Обучение лидерским навыкам и качествам
Проблема обучения лидерским навыкам состоит в том, что, по саркастическому замечанию Оскара Уайльда, «всему, чему действительно стоит учиться, научить невозможно». Возможно, научить быть лидером действительно нельзя, но учиться этому можно и, пожалуй, это делал каждый из нас. Лучше всего мы учимся, избрав свои собственные режим, темп и условия обучения, и уж конечно не в тех условиях, когда мы боимся оказаться неуспешными, впустую потратить деньги или потерять работу.
Как правило, менеджмент традиционно определяет процесс совершенствования навыков, устанавливая некий эталон для каждого навыка или умения, которому должны соответствовать все сотрудники независимо от их природных способностей. Однако, устанавливая эталоны и стандарты, менеджмент заставляет большинство сотрудников ощущать себя совершенными неудачниками, затормаживая процесс обучения. Мы должны отказаться от мечты о совершенстве, имея в виду, пожалуй, только то, что несовершенство, отступление от идеала составляет существенную часть того, что делает нас совершенными. В то время как бюрократическая организация стремится к унификации, поскольку кажется, что в этих условиях организация становится предсказуемой и лучше поддается контролю, демократическая организация стремится к многообразию, поскольку это обещает инновационное развитие и приводит к неожиданным результатам, стимулирует обучение организации.
Может показаться, что воспитание связующих лидеров всех уровней представляет собой, недостижимую задачу, особенно если рассматривай лидеров как высших существ, а не естественное следствие демократических процессов самоорганизации и сотрудничества. Наш друг и коллега Джин Липман-Блюмен определила целый ряд весьма пагубных мифов, имеющих отношение к понятию лидерства, которые отвращают персонал от раскрытия собственных лидерских качеств. Итак:
· Лидер сильнее и более эрудирован, чем мы.
· Лидерам благоприятствует фортуна, поэтому не следует перебегать им дорогу.
· Если лидер принимает жесткие решения, мы ни при чем (не можем влиять).
· В глубине души лидер блюдет наши интересы.
· Мы можем получить доступ к контролируемым лидером ресурсам только в том случае, если сохраняем к нему лояльность.
· Все так есть и всегда было, поэтому мы должны просто с этим смириться.
· Быть лидером является для таких людей, как мы, непосильной задачей.
· Преимущества всегда на стороне лидеров.
· Похоже, что все разделяют мнение, что наши лидеры делают хорошую работу.
· Противоположной точки зрения придерживаемся только мы. • Если мы встанем в оппозицию к своим лидерам, мы будем оттеснены на периферию.
· Вероятно, мы опасались бы поступать так, как поступают наши лидеры, и просто не справились бы с их задачами.
На самом деле любое из этих утверждений будет, по всей видимости, иметь отношение к действительности только в иерархических организациях. Иерархия, бюрократия и автократия покоятся на поддержании этих мифов, демократическое устройство, напротив, требует решительного их развенчивания. Единственной возможностью показать людям, что на самом деле справедливы предположения, противоположные укоренившимся мифам, является практическая реализация демократии и демонстрация того, что лидерство представляет собой многогранный, неоднозначно определяемый навык, который присущ каждому из нас. Процесс признания этого факта занимает порой целую жизнь и возможен только в демократических организациях. В результате осуществляется раскрытие другой истины: оказывается, что нам, если мы ставим перед собой цель повсеместно развить связующее лидерство, важно иметь новые процессы накопления навыков, опыта, умений. Например, между следующими методами улучшения лидерских качеств есть принципиальные различия:
· Лекция сопровождается механическим запоминанием, упоминанием голых фактов, способствует накоплению знании и информации.
· Тренинг характеризуется обсуждением в группах, способствует росту технической компетентности и профессиональной уверенности.
· Просвещение связано с выявлением идей, имеет результаты в обучении и понимании.
· Развитие связано с открытием, самоанализом, сопровождается диалогом, имеет результатом формирование целостности, раскрепощенности, здравого смысла.
Как показал наш коллега Кен Анбендер, последовательный переход от одной формы обучения к другой смещает центр нашего внимания от знания к действию, потом к пониманию и к «проживанию», к включению знаний в нашу суть. По мере того как мы осуществляем переход к лидерству в более глубоком понимании, нам становится крайне важно разработать такие методы обучения, которые окажутся успешными при выполнении задачи воспитания демократичных, самоорганизующихся, сотрудничающих лидеров. Несомненно, все методы обучения выполняют ценную функцию, однако процесс развития дает максимальные результаты с точки зрения формирования лидерства на основе ценностей, целостности и демократии. Личное развитие представляется применением демократии к процессу обучения. Такие качества связующих лидеров, как целостность, честность, эмоциональный интеллект практически не получают развития при совместном применении таких форм обучения, как лекция, тренинг и образование, требуя некоего сочетания образования и личного развития, поскольку такая форма обучения является добровольной, персональной, многообразной, практической, не оторванной от действительности и доступной каждому сотруднику.
