Для учащихся 1-го и 2курса всех специальностей
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине"Основы менеджмента"
Для учащихся 1-го и 2курса всех специальностей
Для групп Б 101, Э 101-102,Т 11-112,Т 201-203
Гомель, 2016
Программа по дисциплине «Основы менеджмента»
Введение
Цель, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.
Цели, задачи и виды менеджмента.
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента
Тема 1.1.Развитие теории и практики менеджмента.
Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности.
Развитие менеджмента как науки.Школа научного управления (Ф. Тейлор, г. Гантт, ф. И Л. Гилбрет, Г. Эмерсон). Административная , или классическая, школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Уврик, М. Вебер).Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э.Мейо, М.П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк). Школа количественных методов управления и др.)
Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.
Классификация функций менеджмента. Общие функции: планирование, организация деятельности, работа с кадрами (мотивация), контроль. Их сущность и взаимосвязь. Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией (предприятием). Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента. Уровни управления: низший, средний высший.
Тема 1.3. Организационные структуры управления организацией (предприятием)
Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления». Общие принципы построения организационных структур.
Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические. Типы иерархических структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки
Тема 1.4. Методы управления организацией (предприятием)
Классификация методов менеджмента. Административные методы, их сущность, преимущество и недостатки. Содержание и значение экономических методов менеджмента. Особенности социально-психологических методов.
Тема 1.5. Цели организации и управленческие стратегии
Понятия «цели организации», «дерево целей». Требования, предъявляемые к целям организации. Система целей организации: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Управление по целям. Декларирование целей. Управленческая стратегия и ее элементы. Основные виды управленческих стратегий. Стадии формирования стратегий управления: разработка, доведение, стратегический выбор.
Раздел 2. Внутриорганизационные процессы.
Тема 2.1. Власть и руководство
Понятие «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого воздействия.
Факторы, влияющие на выбор стиля руководства. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки.
Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон,
классификация стилей в ней, ее сущность и значение.
Формирование эффективного стиля руководства.
Тема 2.2. Мотивация работников
Мотивация, ее сущность. Теории мотивации.
Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители(А, Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положение. Преимущества, недостатки и область применения содержательных теорий мотивации. Процессуальные теории мотивации, их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.
Тема 2.3 Управление конфликтами.
Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов Причины и последствия конфликтов Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных с
итуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избежание, уступчивость.
Раздел 3. Основы управления персоналом.
Варианты контрольной работы.
Б | Последняя цифра номера личного дела. | ||||||||||
А | |||||||||||
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 .Цель, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов:
2. Основные этапы развития менеджмента.
3. Школа научного управления (Ф. Тейлор, г. Гантт, ф. И Л. Гилбрет, Г. Эмерсон).
4. Административная или классическая школа (А. Файоль, Г. Форд, Л. Уврик, М. Вебер)
5.Школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э.Мейо, М.П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк)
6. Школа количественных методов управления .
7.Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту, их особенности.
8.Характеристика основных функций менеджмента.
9. Принципы менеджмента
10. Уровни управлений в менеджменте.
11.Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления». Общие принципы построения организационных структур.
12. Иерархические структуры управления. Особенности построения. Преимущества и недостатки
13. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления. Преимущества и недостатки.
14. Классификация методов менеджмента.
15. Административные методы, их сущность.
16. Содержание и значение экономических методов менеджмента.
17. Особенности социально-психологических методов.
18. Понятия «цели организации», «дерево целей». Классификация целей. Требования, предъявляемые к целям.
19. Система целей организации: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели.
20. Управленческая стратегия и ее элементы.
21. Понятие «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь.
22. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный.
23. Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД) Р. Блейка и Дж. С. Моутон,
24. Мотивация, ее сущность.
25. Содержательные теории мотивации: сущность, основные представители(А, Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг) и их положения, преимущества и недостатки .
26. Процессуальные теории мотивации.
27.Конфликт в организации, его структура.
28. Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях(сотрудничество, компромисс, принуждение, избежание, уступчивость).
29. Понятие «управленческое решение. Содержание и виды решений в менеджменте
30. Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения.
31. Методы принятия управленческих решений (неформальные, коллективные, количественные).
32. Сущность понятий «персонал», «кадры», структура кадров, ее разновидности.
33. Функции кадровой службы.
34. Набор и отбор персонала.
35. Функции и задачи менеджера
36. Проведение бесед, собраний совещаний, прием посетителей.
37. Эффективность деятельности коллектива (коэффициенты, применяемые для определения его эффективности).
38. Эффективность труда управленческих работников.
