Влияние менеджмента на моральное состояние коллектива
Как только компания упрощает организационную структуру, она становится более подвижной, усиливается взаимодействие подразделений, а связи с потребителями и их обслуживание становятся более значимыми для достижения финансового успеха, моральное состояние коллектива улучшается по целому ряду причин. Во-первых, потребители тонко ощущают то, как персонал относится к своей работе в данной организации. Они интуитивно осознают, что качество получаемых ими услуг значительно выше там, где персонал вполне доволен работой в своей организации.
Во-вторых, поддержание связей с потребителями означает нечто большее, чем просто предоставление определенного продукта. Это значит взаимодействовать с потребителем и предугадывать его желания. Нездоровая рабочая обстановка обычно затрудняет установление надежных связей с потребителями, на которых отражаются негативные последствия снижения морального состояния коллектива из-за неразрешенного конфликта с руководством.
Однако первопричины этих проблем лежат значительно глубже, затрагивая не только отношение персонала к потребителям, но и сами принципы менеджмента. Несмотря на благие намерения и опыт отдельных менеджеров, система менеджмента способствует снижению мотивации и плохому рабочему настроению коллектива только потому, что кто-то указывает непосредственному исполнителю, что и как он должен делать.
Хотя любые оценки морального состояния коллектива довольно субъективны, они все же дают определенное представление о том, как сотрудники относятся к себе, к своим менеджерам, своей организации, коллегам и решаемым задачам. Подавляющее большинство известных нам статистических исследований основным фактором снижения морального состояния коллектива называют менеджмент. В опросе, предпринятом нами в одной из довольно крупных корпораций, сотрудники сослались на следующие особенности поведенческой модели менеджеров, которые они считают основной причиной пониженного настроения:
· Слишком жесткая критика
· Фаворитизм и политика двойных стандартов.
· Неоправданная жесткость дисциплины и неоправданное ограничение сроков.
· Невежливый, неуважительный стиль общения.
· Противоречивые, бессодержательные, спутанные сообщения.
· Утаивание информации, скрытное принятие решений.
· Недейственная обратная связь.
· Сниженная способность реагировать на исходные данные, невосприимчивость к идеям.
· Присвоение чужих идей.
· Отстраненная, индифферентная или высокомерная манера поведения.
· Бесчестность, проявляющаяся даже в мелочах.
· Приоритет собственных интересов над интересами коллектива.
· Закостенелость, деспотизм, нерешительность, стремление сложить с себя ответственность.
· Стремление абстрагироваться от конфликта, вызвать его или сыграть в конфликте роль нападающей стороны.
· Неспособность следить за собственной речью.
Персонал в основной своей массе избегает говорить о снижающих моральное состояние коллектива поведенческих особенностях в присутствии своих начальников, что отчасти объясняется исключительным положением менеджмента. А поскольку не получается открытого, честного, своевременного, искреннего разговора и не приходится говорить об истинном стремлении преодолеть конфликтную ситуацию, моральное состояние коллектива будет ухудшаться и далее. В условиях практически всех организационных культур рядовые сотрудники более свободно разговаривают между собой, чем со своими менеджерами, контролируя свои высказывания в присутствии начальства таким образом, чтобы не оказаться в опале. Это связано с тем, что, несмотря на общественную поддержку демократических ценностей, свобода слова еще не вполне закрепила свои позиции в отношениях на работе, так что подвергаться наказанию за свои высказывания по-прежнему остается для сотрудников вполне обычным делом.
Наиболее типичные поведенческие особенности менеджмента, влияющие на моральное состояние коллектива, замалчиваются персоналом. Отметим такие распространенные явления, как отдача бескомпромиссных команд, попытки контролировать самые несущественные детали, склонность отчитывать подчиненных, жесткое следование «генеральному курсу» компании, чисто формальный интерес к мнению подчиненных, уклонение от сложных задач, попытки спрятаться за спину вышестоящего начальства, попытки снять с себя ответственность за допущенные ошибки и переложить ее на чужие плечи, жесткое наказание «назначенных виновных. Если мы учтем также причиненный ущерб и упущенную выгоду, обусловленные таким деструктивным личным или, скорее, принятым в данной среде стилем поведения, мы придем к астрономическим цифрам, которые значительно превысят оклады практикующих такое поведение менеджеров.
Пожалуй, самое главное — это признать тот факт, что в большинстве случаев для повышения «боевого духа» коллектива существует простое средство. Нужно просто серьезно отнестись к поступающим жалобам и наделить персонал полномочиями и ответственностью за устранение выявленных им же проблем, то есть ввести самоуправление. В одной организации, где мы собирали и анализировали данные опроса, касающегося морального состояния коллектива, многие отказывались принимать в нем участие, так как компания ни разу не отнеслась к их мнению хоть сколько-нибудь серьезно, ничего не делая, чтобы урегулировать выявленные проблемы.
