Коммуникации в контексте иерархии — это улица с односторонним движением
В принципе, организация представляет собой систему, имеющую в основе сеть коммуникаций, которая связывает людей между собой и обеспечивает движение ресурсов внутри системы, придавая внутриорганизационным отношениям и взаимодействию смысл, форму, определенную направленность. Основная масса внутриорганизационной работы состоит в том, что люди излагают или принимают определенные сообщения, ставят вопросы и пытаются на них отвечать, определяют общее направление движения или следуют этому направлению, направляют или удовлетворяют запросы, формируют определенные взгляды или придерживаются их, предлагают или принимают поддержку.
Коммуникации, принимая любые из указанных форм, представляют собой весьма чувствительный, тонко реагирующий объект. Поэтому даже незначительное, на первый взгляд просто несущественное различие в понимании сути, которое характеризует, например, отношения между персоналом и менеджерами, может значительно исказить передаваемую информацию. Независимо от формы коммуникации деформируются из-за присутствия таких возмущающих воздействий, как иерархия, бюрократия, авторитарный стиль управления, глубокая убежденность в том, что персонал нужно заставлять делать то, что, по предположению менеджеров, сотрудники не будут делать по собственной воле.
Иерархия, бюрократия, сосредоточение властных полномочий — все это создает противоестественное неравенство между менеджерами и персоналом, проявляющееся в статусе, привилегиях, влиянии. Эти проявления неравенства превращают организационные коммуникации в улицу с односторонним движением, что допускает возможность неверного истолкования смысла сообщений и намерений сторон. При этом нельзя исключать хронические срывы даже в том случае, если коммуникации тщательно продуманы и выстроены. Отношения на такой основе побуждают каждую из сторон задавать не пытливые, развернутые вопросы по существу, а делать весьма ограниченные, узкие, язвительные замечания, не относящиеся к делу, задавать вопросы с заранее известным ответом, игнорируя непонравившиеся реплики. Такие отношения обусловливают то, что доклады менеджеров превращаются в лекцию, запросы — в безапелляционное требование, желание менеджера выяснить мнение подчиненных выливается в жесткий допрос, вероятность выполнения данного обещания будет зависеть от подчиненности, а предложение поддержки будет пустым или бессмысленным.
Эти факторы определяют то, что сообщения не достигают назначенной цели, а содержание организационных коммуникаций несколько видоизменяется. Сама используемая менеджерами поведенческая модель определяет то, что персонал либо вообще не будет слушать своих начальников, либо будет делать поверхностные, недостаточно честные, эмоциональные или просто неуважительные замечания, в результате чего начинает пропадать доверие, становится трудно говорить о сотрудничестве, возрастает вероятность конфликтов, никто не хочет брать на себя ответственность за результат. Если бы такие негативные последствия поразили хотя бы часть коммуникационной сети, это все равно привело бы к огромным потерям, которых вполне можно было бы избежать.
Менеджмент как метод организации труда делает все, что в его силах, чтобы свести неразрешимые проблемы к вопросам, у которых может быть решение, попытавшись урегулировать их, не интересуясь не только мнением подчиненных, — которые, как правило, точнее осведомлены о существе проблемы, так как имеют к ней непосредственное отношение,— но и исходными данными. Поступая таким образом, менеджеры не только грешат против логики, но подрывают также морально-этические принципы. Но что еще хуже, они теряют из виду ту информацию, которая могла бы существенно повысить качество принимаемых решений.
Критерием свободы является возможность выбора. Осуществляя выбор между альтернативными вариантами, мы тем самым не только информируем окружающих о том, кто мы такие, но и остаемся сами собой. Выбор требует ответственности, - отказываясь от выбора, мы не просто становимся безответственными, мы занимаем по отношению к другим приниженное положение. Когда у нас нет выбора, мы обречены на рабское прозябание, нас сковывают невидимые цепи, возникновению которых мы, пожалуй, обязаны только самим себе.
