Управленческие отношения — замкнутый круг
Если все эти критические замечания верны, то что мешает нам видоизменить организацию, минуя предписанный, установленный иерархический порядок, который требует, чтобы каждое решение проверялось и перепроверялось менеджерами разных уровней? Как система менеджмента может удержать нас от преобразования организационных структур и систем с той целью, чтобы придать им вид и форму, которые отражали бы и учитывали человеческие потребности? Почему комплекс организационных проблем не находит ответа?
Как показал Мак Грегор, управленческие отношения основаны на том допущении, что персонал не желает или неспособен брать на себя ответственность за свои действия; в сущности, рядового сотрудника не интересует его работа, если не считать регулярной оплаты, он не желает видеть положение дел во всем многообразии, постоянно находит всяческие оправдания. А для того, чтобы работа стала эффективной с точки зрения затрат, ему просто необходимы контрольные тесты и строгая регламентация, иерархия, жесткий контроль и ограничения.
Те менеджеры, которые исходят именно из этих предположений, гарантированно будут управлять своими подчиненными, вдаваясь в самые незначительные детали. Они не позволяют своим подчиненным участвовать в формировании политики и принятии существенных решений, «давая вводные» и единолично определяя нормативы, которые, по их мнению, воплощают приверженность, отношение и лояльность рядового персонала. Реагируя на выдвигаемые персоналом предложения и жалобы, такие руководители направляют их «по инстанциям». Они устанавливают жесткую личную дисциплину, ограничивают доступ к информации, переводят людей на другие должности без их ведома, мстят сотрудникам, проявляющим несогласие. Стратегическое планирование они считают сферой компетенции высшего руководства, пресмыкаются перед начальством, соблюдают субординацию с такой тщательностью, что иногда это доходит до смешного, защищая такую модель поведения от любых посягательств и попыток демократических изменений.
Вследствие этого рядовые сотрудники гарантированно будут считать этих менеджеров лицемерными ханжами и, возмущаясь политикой двойных стандартов, будут стремиться к переводу в другое подразделение или к назначению на другую должность, вместо того чтобы попытаться разрешить возникшую проблемную ситуацию на месте. Они воспринимают жесткую дисциплину и ограниченные сроки как проявление самодурства и произвола, считая свою работу слишком изнуряющей, сплетничают и распространяют слухи, считают менеджеров бесчувственными, скрытными и корыстолюбивыми, охотно обвиняют их в использовании средств организации в личных целях. Они тормозят продвижение информационных потоков, позволяют менеджерам делать явные ошибки, обвиняют в провале своих коллег. Они имеют необоснованные претензии на более высокую зарплату и лучшие условия труда, потешаются над менеджерами за их спиной, могут проигнорировать принятые ими решения. Они сдерживают продвижение идей и предложений, саботируют принятые решения. Если решение проблемы требует работы во внеурочное время или выхода за рамки своих обычных функций, они могут легко отказаться пойти навстречу. Они избегают брать на себя ответственность, собирают архив причиненных им «страданий», обращаются в суд, не одобряют или открыто сопротивляются попыткам что-либо изменить.
В связи с этим дисфункциональные отношения между управленческим звеном и рядовым персоналом приобретают черты неотвратимости и кажутся замкнутым кругом. Дело не в том, что кто-то прав, а кто-то — нет. Дело в том, что и та и другая сторона права и не права одновременно. Иначе говоря, суть не в том, кто прав, а кто виноват. Проблема во врожденном пороке системы. Обе стороны, находясь в тисках этой системы, не могут не проявлять те поведенческие модели, которые налагают существенные ограничения на противоположную сторону.
Подлинную проблему представляет то, что ни одна из сторон не осознает неизбежности, обязательности того, что их больше всего раздражает друг в друге, так как это обусловлено их собственным поведением, диктуемым требованиями системы. И та и другая сторона ощущают свое бессилие, загнанность в угол, уныние и невозможность изменений. Никто из них не может представить себе жизнь в соответствии с иной парадигмой, легко превращаясь в апатичных, не готовых к каким-либо переменам циников.
Эта модель поддерживаемого обеими сторонами саморазрушающего поведения обнаруживает неуклонное снижение влияния и власти менеджмента в течение последнего столетия, принимающее в последнее время все более стремительные темпы. Эта тенденция определяет настоятельную необходимость в поиске новых форм лидерства и организации деятельности, что также имеет значение для той части персонала, которая готова брать на себя ответственность за свои решения. Стимулом для таких изменений стало появление новых технологий и возникновение новых форм организации труда.