Замена бюрократических, дивизиональных структур на самоуправляемые команды и узловые пункты

Команда — это первичный, базовый элемент самоуправляемой организации, где узловые пункты, представляя собой ее энергетическое ядро, служат точками расхождения и схождения для отдельных исполнителей, команд, партнерств. У живых организмов аналогом узлов служат группы специально предназначенных клеток или органов, которые благодаря совместной, согласованной работе образуют различные системы, например периферическую нервную систему. В случае организации узлы представляют собой места, где люди, образно говоря, «входят в зацепление» с поставленными целями. Узлы характеризуются облегченным доступом и «съездом», обладают «горячей связью» со всеми командами, отдельными исполнителями, организациями. Наряду с тем, что в рамках сети сообществ каждый работник входит в состав «родной» команды, не исключается формирование узла с той командой, перед которой поставлена конкретная цель, и работа на временной основе с любой другой командой по аналогии со специальной комиссией в парламенте.

Допустим, работник входит в состав команды по сбыту продукции, являющейся частью узла, который предназначается для обслуживания конкретного потребителя или региона. Там он должен играть вспомогательную роль в разработке нового продукта, оказывая помощь другой команде; обязан консультировать по специальным вопросам еще одну команду, отвечающую за стратегическое планирование; участвовать на временной основе в работе команды, выполняющей при разрешении конфликта функции «миротворца» и ответственной за улучшение качества коммуникаций. Этот сотрудник может свободно перемещаться между соответствующими узловыми пунктами, согласовывать с каждой командой график совместной деятельности и ответственность сторон, обеспечивая интегрирующие, базовые, горизонтальные связи между различными подразделениями.

Узловая система формируется и распространяется исключительно быстро, способна к самоорганизации, характеризуется облегченным доступом и выходом из системы, сверхконтактна, вскоре охватывает всю организацию. Узлы тесно связаны и точно согласуются с организационными целями и.задачами, желаниями потребителей, личными потребностями, квалификацией персонала, задачей повышения качества, работой на конкретный регион, текущими проблемами, объединяющими процессами, специальными проектами: Узловые точки могут сохраняться длительный период и образовываться на очень короткое время, могут носить узконаправленный характер и охватывать специалистов самых разных направлений, быть однородными и гетерогенными, быть виртуальными и иметь реальное воплощение.

В отличие от иерархии, характеризующейся жесткой, неизменной, бюрократической, дивизиональной структурой, узлы представляют собой живые, органические, эволюционирующие центры, концентрирующие в себе энергию и таланты. Таким образом, определяются отношения, характеризующиеся ясными, общими, корректируемыми целями. Они представляют собой что-то вроде силового поля, благодаря которому из совершенно разных команд, рабочих сетей и отдельных сотрудников образуются центры распределения, обеспечивающие прибыльность и согласованность деятельности.

Итак, узловой пункт определяется ценностями, целями, потребностями, интересами, проблемами и графиком выполнения рабой для 'отдельного проекта или группы. Узловые пункты действуют в контексте разделяемых ценностей, в практике всеобщего согласования при принятии решений, личного выбора, дружественной для процесса согласования среды. Основной опорой узлового пункта служат лидеры всех уровней, которые, облегчая и координируя движение Информации и энергии между узловыми пунктами, исполняют роль связующего звена.

Например, исключительно успешное предприятие (кооперативы Mondragon) в испанской провинции басков началось не с производственной деятельности и не с определения производственных задач, а с выработки разделяемых ценностей и построения системы личных и командных связей. Команды работников-собственников затратили не один месяц, совместно вырабатывая ценности и повышая собственные навыки командной работы и сотрудничества, не производя при этом ни одного продаваемого продукта. Однако в результате этого процесса на выходе им удалось создать систему узловых пунктов, которая оказалась способной производить десятки успешных продуктов, оставаясь и в социальном, и в финансовом смысле весьма успешным предприятием на протяжении более 50 лет.

Узловые пункты сосредоточены на задаче непрерывного улучшения продуктов, процессов, связей; на повышении оперативности, развитии потенциала сотрудников. Как только достигается определенная цель, узловой пункт либо перестраивается в результате эволюции, либо распадается, предоставляя работникам возможность устанавливать связи с. другими узлами. Учитывая скорость их образования и способность моментально распадаться, они создают иммунитет против жесткой, бюрократической власти, выстроенной на борьбе за личные, «местечковые» интересы. Узловой пункт сочетает в себе стремление к развитию личных возможностей и возможностей команды с желанием сохранять гибкость и творческую среду. Трудовые отношения благодаря такой организации постоянно развиваются и принимают иные формы, успешно адаптируясь к непредсказуемым изменениям спроса и перспектив.

Наши рекомендации