По сути, управленческие решения являются местом демонстрации силы, влияния и доминирующего положения прирешении совместных вопросов. Это выбор одной группы, который неизбежно затронет интересы других сторон без их ведома. Управленческие решения независимо от их сути уже сами по себе вызывают такую вполне предсказуемую реакцию со стороны персонала, как сопротивление, апатия, инфантильность, цинизм. В значительной степени усиливается враждебность, сопровождаемая пассивно-агрессивной моделью поведения, иссякает энтузиазм коллектива. Пропадают такие обычно ценимые управленцами качества, как творческий подход, инициатива, ответственность, лояльность и ряд других качеств.
Решения, принимаемые в контексте самоуправления, напротив, представляют собой демонстрацию хозяйского подхода, сотрудничества, демократии. В данном случае выбор делают все, кою могут затронуть его последствия; что требует участия всех заинтересованных сторон. Уже сами по себе такие решения определяют такую заранее известную реакцию, как готовность брать на себя ответственность, независимость, автономность, заинтересованность. Улучшается качество коммуникаций, укрепляется боевой дух коллектива. Такие решения в значительной степени способствуют полному раскрытию творческого потенциала, лояльности, хозяйственности и других поведенческих аспектов, к которым менеджеры обычно относятся с одобрением.
Не так давно на одном Интернет-форуме всем рядовым сотрудникам было предложено представить на рассмотрение наиболее характерные высказывания своих менеджеров. Наиболее яркие выдержки, иллюстрирующие нашу точку зрения, приведены ниже. Если не делать поправки на комизм этих высказываний, то весь их негативный эффект, сказавшийся на моральном климате и производительности, будет совершенно очевиден:
«Все, что мне нужно, — это конкретный список неопределенных проблем, с которыми нам предстоит столкнуться».
«Вы не должны пользоваться электронной почтой для передачи данных и обмена информацией. Она нужна для нашего бизнеса».
«Этот проект крайне важен, мы не можем допустить, чтобы его реализации помешали еще более важные цели».
«То, что это правильно, не служит оправданием того, что вы действуете с опережением графика. Никто не поверит, что вы решили эту проблему за один день! Мы работаем над ней уже несколько месяцев. Короче, поработайте еще несколько недель, а я дам вам знать, когда будет самое время сообщить всем о полученных результатах».
«Скончалась моя сестра, а ее похороны были назначены на понедельник. Когда я сообщил об этом своему менеджеру, он заметил, что она умерла как будто специально, чтобы я не вышел на работу в самый загруженный день в году. Затем он поинтересовался, нельзя ли перенести похороны на пятницу, пояснив, что это было бы для него более удобно».
«Мы знаем, что у нас есть проблема с внутриорганизационным обменом информацией, но мы не будем это обсуждать с персоналом».
«Однажды мой начальник попросил меня представить отчет о состоянии проекта, над которым я работал. Я уточнил сроки, спросив можно ли представить его завтра. Ответ: "Если бы он мне нужен был завтра, я бы завтра и попросил!"»
Эти курьезные комментарии не являются чем-то исключительным, общение с начальством представляет собой неиссякаемый источник таких нелепостей. В самом деле, мы настолько привыкли к нефункциональным коммуникациям, что нам уже трудно разглядеть их системную подоплеку. Мы должны выразить свою признательность герою комиксов Дилберту (см., например, рубрику «Take rest with Dilbert» в газете «St-Petersburg Times») не потому, что он высмеивает идиотизм отдельных менеджеров, а потому, что он раскрывает идиотизм самой системы, которая становится все более бессмысленной, неэффективной, чреватой весьма болезненными ошибками. Мы смеемся, потому что мы не находим времени, чтобы провести диагностику системных пороков и устранить их.
Нас беспокоит, конечно, не столько доля абсурда, характерная для высказываний отдельных менеджеров, сколько вопрос о том, почему эти нелепости не только становятся возможными, но и остаются как таковые, и насколько они связаны с самой системой менеджмента. Нам хотелось бы выяснить, насколько подобные высказывания имеют отношение к сказке о голом короле, которому никто не осмеливался сказать, что он голый, из-за его исключительного положения и власти. Мы настолько привыкли к подчас бессмысленному, властолюбивому и назойливому поведению начальников самых разных рангов, что мы готовы мириться даже с самыми нелогичными и вредными последствиями их деятельности. Как ни печально, все мы в какой-то степени являемся их соучастниками, если не хотим найти способ выявить нелогичность и показать смехотворность их решений, исправить последствия.
