Влияние менеджмента на мотивацию
В то время как моральное состояние коллектива и отдельного сотрудника является чем-то вроде моментального психологического снимка, выхватывающего психологический фон в отдельно взятый момент времени, мотивация дает некоторое представление о том, что заставляет людей менять себя или направлять свою энергию на достижение конкретной цели. Этой теме посвящены многочисленные работы, нередко предлагающие менеджменту те средства, которые могли бы стимулировать персонал работать лучше, быстрее, качественнее. Тем не менее в большинстве этих трудов редко проводится параллель между мотивацией и негативным эффектом иерархических структур управления, бюрократических лабиринтов, авторитарного принятия решений и самой системы менеджмента. При этом широко известно, что, когда персонал ощущает свое влияние и значимость, участвует в командной выработке решений, когда не забывают о его мнении относительно проблем и достигнутых результатов, мотивация возносится на ранее недосягаемую высоту. Замечено, что люди, от которых ничего не зависит, которые не разделяют общих ценностей и не знакомы с принципами демократии, работают далеко не так охотно и упорно, как те, у кого все это есть.
Менеджмент мотивирует персонал извне, подталкивая его в нужном направлении. Однако это неизбежно вызывает определенное, порой весьма значительное, сопротивление, которого может не быть при наличии внутренней мотивации. Сосредоточившись на поведенческих аспектах и практических результатах, менеджмент не учитывает те многомерные аспекты труда, значение которых несопоставимо больше. Отметим среди них рост мастерства, накопление опыта, возможность воплотить новые идеи, увлеченность и самые высокие уровни мотивации. Эти параметры или аспекты могут поставить на пользу делу только истинные лидеры, ими нельзя управлять извне, тем более нельзя кого-то наделить такими полномочиями в приказном порядке.
В принципе мотивация — это ответ на вопрос о том, зачем это нужно в данном случае. Если спросить большинство наемных служащих, зачем они работают, основная масса ответит: «чтобы заработать на хлеб» или «чтобы купить, что захочу». То есть они рассматривают работу как инструмент удовлетворения своих потребностей, а не как потребность саму по себе. Тем не менее людям необходим осмысленный труд, поэтому неудивительно, что в отношении своих увлечений ответы на тот же вопрос выглядят совсем иначе. Работа позволяет выразить собственную индивидуальность и определяет стиль и принципы наших взаимоотношений с другими людьми. Мы работаем из «любви к искусству», ради удовольствия оказаться полезным, ради самовыражения. Все это не может существовать без принципов равноправия, личного взаимодействия, участия, кооперации, наличия необходимых возможностей, внешнего одобрения.
Работа в иерархических организациях подразумевает работу тех, кто обладает большими возможностями, чем ты сам. В этом случае теряется вовсе или снижается удовольствие от работы, обусловленное собственной значимостью для окружающих, самооценкой или просто радостью от того, что ты занимаешься любимым делом. Здесь мотивацию персонала подрывает явное противоречие между собственной щедростью и эгоизмом. Организация использует мощнейший фактор мотивации, разрешая персоналу объединяться в созданные в соответствии с демократическими принципами команды и управлять своей деятельностью самостоятельно. Это влечет за собой передачу таким командам полномочий в объеме, который позволяет принимать ответственные решения. Совместное обсуждение, интегрированность в рабочий процесс, делегирование ответственности дает повод для похвалы не только себе, но и всем окружающим. Эти принципы определяют приоритет личности и личного развития, не говоря о социальном вкладе и сотрудничестве.
Доктрина организационной демократии и самоуправления незамысловата:
· Каждый сотрудник наделен правом активного участия в процессе принятия решений, имеющих для него значение.
· Каждый наделен равным правом быть выслушанным с должным уважением.
· Мнения всех сотрудников имеют равное значение.
· В достижении поставленной задачи каждый сам себе лидер.
· Всеобщее сотрудничество и кооперация должны обеспечивать оптимальные результаты.
Несмотря на опыт и приверженность делу отдельных менеджеров, менеджмент как система вступает с этими принципами в категорическое противоречие. Менеджмент снижает моральное состояние коллектива и полностью уничтожает мотивацию только из-за того, что неизбежно связан с практикой иерархического управления, формирования свода бюрократических правил и с авторитарным управлением, тогда как обратный эффект гарантирован при условии сотрудничества, участия в процессе принятия решений, творческой реализации, самоуправления и увлеченности делом.
Глава 5