Становление теории самоуправления
Я думаю, вы помните простого горожанина Журдена из мольеровского «Мещанина во дворянстве», который... к своему изумлению и восторгу обнаружил, что когда бы он ни говорил, он говорит прозой. Он просто потрясен этим открытием: «Я говорю Прозой! Я всегда говорил Прозой! Всю свою жизнь я говорю Прозой!»
(Точно так же) некоторые из моих друзей-американцев бегут, окрыленные, ко мне, чтобы сообщить о своем великом открытии: «Я существую в Окружении! Я всегда жил в Окружении! Всю мою жизнь оно меня окружает!»
И пусть ни Журден, ни мои Друзья не открыли пока ничего другого, и пусть Журден изъясняется не только прозой, но, может быть, и стихами, — это открытие принадлежит только ему. Поэтому, когда мы постигаем окружающий мир, мы открываем его заново.
Хейнц фон Фостер "Выдуманный мир"
Мы считаем, что назрела необходимость сделать еще три открытия. Первое состоит в том, что мы — это и есть наша среда. Суть второго сводится к тому, что все, что мы когда-то осознали, обдумали, изобрели, — мы можем изменить, и это касается даже нас самих. И наконец, всегда, когда мы что-то меняем на новое, меняем уже осознанное, обдуманное, открытое, — мы неизбежно меняемся сами. Когда мы чувствуем себя готовыми к самоуправлению, мы начинаем процесс преобразования организации, в которой нам довелось работать, и на этом пути мы заново открываем в себе более способных и более компетентных людей, чем мы были раньше.
За редкими исключениями, лишь в XX столетии стали появляться теории менеджмента, которые признавали за рядовыми работниками врожденную способность к самоуправлению. Как ни странно, переворот в сознании имел прямое отношение к теории научного менеджмента. Введенные Тейлором пресловутые исследования рабочих движений и анализ расходования рабочего времени показали, что при более высокой мотивации работников и их подключении к процессу принятия решений резко возрастает производительность труда. Таким образом, была установлена связь между мотивацией персонала и стилем, методами управления.
Сделать этот шаг вперед помог психолог Курт Льюен. Вскоре после окончания Второй мировой войны вместе с Теодором Адорно, Эрихом Фроммом и другими он предпринял ряд исследований, целью которых было понимание сущности авторитарной личности, имевшей такой успех при фашизме. Это исследование имело тесную связь и с укоренившимся методами управления. Мировая война укрепила решимость ученых найти иммунитет против авторитарного мышления, которое, по их мнению, процветало в организациях, в том числе и в странах-союзниках.
Льюен провел исследование динамики поведения коллектива, в котором отошли от использования прикладных методов Тейлора, сосредоточив внимание на таких особенностях людей, как мотивация, взаимодействие группы, стиль общения. Результаты его исследований ясно показывали, что следует отказаться от преобладающих при Тейлоре представлений о предпочтительности оперативных методов управления в пользу производственной демократии.
В 1930-е гг. в этом же ключе выступал профсоюзный лидер Джо Скэнлон, предложивший План Скэнлона, где отстаивалось разделение среди всего трудового коллектива дополнительной прибыли, обусловленной высокими результатами деятельности компании или завода. Скэнлон считал управление на микроуровне, характерное для теории Тейлора, в высшей степени неэффективным, не позволяющим организации раскрыть и использовать весь потенциал работника. Тот принцип, что «менеджеры должны управлять, а рабочие должны работать», долгое время давал почву для негативных отношений там, где в этом не было никакой необходимости.
Скэнлон полагал, что рядовой персонал должен иметь полный Доступ к информации о проблемах и достижениях компании, считал, что необходимо интересоваться мнением персонала об оптимальных с его точки зрения методах работы, подчеркивал важность привлечения рядовых сотрудников к принятию организационных решений, акцентировал внимание на адекватном вознаграждении персонала в связи с достижением организационных целей. Дальнейшие проработки, предпринятые Эдвардом Лоулером Третьим и другими учеными, позволили модернизировать План Скэнлона, повысив его эффективность. Их предложения включали в себя следующие пункты;
· Формирование гибких средств анализa, отражающих истинное поведение работника.
· Часть премиальных необходимо выплачивать авансом, нельзя устанавливать слишком высокую планку нормативных показателей.
· Нужно найти способ стимулировать менеджмент к принятию такого стиля управления, который предполагал бы установление атмосферы сотрудничества, поддерживал бы стремление персонала к большему участию в производственном процессе.
· Основным содержанием планирования нужно сделать не только экономию на заработной плате, но и сокращение других издержек.
· В целях стимулирования понимания и доверия персонала необходима практика открытого обсуждения и специальной подготовки.
· Необходимо найти способы добиться полного одобрения плана местными профсоюзными лидерами,
· Необходимо подготовить выполняющих контролирующие функции людей к тому, что их знания, опыт, компетентность будут проверяться на прочность рядовыми сотрудниками.
В теоретических положениях Скэнлона и Льюена отразилось укрепление рабочего движения и рост значения социальных требований, что было весьма характерно для периода нового курса Рузвельта. Льюен показал, что оптимальным способом развития нового знания была бы совместная работа экспертов и персонала, которая позволила бы создать надлежащие отношения в области, элементами которой выступают люди, инструменты и рабочие задания. Он настаивал на том, что только труд, выбираемый без принуждения, дает смысл и несет в себе ценности, которые могут мотивировать на достижение более высоких показателей, доказывал, что демократия обеспечивает достижение лучших результатов и позволяет установить более полезные с точки зрения производственных целей отношения, чем это возможно при авторитарном методе управления, отстаивал ту позицию, что люди более доверяют решениям, в разработке которых они сами принимали участие, чем решениям, которые приняты менеджерами-экспертами единолично. Влияние идей Льюена на создание социальных методов исследования организационного развития, его значение для реформы образования и развития социальной психологии часто не получает должного признания, и тем не менее позиция многих «гуру» в области теории организации, наиболее заметным из которых является Дуглас Мак-Грегор, имеют началом именно его идеи производственной демократии.