Иерархия и коммуникации
Ян Карлсон, легендарный президент SAS Airlines, который, повысив стандарты качества, вывел свою компанию на лидирующие позиции в отрасли, так описывал нежизнеспособную основу коммуникаций в условиях иерархического менеджмента:
Задача топ-менеджмента заключается в том, чтобы, принимая все необходимые для функционирования компании решения, сохранять ее работу под контролем. Решений предстоит принимать столько, что этот процесс не оставляет времени ни на что другое. Отсюда естественно следует вывод, что необходимы посредники, которые должны донести суть этих решений до всех подразделений. Поэтому сформировался заметный слой представителей среднего управленческого звена, которые составляют на основе решений топ-менеджмента инструкции, правила, программы и приказы, обязательные к исполнению рядовыми работниками. Несмотря на то что эти посредники называются «средним управленческим звеном», по сути, они не имеют к менеджменту никакого отношения, если понимать под «менеджером» того, кто принимает свои собственные решения в сфере своей компетенции. В действительности менеджеры средней руки выполняют функции ретранслятора, информирующего о решениях, принятых на верхних уровнях корпоративной пирамиды.
Неспособность принимать решения в сфере собственной компетенции или хотя бы ретранслировать решения высшего менеджмента как можно точнее и пропускать информационные потоки не только сверху вниз, но и в обратном направлении — не является чем-то исключительным. Скорее, все это является заранее прогнозируемым результатом иерархического распределения власти, из чего следует вывод о необходимости реконструкции систем и структур, которые возлагают на менеджеров ответственность за осуществление организационных коммуникаций.
С целью определить, какие проблемы персонал относит к категории «не обсуждаемых», Кэтлин Д. Райн и Дэниэл К. Ойстрах провели в ряде компаний опрос, показавший, что к «исключительной сфере компетенции менеджмента» персонал относит 49% предложенных вариантов. Неготовность персонала говорить на указанные темы объяснялась в основном опасениями нежелательных последствий и возможной мести со стороны начальства. Однако значительная часть вопросов, не подлежащих обсуждению, скрывала более глубокую проблематику, которая, получив должное внимание, могла бы бытьуспешно раскрыта, что существенно повысило бы шансы организации на успех.
Коммуникации могут способствовать усилению, развитию, могут выступать в качестве поощрения, а могут быть неподобающими, неприятными, могут заставить испытать глубокое разочарование. Посмотрите на рис. 4.1 и спросите себя, что произойдет с любыми коммуникациями в данной структуре?
Показанное стрелочками движение информационных потоков, характерное для организаций, построенных на принципах иерархии, дает представление и о некоторых других весьма распространенных недостатках. Во-первых, нисходящее движение информации сопряжено с тем, что при прохождении каждого уровня управленческой структуры она претерпевает едва заметные изменения, что обусловливает необходимость максимального упрощения исходной информации для того, чтобы она дошла до пользователя в неизменном виде. В результате непосредственные исполнители, гадая, что же конкретно имелось в виду, начинают руководствоваться не подлинными
решениями топ-менеджмента, а слухами и сплетнями.
Во-вторых, огромный объем информации, стремясь пробиться снизу вверх, подвергается определенной фильтрации, и конечной цели достигает лишь незначительная часть восходящих информационных потоков. На каждом из уровней управленческой структуры эта информация будет по возможности сжиматься и упрощаться, что может сделать ее практически бесполезной. Таким образом, «верхи» заведомо теряют связь с «низами», принимая в результате принципиально важные решения, основываясь на неточных данных, что неизбежно заставит непосредственных исполнителей усомниться в компетентности высшего руководства. В то время как основной объем информации по определенной проблеме исходит из основания организационной пирамиды, большая часть решений, касающихся урегулирования этих проблем, спускается сверху. В результата те, кто сверху, принимают неадекватные, неэффективные и несвоевременные решения, а те, кто снизу, чувствуют свое бессилие и унижение, ощущают проявляемое руководством недоверие.
