Навыки всепроникающих лидеров, играющих
Роль связующего звена
Наш друг и учитель Сидней Риттенберг, которому довелось не один год проработать в Китае, где он длительное время играл роль лидера, став впоследствии консультантом по вопросам международной торговли, полагает, что лидеру, который намерен играть роль связующего звена, необходимо обладать рядом уникальных навыков:
Основная роль лидера сводится к тому, чтобы сосредоточенно выслушивать потребителей и персонал, общественное мнение и дать им высказываться свободно. Это основа любых лидерских амбиций и политики. Крайне важно, чтобы лидеру удавалось сохранять позицию сдержанности, которая, являясь признаком высшего класса, позволяет держать нос по ветру, уши — открытыми, мозг — в полной готовности воспринимать новый опыт и впитывать здравые суждения. Надменность бюрократии, которая является неотъемлемой чертой классической системы управления, представляет собой существенную угрозу для обучения, накопления; опыта и эффективного лидерства.
На более глубоком уровне ценности, модели поведения и навыки лидеров невозможно фрагментировать или отделить друг от друга, по крайней мере это возможно не более чем отделить лидеров от их последователей. В демократической организации, чтобы сформировать и сохранить условия для сотрудничества, самоорганизации иприменения принципов демократии, лидер использует свои навыки, руководствуясь стратегическими соображениями, принципами интеграции и целостности. Для этого важно иметь следующие навыки:
· Личностные качества, которые позволяют добиться целостности посредством самоанализа, этической чувствительности, действий на основе ценностей, уравновешенности, доброты, душевной открытости, надежности, ответственности.
· Навыки взаимоотношений, которые позволяют сохранить взаимосвязи посредством диалога, причастности к общественной жизни, консенсуса, признания, конструктивной обратной связи, решения проблем на основе сотрудничества.
· Навыки «миротворца», которые позволяют обращать конфликты в новые возможности благодаря проницательной честности и способности сопереживать, поддерживающей конфронтации, воле отстаивать свою позицию, ценностному многообразию, эмоциональному пониманию, способности быть сопереживающим слушателем, вести переговоры на основе интересов, способности разрешать конфликты.
· Способность здраво рассуждать, расширяющая ту область пони-
· мания, которая характеризуется такими категориями, как воображение , интуиция, суждение, инновация, критическое обоснование, разрешение парадоксальных проблем, революционное стратегическое планирование.
· Способность добиваться, которая мотивирует на такие действия, как привлечение к работе, выстраивание коалиций, максимальная поддержка проекта, коучинг, наставничество, выращивание талантов, возбуждение страсти к работе, укрепление лидерства.
· Способность действовать, составляющаяоснову для достижения высоких результатов, которая проявляется в преданности делу, ответственности, саморегуляции, обеспокоенности проблемами качества, готовности работать, настойчивости, способности оценивать свою работу.
Каждый работник располагает возможностью улучшить свои лидерские качества, всего лишь приложив свой опыт жизни вне работы к своей трудовой деятельности, поскольку в семье,общине, спорте, увлечениях, социальных группах работники демонстрируют практически всё навыки, необходимые для работы в самоуправляемой организации. Когда дело касается чего-то такого, что сотрудник сам хотел бы выполнить, он, как правило, без всякого принуждения возьмет на себя ответственность, проявит оригинальность в решении задач, будет успешно справляться с решением проблем и сотрудничать для достижения общих целей, добиваться консенсуса и урегулировать конфликтные ситуации.
В своей семье, школе, общине каждый хотел бы создать тот контекст ценностей, этики и целостности, который информировал бы окружающих о предпринимаемых усилиях на глубоком, подсознательном уровне. Трудно найти человека, которому ни разу в жизни не приходилось брать на себя ответственность, работать в команде, иметь опыт работы в условиях паутины сообществ, применять на практике принципы связующего лидерства, использовать процессы сотрудничества, получать отзыв по системе обратной связи, рисковать, решать проблемы, искать компромисс, меняться, урегулировать конфликты. Значительно проще найти человека, который ввиду принципов устройства организации не имел ни малейшего шанса применить эти навыки в своей трудовой деятельности.
Навыки связующего лидерства комбинируются в пять основных типов.