Умение сохранять многообразие
Способность команды успешно отвечать на вызовы и формировать новые решения проблем во многом связана с уважением, видением Истинной ценности и присутствием многообразия. Совместная деятельность позволяет участникам команды преодолевать предубеждения и предвзятость, не создавая группы победителей и проигравших, не отталкивая «аутсайдеров», не вызывая чувства недоверия между людьми, которые в чем-то расходятся. Новые идеи, разноплановые мнения, контрастные, яркие позиции, многообразный опыт участников команды, различные интересы и цели обогащают команду, обеспечивая ее жизнеспособность и наделяя ее чертами живого организма, который может процветать в сложнейших условиях.
Элементы поддержания многообразия подвергаются серьезному давлению со стороны таких представлений, как необходимость быть «командным игроком», «не раскачивать лодку», призванных сохранить гармоничность отношений, или такого девиза, как «соглашаться, чтобы преуспеть». Первое правило поведения в команде состоит в том, что каждый готов высказывать свои истинные мысли независимо от того, нравятся они команде или нет. «Коллективный разум» и подавление критики никак не способствуют развитию самоорганизации.
Стереотипы и предубеждения, формирующиеся в рамках трудовой деятельности, подрывают основу эффективной командной работы. Если не углубляться в детали, предубеждение — это не что иное, как решение, принятое без предварительного анализа, то есть «девальвация» людей, в основу которой положено не истинное лицо конкретного человека, а заранее безусловно принятое представление об истинной природе этого человека. Предубеждение, выстроенное на предположении о неполноценности других людей, оправдывает эгоистические поступки. Это порождает враждебность, замкнутость, потерю способности обучаться и идти навстречу другим людям, отказ от части самого себя. Для стереотипа характерно наклеивание ярлыков, раздувание негативного образа сверх всякой меры, дробление цельной личности на элементы, характеризующие эти ярлыки, игнорирование различий, оттенков, сложности, общности, провоцирование соответствия стереотипа наихудшим ожиданиям, провокация жестких, даже жестоких последствий.
Те команды, которые нашли в себе силы отказаться от стереотипов и предвзятости, получают возможность создать среду, где различия, положенные в основу решения проблем и обучения, высоко ценятся.
Итак, команда может снизить уровень предвзятости и формирования стереотипов посредством:
· Предложения отдельным исполнителям и команде в целом сформулировать стереотипы, которые, как им кажется, сложились в отношении них у других людей, поставить «сценку» на основе этих стереотипов, сформулировать истинное содержание их действий, ответить на вопросы, уточнить, какая именно поддержка необходима для достижения успеха.
· Предложения пристально посмотреть на проблему с точки зрения собственной причастности к формированию стереотипа, проявляющейся в виде реакции на выстраивание этого стереотипа другими людьми, попытаться смоделировать среду, где уважалось бы право на многообразие.
· Организации частных бесед с носителями предвзятого мнения на основе данного ими разрешения, которые проводятся в неагрессивной, мягкой манере и позволяют показать, как чувствуют себя другие люди при возникновении предвзятого к ним отношения.
· Доброжелательного отношения, когда исключается возможность осуждения, выясняются намерения другого лица, совершается попытка понять истоки проблемы, не оправдывая негативное поведение.
· Разделения предубеждений, предложения примеров из личного опыта, выдвижения альтернативных точек зрения.
· Выработки совместной стратегии по снижению уровня стереотипности восприятия, изложения притч, соответствующих принципам гуманизма, трансляции побуждающей к сочувствию информации.
· Выяснения того обстоятельства, был ли автор стереотипа когда-либо жертвой стереотипного восприятия, приходилось ли ему быть «белой вороной», дразнили ли его когда-либо; если да, то необходимо узнать детали.
· Информирования о тех исторических периодах, когда каждый человек был жертвой тех или иных стереотипов, дискриминации, унижения.
· Привлечения третьей стороны в качестве посредника, который мог бы инициировать диалог о предвзятости, предубеждении, стереотипах.