В-третьих, может нарушаться порядок распространения информации. Каждый менеджер имеет возможность изменить значение передаваемой информации, заблокировав или хотя бы задержав её движение, руководствуясь собственной оценкой её значимости. Кроме того, можно немного исказить содержание самого сообщения. Поскольку подразделения, составляющие одну из вертикалей, в какой-то степени находятся в состоянии конкуренции за ограниченные ресурсы, а борьба между менеджерами с движением к вершине пирамиды становится все более ожесточенной, логично предположить обусловленный личными интересами или интересами отдела мотив исказить передаваемое сообщение или вообще «не дать хода» информации. Также следует отметить, что относительная изолированность разных подразделений служит причиной распространения слухов и дезинформации.
В-четвертых, в каждом отделе и на каждом уровне управления поступающие сообщения будут каждый раз заново интерпретироваться так, чтобы соответствовать собственным ожиданиям, собственному восприятию, собственной практике, собственным желаниям. Если сообщение снизу содержит критическую информацию об отделе или самом менеджере, то, скорее всего, следует ожидать либо жесткой редактуры, либо прекращения движения информации, и случится обратное, если отдел или менеджер будет представлен в выгодном свете. В связи с этим прослеживается тенденция пропускать хорошую информацию о своих коллегах и плохую информацию о своих соперниках.
В-пятых, какие бы формы ни принимало искажение информации, в локальных масштабах это заведомо вызовет личную неприязнь, противостояние отделов, ощущение вины и неполноценности, сопротивление переменам, недоверие, неразрешимые конфликты, снижение мотивации и рабочего настроения, другие последствия, имеющие весьма длительный негативный эффект. В более крупных масштабах это может привести к настолько серьезному параличу и нарушению функциональности, что это может вызвать окончательный крах всей организации.
И это далеко не все искажения, обусловленные воздействием иерархического управления организацией. Менеджеры, контролируя пропускные коммуникационные каналы и ретранслируя как восходящие, так и нисходящие информационные потоки, крайне затрудняют доступ к существенной информации. В свою очередь, это льет воду на мельницу слухов и сплетен, которая активно работает в тех организациях, где подорваны основы доверия и систематически искажается информация.
Слухи и сплетни
Немало времени и энергии персонал тратит на то, чтобы создать альтернативную системе управленческих связей неофициальную сеть коммуникаций, в основу которой положены распространяющиеся в организации слухи. Разветвленная «подпольная» система распространения информации, питающаяся слухами, инсинуациями, предвзятыми, субъективными оценками и кривотолками, является частью культуры любой организации с функциональными нарушениями.
На одном из проводимых нами семинаров мы стали свидетелями разговора между менеджерами о новой инициативе по сокращению штатов, касающейся их отделов. Прелесть в том, что об этой инициативе должны были официально объявить только в конце рабочего дня! Как только это решение было принято на уровне исполнительных директоров, эта информация сразу стала достоянием неофициальной коммуникационной сети и лишь потом дошла до того, кому она предназначалась. Нередко наилучшим информационным источником служат именно распространяющиеся в организации слухи, и даже несмотря на то, что они бывают порой крайне неточными, общие тенденции они отражают в принципе правильно.
Многие менеджеры сообщают о том, что они часто ощущают свою беспомощность при попытке хоть как-то контролировать опутавшую организацию систему распространения слухов. Их коробит злонамеренность слухов, они осознают невозможность ответить, определить источник распространения слухов также не представляется возможным, и, наконец, менеджеры чувствуют себя в изоляции. Забавно, но ведь именно стремление руководителей не допустить персонал к важной информации во многом является причиной развития альтернативной системы коммуникаций.
Слухи отражают страх перед неизвестностью. Они заменяют точное знание о прошлом и реалистичные представления о будущем, заполняя вакуум, созданный немногословностью официальных источников. Слухи являются в какой-то мере некоей формой отмщения бессильных, напуганных, униженных и неуверенных. И отмщение направлено против тех, кто обладает достаточными полномочиями, чтобы быть вполне информированным. Именно слухи компенсируют пустоту официальных заявлений, бюрократических лозунгов, маркетинговых гипербол, противостоят лицемерию и склонности руководства к репрессиям.
