Ценности, глобализация, пределы применимости

Мотива экономической выгоды

Глобализация представляет собой процесс экономической экспансии, призванной уничтожить практически любые препятствия на пути конкурентного экономического обмена, которые могут принимать форму социальных, культурных, экологических, этических, юридических, финансовых, политических норм и ограничений. Любой продукт, услуга, ресурс, плод человеческих рук или ума представителей любой нации все в большей степени становится предметом конкуренции на мировом рынке, в которой критерием успеха выступает прибыль, являющаяся соотношением денежных поступлений и издержек производства.

Издержки производства любого продукта или услуги не ограничиваются только затратами на оплату труда и величиной налогов, но определяются также экономической, социальной, политической, культурной и организационной системами, которые поддерживают конкурентоспособность этого продукта. В настоящее время сам факт такой конкуренции способствует тому, чтобы корпорации и правительства уменьшали гарантии по оплате труда, урезали социальную помощь, разрушали окружающую среду – все во имя увеличения производства. Права человека, минимальная оплата труда, безопасные условия труда и ограничения, призванные защищать окружающую среду, рассматриваются как неизбежные издержки, снижающие способность к конкуренции в глобальном масштабе.

В рамках этого процесса вырисовываются ключевые ценности, которые преимущественно состоят из принципов, поддерживающих гонку за экономическое превосходство и безусловное финансовое доминирование. На практике эти ценности превращаются в неконтролируемое стремление наращивать производство, сокращать расходы на оплату труда и защиту окружающей среды, пренебрегать социальными программами и другими нужными вещами, которые не могут обеспечить увеличение прибыли. Гуманитарные ценности, социальные нужды, экономическая стабильность, защита окружающей среды, искусство и культурные традиции отходят на второй план перед целью максимизации экономического преимущества и генерации прибыли.

Подчеркнем, что эти проблемы являются следствием не развития международных экономических связей и инвестиций, а необузданной конкуренции, обусловленной стремлением частных компаний получить максимальную прибыль. То, что мы понимаем под глобализацией, является не чём иным, как господством в мировой экономике транснациональных корпораций Северного полушария (особенно ТНК США), целью которых как внутри страны, так и на международной арене является перемещение благ от бедных к богатым. Понимаемая в данном ключе глобализация самым существенным образом способствует уничтожению ответственности за тот вред, который она причиняет отдельным людям, культурам, стабильному, сбалансированному порядку, определяющему жизнь всей планеты.

Чтобы противостоять этой разрушительной силе, перед нами стоит насущная потребность создать в глобальном же масштабе такие новые формы экономической организации, которые были бы одновременно основаны на ценностях и на производственной эффективности и могли бы производить высококачественные, конкурентоспособные товары и услуги, не разрушая окружающей среды, не принижая ценность человеческой жизни, не уродуя местные, самобытные культуры. Если у нас не будет ценностей, мы станем свидетелями того, как даже безусловный успех обращается сокрушительным поражением, рост – разрушением, прогресс — тьмой варварства.

Создание устойчивых форм экономического развития означает четкое определение того, когда и где следует придержать экономической Рост с тем, чтобы избежать кризиса перепроизводства и нанесения Ущерба гуманитарным ценностям и ценностям, определяющим защиту окружающей среды. Не располагая таким инструментом сдерживания экономической экспансии, мы так и не сможем ограничить проявление человеческой жадности, для которой нет такого слова, как «достаточно». Состояние окружающей среды уже является велением времени, которое четко показывает, что не продается.

В конечном итоге проблема сводится к вопросу о ценностях, которые преимущественно являются моральными ограничениями, отчасти определяющими то, чего не следует делать. Однако этика, мораль и ценности определяются не только запретительным, но и разрешительным началом, которое состоит не столько в обладании тем, что мы хотим, сколько в том, чтобы быть теми, кем мы хотим быть.

Принципы конкурентной экономики строятся на обладании и делании, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия, самоуправление и стабильность окружающей среды, состоит в том, чтобы быть или являться. Важно и то, и другое, но в условиях глобализации мерилом успеха является, к сожалению, только первое.

Итак, чтобы ограничить неконтролируемую экономическую экспансию и глобализацию в смысле ее негативного воздействия на окружающую среду, мы можем выбрать один из четырех способов: во- первых, исчерпать все природные ресурсы и довести окружающую среду до полного истощения; во-вторых, сместить вектор международной политики, организуя движение протеста в мировом масштабе, и углубить понимание проблематики; в-третьих, мы должны будем как-то реагировать на глобальный экономический кризис; в-четвертых, можно создать на основе ценностей такие приемлемые для общества нормативы, которые бы ограничили дальнейшее разрушение и варварскую эксплуатацию окружающей среды. В сущности, единственным рычагом, позволяющим затормозить движение в сторону экологической и социальной катастрофы, является четко сформулированное, поддерживаемое обществом ощущение социо-экологических ценностей.

Чтобы оценить и осознать непредсказуемость надвигающейся катастрофы, рассмотрим простой математический пример, взятый из книги пишущего на околонаучные темы писателя К. К. Коула «Бабочка и чашка чая». Представьте бутылку, в которой находится две бактерии, популяция которых удваивается ежеминутно. Уже через час в бутылке не останется места. Насколько бактерии будут осведомлены о том, что их размножение должно вот-вот завершиться, так как они уже практически заполнили бутылку? Об этом они не узнают вообще или, может быть, самое большее за минуту, так как всего за одну минуту до того, как истечет один чае, бутылка будет заполнен на только наполовину. Даже если они переберутся во вторую бутылку, она будет заполнена за следующую минуту. Этот пример не настаивает на том, что популяция людей увеличивается вдвое или что верны положения мальтузианства, он лишь заставляет задуматься о том, что мы можем быть всего в минуте от того момента, когда заполним первую бутылку, не имея в пределах видимости второй такой же.

Наши рекомендации