Вопросы, предъявляемые к связующему лидерству
Чтобы добиться успеха на пути формирования навыков, характерных для лидера, выступающего в качестве связующего звена, мы должны ответить на ряд вопросов, которые позволяют увидеть разницу между связующим лидерством и другими формами лидерства:
- Если лидерами не рождаются, как ими становятся? Связующими лидерами становятся благодаря развитию способности видеть перспективу, благодаря заботе о людях, ориентированности на результат, приверженности целостности, преодолению страха неудачи. Связующие лидеры осознают, что отношения в семье, детские мечты, незаконченные дела и другой негативный опыт прошлого могут блокировать развитие их лидерского потенциала. Поэтому они тщательно анализируют историю своих отношений в семье, свое отношение к успехам и неудачам, препятствия, которые притормозили или окончательно остановили их стремление к непрерывному обучению. После этого они развивают такие стили лидерства, режимы работы, личные стратегии и находят такое выражение ценностей, которые позволяют избежать прежних ошибок и негативных моделей и создать новые образцы поведения и мышления.
- Что необходимо, чтобы развить связующее лидерство? Как только организация ставит перед сотрудниками задачу сформулировать свои лидерские потребности и установить свои лидерские качества, представить, в каких формах может работать связующее лидерство, сколько потребуется времени, чтобы оно получило конкретное, явное выражение, персонал начинает без всякого принуждения развивать в себе лидерские качества и умения. По мере того как сотрудники совместно установят все многообразие собственных стилей лидерства, выяснят, что ожидают от них их последователи, определятся с тем, на что они готовы пойти, чтобы удовлетворить эти потребности, конкретизируют, что именно они планируют делать, и станут относиться к принятой роли совершенно искренне, их лидерские навыки начнут переплетаться и развиваться, заполняя пробелы.
- Что такое лидерство на ценностной основе? Лидерство на ценностной основе — это значит действовать при любых обстоятельствах на основе целостности и приверженности собственным принципам. Благодаря ему формируется контекст ценностей, этики и целостности, когда принципы становятся основой для принятия организационных решений, а личность не рассматривает себя отдельно от физической, культурной, социальной, политической среды обитания. Это означает готовность отстаивать непопулярную позицию, которая тем не менее не противоречит личным убеждениям, при этом сохраняются восприимчивость к альтернативным идеям и способность выслушивать оппонентов.
- Какие препятствия ограничивают возможность диалога? Как правило, основной проблемой, препятствующей организации конструктивного диалога, будет распространенное стремление казаться теми, кем мы на самом деле не являемся, категорическое отрицание собственных недостатков, неполное раскрытие собственной личности, подавление наших базовых ценностей. Благодаря этому мы отходим от сути человеческой природы, ограничивая собственное «я» званиями и навязанной ролью. Проблема заключается в собственных эгоизме, страхе, гневе, ощущении вины, стыда, потугах казаться совершенным. Диалог исключает перекладывание вины на других за наши собственные ошибки и подстраивание собственной целостности под выбор других людей.
- Как лидер реагирует на конфликт? Связующий лидер рассматривает конфликт как признак того, что используемые инструменты работают не вполне адекватно с определенной точки зрения, поэтому он может обратить конфликт в благоприятную возможность для обучения, роста, модернизации. Он использует конфликт для развития собственных навыков в коммуникациях, создании новых решений, ведении переговоров, мирном урегулировании, развивает способность адекватно реагировать на неоднозначное, сложное поведение. Не отстраняясь от конфликта и не принимая крайне агрессивную позицию, ему удается сосредоточить внимание на существе проблемы, на поиске решения, на перспективе.
- Возможна ли для лидера размеренная, уравновешенная жизнь? Большинству лидеров удается, справляясь со значительными трудностями, вести довольно размеренную жизнь. Как только лидер осознает, что он не должен контролировать все и вся, быть суперзвездой, заключать в себе центр вселенной, его жизнь входит в спокойное русло. Лидер должен быть предан своему делу и относиться к нему со всей ответственностью, но в то же время не терять лицо; ему важно сохранить подлинность. Достигнуть результата столь же важно, как иметь ценности; помогая другим, важно расширить их горизонт; важно уточнить приоритеты и свои устремления, но также необходимо обеспечивать финансовую безопасность и комфортную жизнь в семье, участвовать в общественной жизни, развивать духовную составляющую собственной личности.