Большинство организаций ограничивают доступ к информации, основываясь на определении «что кому следует знать» или «для чьих глаз что предназначается», при этом, конечно, чем ближе к вершине иерархической пирамиды, тем шире доступ к информации. Решение о том, кого допустить к конкретной информации, а кого нет, принимается обычно менеджерами, которые, естественно, делают информацию более доступной для своей «группы поддержки» и накрывают ее для «оппозиции», используя ее, таким образом, в качестве инструмента для осуществления политики «кнута и пряника». Однако доступ к информации дает также менеджерам возможность стратегически мыслить, поскольку они имеют более полное представление об общем положении дел. Это создает видимость, что они, все видя и все зная, могут влиять на события. В этом смысле сохранение конфиденциальности информации кажется накликанной бедой. Не имея доступа к значимой информации, сотрудники начинают казаться недостаточно умными, мало информированными и неспособными к ответственному выполнению заданий, а это служит прекрасным аргументом в пользу сохранения гегемонии иерархического менеджмента.
В условиях иерархической системы управления возможность контролировать или хотя бы отслеживать доступ к информации идет рука об руку с влиянием и статусом, порождая, тем не менее, проблему искажения и снижения доверия к информации. Организация, как и любая другая система отношений, подвергается опасным перекосам и разложению не только по причине лжи и неверной оценке информации, но также из-за ее сокрытия и излишней конфиденциальности.
Ограничение доступа к информации, связанное с потребностью обладать исключительным знанием, обусловливает формирование системы распространения слухов, которая, довольно точно воспроизводя информацию недостаточно падежных в определенном смысле официальных источников, дает возможность узнать практически все. Однако продублированность системы коммуникаций заставляет относится с недоверием к информации как официальных, так и неофициальных источников либо потому, что менеджеры могли исказить или утаить некоторые данные, либо потому, что персонал мог неверно истолковать суть попавшей в его руки довольно скудной информации, пытаясь составить полную картину на основе фрагментов.
Недоверие, создавшееся в результате того, что одни обладают знанием, а другие нет, часто имеет те последствия, что менеджеры абсолютно не осведомлены о том, что происходит в «низах». Каждая из сторон хранит молчание, соблюдая негласное соглашение не совершать обмена информацией. Каждая из сторон совершенствует свое мастерство и укрепляет свои позиции, а в результате теряет всякую способность влиять на события, так как последующие коммуникации будут связаны с отторжением, предательством и бесчестностью.
На самом деле потребность в знании распространяется абсолютно на всех сотрудников организации, так как тот, кто располагает всеми фактами, ощущает себя более уверенно и спокойно, принимает наиболее оптимальные решения, действует таким образом, чтобы повысить ценность организационной структуры. Эти выводы представлены в книге Джона Кейса «Открытый менеджмент: грядущий переворот»: «В компаниях, которые исповедуют принцип открытости, люди привыкли следовать фактам и оказывают существенную помощь в принятии решений. Они научились думать и действовать как собственники, как предприниматели, уже не ощущая себя наемными работниками».
Есть бесчисленные примеры корпораций, некоммерческих организаций и государственных структур, открывших карты перед своими сотрудниками, которые значительно выиграли от колоссального всплеска производительности и улучшения рабочего настроения коллектива, последовавших за раскрытием информации. В одной из производственных компаний, расположенной в Южной Калифорнии, которая обеспечила доступ сотрудников к самой последней информации о потребителях и клиентах, издержках и доходах, а также к повсеместно считающейся конфиденциальной информации об окладах и премиальных, производительность труда выросла примерно на 40%.
Есть множество способов раскрытия информации. Компания может сжать свою организационную структуру, доверить информацию командам, выстроить горизонтальные коммуникационные связи, обновлять информацию в корпоративной электронной сети, поощрять конструктивную критику и выявление проблем, сформировать консенсус, обеспечить стоимостную оценку по всем направлениям, обеспечить обратную связь на постоянной основе.
В организациях, руководствующихся принципами демократии, информационный барьер существенно снижен, происходит обмен опытом и знаниями, слухи подвергаются сомнению, между отдельными сотрудниками существует здоровая конкуренция, а разделенная ответственность за общий успех организации значительно крепнет. Там, где необходимость информированности каждого сотрудника не подвергается сомнению, меньше времени уходит на опровержение дезинформации, разрешение конфликтов, компенсацию ущерба, причиненного распространением слухов и домыслов. С ликвидацией ряда управленческих функций и воплощением идеи самоуправления значительно повышается производительность труда, улучшается качество коммуникаций и моральное состояние коллектива.