После обобщения результатов были организованы встречи с каждой из рабочих групп, где присутствовали менеджер по персоналу и главный операционный директор корпорации, с тем чтобы получить сообщенные нам сведения без посредников, которые могли бы смягчить резкость высказываний, принизив степень значимости проблемы. Каждую группу мы разделили на небольшие команды на условиях почти полной анонимности, предложив каждой из них более подробно пояснить, на что следует обратить особое внимание и какие пути решения установленной проблемы они видят. Менеджеру по персоналу и операционному директору мы посоветовали незамедлительно попытаться реализовать выработанные предложения и поблагодарили группы за проявленные честность и волю. В последующем опросе на эту тему принял участие абсолютно весь персонал, показав улучшение морального состояния коллектива на 40%. На просьбу выразить свою точку зрения о причинах такого улучшения все сослались на то, что менеджментом наконец было проявлено внимание к выдвигаемым предложениям, в результате чего повысилась самооценка коллектива.
Игра в догонялки
Когда организация придает своим ценностям статус непререкаемой истины и использует менеджеров в качестве инструмента защиты своих ценностей, она тем самым сообщает персоналу между строк о том, насколько она ценит подчинение внешней власти, снимая с персонала ответственность за принятие нетипичных решений. В иерархических организациях и менеджеры, и рядовой персонал нередко оправдывают свои неэтичные поступки, мотивируя их своим долгом, состоящим в том, чтобы сохранять лояльность организации и подчиняться приказам, желанием доставить удовольствие начальству, или соответствовать интересам организации, или нежеланием потерять место. Подобные оправдания подрывают саму основу этики как фундамент для принятия решений, замещая ее амбициями, отстранением от работы, мотивом выживания, они разрушают организационную целостность, не позволяют развиваться лидерству на ценностной основе, способствуют нарушению устойчивости, последовательности этики.
Чтобы скрыть свое неэтичное поведение, менеджеры и рядовой персонал активно используют целый арсенал оправданий, предлогов и отговорок, среди которых наиболее распространены ссылки на письменные указания и зафиксированные процедуры, сложившуюся практику, сведения, не подлежащие распространению. Менеджеры склонны выживать тех сотрудников, которые находят такую практику порочной и открыто выражают свое мнение. В качестве самозащиты персонал применяет тактику азартной, изматывающей игры в догонялки, где работники пытаются всячески уклониться, увильнуть, спрятаться и применить самые разнообразные, порой весьма оригинальные приемы, позволяющие избежать ответственности и скрыто выйти из подчинения.
Отделяя исполнение от ответственности, организации, пронизанные духом менеджмента, создают такую среду, где правила можно обойти, неправильно истолковать, перевернуть с ног на голову, ограничить их действие, выполнить требования чисто формально, отретушировать, проигнорировать или переформулировать так, что первоначально заложенные в них цели окажутся недостигнутыми. Все это будет вполне предсказуемым и даже неизбежным результатом попытки применить абстрактные правила на практике, которые никак не учитывают элемент случайности, человеческий фактор, возникновение возможных осложнений, вероятность изменения обстоятельств. Проблема состоит в том, что в результате стандартизированные правила всегда поощряют тех, кто выполняет требования игры в догонялки, чтобы избежать губительного эффекта.
Эта психологическая игра требует присутствия в качестве игроков рядового персонала, который подчиняется правилам, разработанным менеджментом; менеджеров, которые подчиняются правилам, разработанным на уровне директоров; директоров, которые подчиняются правилам, разработанным на правительственном уровне. В эту игру играют абсолютно все, отчасти от скуки или нежелания превратиться в зомби или робота, страха перед приоритетом ценностных ориентиров и морали, угрозы потерять место.
Организации часто вполне терпимо относятся к подобным играм, и не только потому, что в эту игру играют все, а искусное отлынивание от работы или неподчинение инструкциям не может не вызывать восхищения, но и потому, что заранее невозможно с уверенностью предсказать, что это не окажется новой, потенциально весьма эффективной моделью поведения. Большая часть значимых открытий, изобретений и инноваций нарушали те или иные правила, которые считались ранее незыблемыми. Если мы обратимся к социальным или политическим аспектам, то любые существенные изменения, начиная от войны за независимость до движения за гражданские права, также ломали кем-то установленные нормы.
Проблему можно сформулировать так: когда нарушение правил усиливает поведенческую модель, основанную на ценностных ориентирах и принципах этики, а когда оно может, наоборот, подорвать основы этой модели? Гражданское неповиновение представляет собой классический пример такого нарушения правил, которое, бросая вызов несправедливым законам, защищает ценности более высокого порядка. Оглядываясь на прошлое, мы считаем акты гражданского неповиновения оправданными и в некоторых случаях даже героическими, так как они были предприняты во имя таких некогда игнорируемых или подавляемых ценностей высшего порядка, как, например, гарантированное конституцией равенство в правах.
Это вовсе не значит, что любое нарушение существующих правил должно иметь одинаковую трактовку. Например, возвращаясь к игре в догонялки, персонал не готов занять открытую, принципиальную позицию против несправедливости, предпочитая вместо этого просто снять с себя всякую ответственность.