39. Деятельность, направленная на получение прибыли путём создания и реализации определённой продукции или услуг – это:
1) Менеджмент
2) Предпринимательство
3) Бизнес
4) Организация
40. Функция организации состоит в:
1) Организации и проведении проверки правильно ли достигаются цели предприятия;
2) Стимулирование сотрудников организации, направлении их усилий, на достижение поставленных целей;
3) Установлении взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий её функционирования;
4) Определении и детализации целей организации, а также видов деятельности по достижению этих целей;
41. Свод правил, регулирующих деятельность организаций, предприятий, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями, их права и обязанности в определённой сфере деятельности – это:
1) Устав
2) Штатное расписание
3) Должностная инструкция
4) Положение об отделе
42. Объектом воздействия управленческого труда является:
1) Информация
2) Человек
3) Время
4) Работа.
43. Взаимосвязь элементов: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение, вознаграждение – валентность определяется теорией мотивации:
1) Ф. Герцберга
2) Портера-Лоулера
3) Справедливости
4) Ожидания
44. Выделяют следующие группы методов управления:
1) Экономические,, распорядительные, правовые, дисциплинарные;
2) Экономические, организационно-распорядительные, социальные, материальные;
3) Экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические, правовые;
4) Организационно-распорядительные, социально-психологические, дисциплинарно правовые.
45. К административным способам разрешения конфликтов относятся:
1) Различные меры воспитательного аспекта;
2) Разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих;
3) Силовое разрешение конфликта;
4) Беседа, разъяснение, убеждение.
46. Потребности – это:
1) То, что вызывает определённые действия человека;
2) Всё, что человек считает ценным для себя;
3) Ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность;
4) Осознанное отсутствие чего-либо
47. Методы управления классифицируются на:
1) Приказы, инструкции, уставы.
2) Планирование, нормирование, распоряжение.
3) Экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические;
4) Экономические, дисциплинарные, нормативные.
48. Руководитель этого стиля стремится решать вопросы коллегиально, советуется с коллегами, прислушивается к их мнению, правильно реагирует на критику:
1) Авторитарного;
2) Демократического;
3) Либерального;
4) Лидерского
49. Фредрик Тейлор – это представитель:
1) Эмпирической школы;
2) Научной школы;
3) Школы человеческих отношений;
4) Поведенческой школы.
50. Предметом труда менеджеров является:
1) Информация;
2) Цель;
3) Технология;
4) Структура.
51. По масштабу воздействия управленческие решения могут быть:
1) Общие, частные;
2) Внешние, внутренние;
3) Единоличные, коллективные;
4) Перспективные, оперативные.
52. Под организационной структурой управления понимают:
1) Сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, знаний для преобразования в материалах, информации;
2) Процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей;
3) Совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами;
4) Структурное подразделение с закреплёнными функциями, обязанностями и правами.
53. П. Портер и Э. Лоудер разработали:
1) Теорию ожидания;
2) Содержательную теорию мотивации;
3) Теорию, основанную на изучении потребностей;
4) Комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории справедливости
54. Показатели эффективности управления представляют собой:
1) Отдельные результаты деятельности аппарата управления;
2) Различные способы оценки затрат управленческого труда;
3) Различные методы оценки результатов и затрат управленческого труда;
4) Различные способы оценки организации труда.
55. Принципы управления – это:
1) Основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций;
2) Виды управленческой деятельности, которые осуществляются определёнными способами;
3) Относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера;
4) Примеры воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей;
56. Такие методы проверки кандидатов, как испытание, тестирование, собеседование, наведение справок, используются при:
1) Отборе кадров;
2) Наборе кадров;
3) Расстановке кадров;
4) Назначении на должность.
57. Выделяют следующие типы конфликтов:
1) Между руководителем и подчинённым, между руководителем и группой;
2) Внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповой;
3) Внутренние, внешние;
4) Организационные, межличностные, межуровневые.
58. Вознаграждение – это:
1) То, что вызывает определённые действия человека;
2) Всё, что человек считает ценным для себя;
3) Наличие чего-либо, вызывающее побуждение к действию;
4) То, как оценивает организация значимость работы.
59. Отношение управления – это:
1) Отношения между людьми в процессе управления;
2) Отношения между руководителем и подчинёнными;
3) Отношения между членами трудового коллектива;
4) Отношения между организационными структурами;
60. Процесс принятия управленческого решения состоит из следующих этапов:
1) Определение целей и задач, разработка проекта решения, согласование;
2) Постановка проблемы, установление ограничений и критериев, разработка и принятие решения, реализация, контроль исполнения решения;
3) Принятие решения, подписания документа, передача на исполнение;
4) Принятие решения, оценка решения, обсуждение вариантов.
61. Стратегическое планирование – это:
1) Определение того, что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы достичь максимальных результатов;
2) Набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке стратегий для достижения целей организации;
3) Процесс установки целей организации на среднем уровне управления, а так же организация их выполнения;
4) Деятельность направленная на выявление сильных и слабых сторон организации, её стратегических ошибок.
62. Ограниченное право в использовании ресурсов организации и направление усилий некоторых сотрудников на выполнение задач – это:
1) Полномочия;
2) Власть;
3) Лидерство;
4) Контроль.