- Как лидер учится управлять собственным временем? Времени всегда не хватает. Поэтому правильная постановка вопроса будет состоять не в том, сколько есть времени в абсолютном выражении, а в том, как, учитывая стратегические приоритеты, расставить приоритеты тактические, выделить основное, воспитать терпение и решимость. Нередко лидеры учатся управлять собственным временем благодаря тому, что, забивая свой график до предела, они вынуждены либо работать быстрее, либо прибегать к поиску замены, к делегированию полномочий, образованию, развитию, «усилению» персонала.
- Есть ли место наверху? Вершина организации категорически не должна оставаться единственным и даже основным местом для стратегического планирования и осмысленных усилий. По этой причине демократические организации нуждаются в лидерах, которые будут самостоятельно действовать на всех организационных уровнях, стремясь исключить деструктивную борьбу за путь наверх, столь характерную для лидерства в иерархической организации. Действительно, первейшей обязанностью демократического лидера будет поиск адекватной замены и стимулирование персонала на то, чтобы примерить на себя роль лидера. Связующий лидер готовит, дает ориентиры, поддерживает, играет роль наставника, рекомендует искать собственные пути и делиться всем тем, чему удалось научиться.
- Как лидер должен реагировать на изменения рабочей среды и собственные потери? Вполне распространенными, естественными явлениями будут в организации смерть, потери, эволюционные изменения. Связующий лидер, обладающий эмоциональным интеллектом, развивает собственную способность принимать эти естественные составляющие жизни, передает свое ощущение другим, использует опыт окружающих в качестве примера, с тем чтобы повысить их способность к сопереживанию, сочувствию, готовность подставить плечо, укрепить целостность и единство.
- В чем состоит основная ответственность связующего лидера? Основная роль связующего лидера состоит не просто в обеспечении выполнения работы, что несомненно является существенным элементом его деятельности, но определяется также и необходимостью поддержать каждого в стремлении полностью раскрыть свой потенциал, повысить свои навыки и умения в области лидерства и самоорганизации, максимизировать собственную способность искать свое место в производственной деятельности.
Как лидеры генерируют поток
Лидеры всех уровней должны обладать не только способностью связать сотрудников между собой и повысить качество отношений, но, внедряя оптимальные модели в трудовой процесс, превратить апатичных, незаинтересованных в конечном результате труда циничных работников в ориентированных на цель, внимательных, стратегически мыслящих «менеджеров самих себя». По мере того как работники приобретают определенные навыки самоорганизации и становятся лидерами, начинает проявляться неуклонная тенденция роста синергии, радости от труда, удовлетворения и даже артистизма.
Социолог Михаил Чикзентмиаули описывает в своей книге «Поток: психология оптимального опыта», как сочетание интересной, немонотонной, творческой работы, накопления опыта и удовлетворения личностных потребностей образует «оптимальный опыт» или «поток». Элементы потока, которые можно воспринимать как базовые критерии для создания оптимальных условий труда, состоят в том числе и в измеримых «вызовах», для решения которых нужно немного выйти за рамки собственного опыта, навыков, умений. Также они заключаются в сочетании действий и информированности; в прояснении видения, целей, задач; в обеспечении мгновенной, непрерывной, поддерживающей обратной связи; в поощрении концентрированности усилий на выполнении задач и осмысленных действиях; в доверии собственным способностям контролировать текущую работу и результат; в уменьшении эгоизма и замкнутости; в накоплении опыта «растягивать» время.
Развитие навыков повсеместного, связующего лидерства вызывает у сотрудника ощущение того, что он растет, обучается, накапливает полезные знания, в результате этого повышается самооценка, улучшается моральный климат, повышается сосредоточенность на выполнении поставленной задачи, создаются более благоприятные условия для работы. Однако в любой момент может произойти то, что объем знаний персонала окажется больше, чем это необходимо для решения стоящих перед ним задач, в результате чего воцаряются уныние и скука. Нельзя также исключать ту ситуацию, что имеющиеся навыки будут неадекватны поставленным задачам, поэтому персонал будет испытывать нервозность и беспокойство. О потоке, как видно из схемы на рис. 11.2, можно говорить тогда, когда квалификация персонала будет примерно сопоставима с вызовами, задачами, поставленными перед персоналом.
Ценность модели, представленной на рис. 11.2, состоит не только в том, что она ясно показывает связь между квалификацией и вызовами, но предлагает также решения двух очень распространенных проблем, испытываемых лидерами. Если персонал впадает в состояние стагнации и скуки, лидер должен повысить степень вызова; когда сотрудники, наоборот, испытывают дискомфорт, связанный с нехваткой знаний и умений, лидер должен всячески способствовать их развитию.