Лидер избирается последователями
Один из основных принципов демократии состоит в том, что лидеры избираются не вышестоящими руководителями, имеющими свои личные интересы, а единомышленниками, последователями избираемых лидеров.
Независимо от того, говорим ли мы об общественно-политической организации или о частном коммерческом предприятии, — в любом случае управляющий тесно связан и зависим от управляемых им людей, а лидерство принадлежит в том числе и тем, кого ведут за собой.
Чтобы стимулировать персонал на глубокое участие в процессе принятия решений, имеющих результатом избрание лидера, организация может воспользоваться в определенных пропорциях сочетанием консенсуса, открытого диалога, командной работы, выборных механизмов. Применение избранной процедуры будет касаться также выбора директората компании, в котором должны принимать участие абсолютно все стороны, кого так или иначе будут затрагивать лидерские качества исполнительных директоров, в том числе и представители местного населения. Незначительные группы крупных акционеров или представители совета директоров, которые традиционно обладают исключительным правом отбирать лидеров этого уровня, имеют куда более смутное представление о лидерских качествах, необходимых компании, чем те, кто работает в непосредственном контакте с потребителем, так сказать, на переднем крае.
Кроме того, персонал компании характеризуется более сильной, более ответственной с социальной и общественной точек зрения, долговременной заинтересованностью в финансовом успехе компании. Эта заинтересованность надежнее, чем та, что можно ожидать от акционеров, которые имеют лишь краткосрочный интерес в увеличении своей прибыли, поскольку могут в любой момент более или менее легко расстаться с акциями данной компании. Мы не видим никаких серьезных оснований и препятствий для того, чтобы люди, на которых немедленно сказываются связанные с избранием лидеров решения, не принимали бы самостоятельного участия в этом процессе, если не считать сохранения принципов неравноправия в отношении власти, отягощенных имущественным цензом и наличием привилегий.
Несмотря на то что корпорации являются частными компаниями, никто не отменял то положение, что они подпадают под юрисдикцию законов и являются субъектами права. Например, соображения общественной пользы не допускают того, чтобы право частной собственности предполагало дискриминацию но национальному или половому признаку. Учитывая общественные интересы, можно было бы распространить этот принцип и на избрание ключевых лидеров корпораций в результате процедуры тайного голосования, хотя бы на том основании, что они порой контролируют активы, стоимость которых превышает размер ВВП целой страны.
Нет никаких оснований отказывать кому бы то ни было из персонала, начиная от представителей директората до простого дворника, в праве «баллотироваться» на соответствующую позицию и участвовать в равноправном диалоге и процессе принятия решений. Почему бы также не применить такие демократические инструменты и принципы, как один человек — один голос, ротация лидеров, пропорциональное представительство, регламентация «избирательной» кампании, референдум и инициатива, возможность отзыва избранников, ограничение сроков работы на выборных должностях.
Благодаря тому предположению, что наиболее оптимальное избирательное решение может быть обеспечено посредством применения принципов общегражданской демократии, не ограниченной имущественным цензом или условием принадлежности к определенному сословию, в Соединенных Штатах право голоса распространяется в том числе и на неимущих граждан. Каждый последующий этап расширения избирательного права сопровождался укреплением и развитием демократии, социального равенства, общего преуспевания. Мы считаем, что с тем же эффектом эти принципы гражданской демократии могут быть применены и к корпорациям.
Принцип избрания лидеров послужил бы мощным импульсом для развития демократии в организационной среде, мотивируя персонал к открытому высказыванию своего мнения без страха, угрозы, принуждения. Избирательная процедура поставила бы лидеров в положение, когда они были бы обязаны отвечать перед избравшими их людьми, склоняя их к внедрению принципов демократии. Мы полагаем, что избранные лидеры скорее будут развивать организационную демократию, чем те, кому бразды правления вручила горстка инвесторов, заинтересованная лишь в скорейшей отдаче — даже в том случае, если это будет сопровождаться разрушением организации, социальными катаклизмами, разрушением окружающей среды, размещением предприятий за границей.
На возражения, в основе которых лежат опасения, будто это может превратить управление предприятием в конкурс популярности и заигрывание с персоналом, мы можем сказать следующее. Во-первых, менеджмент и так выбирается на основе критерия популярности, только популярности среди высшего руководства, а не рядового персонала. Во-вторых, эти аргументы строятся на том, что персонал не способен к ответственному выбору и, следовательно, не заслуживает демократии, то есть на той посылке, которую мы (американцы) отвергли как нация. В-третьих, когда лидирующие позиции занимают популярные деятели — это не так уж плохо, поскольку это означает готовность пойти за популярным лидером. В-четвертых, достижение определенных результатов невозможно без согласия, поэтому принципы лидерства здесь имеют неоспоримое преимущество перед принципами управления. В-пятых, другие методы могут оказаться просто бессильными, порождая апатию, цинизм, конфликтность, сопротивление. В-шестых, когда менеджеров назначают и просят их проявить качества лидеров, надо помнить, что иерархия исключает совмещение принципов менеджмента и лидерства, поэтому «назначенцы» всегда будут оставаться в глазах персонала именно менеджерами, а не лидерами. Конечно, случается, что порой менеджерам удается преодолеть все эти «но» и стать истинными лидерами, но делают они это вопреки, а не благодаря способу их избрания.
Помимо применения процедуры голосования для избрания отдельных лидеров для этой же цели могут применяться и другие более или менее демократические процедуры. Например, можно определить, кто будет входить в группу потенциальных лидеров, дав возможность каждому встать у руля. Позиции лидеров можно подвергнуть частой ротации. Можно протестировать навыки и квалификацию кандидатов, предоставив кандидату, набравшему наибольшее число баллов, право распределить задачи в соответствии с тем, кто в коллективе чем силен. Можно применить принцип «гонки за лидером», когда занимающий лидирующую позицию сотрудник должен уступить свое место тому, кто полагает, что может сыграть роль лидера лучше,: чем предшественник. При этом новому лидеру отводится определенное время и создается режим наибольшего благоприятствования для того, чтобы он мог проявить на этом поприще все свои таланты. И несмотря на то, кто именно находится у кормила власти, важные организационные решения могут быть предметом обсуждения и консенсуса, а также; выставляться на голосование.
Организации полезно иметь в виду три очевидные вещи. Во-первых, чем больше практики будет у тех, кто занимает лидирующие позиции, тем более они будут оттачивать свое мастерство на этом поприще. Во-вторых, чем больше персонал перенимает образ мышления лидера, тем более он становится творческим, стратегически мыслящим и ответственным коллективом. В-третьих, лидерство — это не единственный навык, а сочетание разных, порой противоречивых навыков и умений, оптимальный набор которых будет разным для разных обстоятельств, поэтому нельзя сказать, что существуют непревзойденные лидеры.
Поэтому, когда речь заходит о выборе лидера, пожалуй, наиболее разумным подходом будет рассмотрение каждого сотрудника как обладателя, носителя «вызревающих» лидерских качеств и умений, которые могут быть отточены благодаря практике. Эти умения — распространение лидерства по всем организационным уровням, а не сосредоточение центра власти на верхушке пирамиды: принятие для определения направления организационного развитие командного метода, который позволяет каждому участнику выполнять различные функции лидера; предоставление права избирать лидеров тем, кого они должны будут за собой повести; и наконец, ротация лидирующих позиций соответственно обстоятельствам. Отметим, что, когда мы пытаемся одновременно ««впрячь» в организационную «телегу» и принципы менеджмента, и принципы передачи полномочий лидерам, мы не добиваемся успеха ни по одному из указанных пунктов.