание – это жизненный мир человека, лебенсвельт (нем. Lebenswelt), его опыт, наполненный цветами, звуками, запахами.
(2) Сознание интенционально (от лат. intendere – быть на что-либо направленным), т.е. обращено к познаваемому.
(3) Чтобы не внести в познаваемое чуждые ему предпосылки, не являющиеся результатом философствования, они должны быть «заключены в скобки». Речь идет о приеме эпохé (от греч. epoche – воздержание от необоснованных суждений).
(4) Сознание оперирует феноменами (от греч. phainomenon – являющееся), с тем, что содержит смыслы.
(5) Можно сказать, что все сведено (редуцировано) к феноменам. В этом заключен смысл феноменологической редукции.
(6) Чтобы обеспечить полноту сознания необходимо варьировать феномены (переживания).
(7) Чем больше вариаций, чем тщательнее синтезируется поток переживаний, тем выше шанс усмотреть идентичное, сущностное, т.е. эйдосы (от греч. eidos – сущность).
(8) Усмотрение сущности есть, по определению, эйдетическая интуиция.
(9) Выявленные смыслы позволяют прояснить содержание всего того, что было предварительно взято в скобки, в том числе и статус объектов.
(10) Согласованность человеческого опыта выступает как истина. Истина находится и на стороне сознания, и на стороне объектов познания (сравните: истинный друг).
(11) Истина для всех людей одна и та же, ибо Другой такой же, как и Я.
(12) В истинном бытии реализуется ответственность людей.
(13) Философская неряшливость приводит к утрате наукой своей жизненной значимости, к забвению человека, к кризисам, в том числе к фашизму и тоталитаризму. В этом состоит кризис всех типов наук.
(14) Выходом из критической ситуации является тщательная феноменологическая работа.
Выше описан феноменологический метод. На выработку его у Гуссерля ушло около 50 лет. На наш взгляд, этот метод выглядит довольно добротно. Но относительно его остаются и определенные сомнения.
Во-первых, в абсолютном большинстве современных философских направлений работа сознания вообще не рассматривается. Почему? Потому что оно считается обителью субъективного, непроверяемого. Гуссерль мог бы ответить на этот вопрос следующим возражением: никто не в состоянии отрицать, что сознание существует. Следовательно, оно достойно анализа. Многие, например аналитики, этого не понимают, тем хуже для них.
Во-вторых, создается впечатление, что Гуссерль абсолютизировал ментальность. Язык у него выступает всего лишь продолжением ментальности.
В-третьих, феноменологам не удается вполне отчетливо занять историческую позицию. Этому изначально препятствует прием эпохе, заключения в скобки уже существующих теорий. Их достоинства никак не учитываются.
В-четвертых, вызывает сомнения эйдетическая интуиция. Легко сказать – усмотрите сущность, эйдос. А как это сделать?
Таблица 2.2