63. Психологические методы управления представляют собой:
1) Способы регулирования межличностных отношений путём создания в коллективе оптимального психологического климата;
2) Установление норм морали и этики поведения в трудовом коллективе;
3) Методы, основанные на создании специальных условий для работы коллектива и наблюдения за ним в производственной деятельности;
4) Комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий труда.
64. Содержание работы кадровой службы составляют:
1) Формирование кадров организации, развитие работников, совершенствование организации труда и его стимулирование;
2) Оценка труда работников, нормирование труда;
3) Определение миссии, формирование целей долгосрочное и краткосрочное планирование;
4) Определение методов управления, организации рабочих мест;
65. Экономическая эффективность управления определяется:
1) Критерием максимума эффекта с каждой единицей затрат труда или минимума затрат общественного труда на единицу продукта;
2) Критерием минимума эффекта с каждой единицей затрат труда и максимума затрат общественного труда на единицу продукта;
3) Размером заработной платы управленческого персонала;
4) Минимизацией заработной платы управленческого персонала и максимизацией количества управленческих решений.
66. Особенностью управленческого труда является то, что:
1) Он осуществляется на высшем уровне управления;
2) Он не является производительным трудом;
3) Менеджеры участвуют в создании материальных благ посредством организации труда других;
4) Это живой овеществлённый труд всех работников.
67. Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим, включают:
1) Специальные знания и способность использовать их в работе по управлению предприятием, способность работать с людьми и управлять самим собой.
2) Умение чётко выражать свои мысли и убеждать;
3) Высокое чувство долга и преданность делу, ответственность и исполнительность;
4) Умение обосновать и принимать решения, доводить его до исполнения.
68. Первым и самым решающим плановым решением является выбор для организации:
1) Порядка оплаты труда;
2) Миссии и целей;
3) Технологии производства;
4) Местонахождения организации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Контрольная работа включает 5 вопросов. Для ответа на каждый из них следует изучить материал всей темы. Выборочное изучение отдельных вопросов неизбежно приведёт к поверхностному освещению материала. Ответ на каждый вопрос работы следует излагать без каких-либо вступлений, кратко и конкретно..
Не допускается механическое переписывание текста из учебников и других литературных источников.
Вопросы с 1 по 38 – теоретические и материал по ним находится в литературе, указанной в списке.
Вопросы с 39 по 68 содержат тестовые задания , для ответа на которые следует изучить теоретический материал, согласно методических рекомендаций по темам.
Примеры решения тестовых заданий:
1. Основным содержание управлением предприятием является:
1) Управленческий потенциал и организационная структура управления;
2) Механизм управления, состоящий из принципов, функций, методов и стиля управления;
3) Совокупность предприятия, объединённых общим руководящим органом;
4) Совокупность функций управления, состоящая из планирования, организации, учёта, анализа, контроля.
Ответ: 2) Механизм управления, состоящий из принципов, функций, методов и стиля управления;
2. Менеджер – это:
1) Руководитель предприятия;
2) Профессиональный управляющий,;
3) Управляющий высшего уровня;
4) Линейный руководитель.
Ответ: 2) Профессиональный управляющий,;
3. Организационные решения можно подразделить на решения:
1) Перспективные, текущие;
2) Запрограммированные, незапрограммированные;
3) Общие, частные;
4) Внешние, внутренние.
Ответ: 2) запрограммированные и незапрограммированные
4. Содержательные теории мотивации основываются:
1) На идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе;
2) В первую очередь на том как ведут себя люди с учётом восприятия и познания;
3) На знании психологии людей в обществе;
4) На знании правил и процедур организации.
Ответ: 1) На идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе;
5. Распорядительное воздействие на объект управления реализуется посредством:
1) Нормирования, инструктирования, регламентирования;
2) Приказов, распоряжений, указаний;
3) Компромисса, сотрудничества, уступки;
4) Наказания, убеждения, принуждения.
Ответ: 1) Нормирования, инструктирования, регламентирования
6. Выделяют следующие группы способов управления конфликтами:
1) Административные, распорядительные;
2) Социальные, психологические;
3) Педагогические, психологические;
4) Педагогические, административные.
Ответ: 4) Педагогические, административные
Литература
№ п/п | Наименование |
Бородач В.Т. Харлап Л.П Основы менеджмента. Альбом наглядных пособий для учащихся ССУЗОВ.-Минск: НИИБКС, 2001 | |
Брасс А.А. Менеджмент. – Минск, «Современная школа», 2006. | |
Бородач В.Т. Харлап Л.П Основы менеджмента. Учебное пособие для проведения практических занятий в колледже БКС.-Минск:НИИБКС, 2002 | |
Врублевский Б.И Менеджмент в ПК. Учебник.-Гомель:ЦНТУ «Развития», 2001.-235 с. | |
Кабушкин Н.И Основы менеджмента. Учебник.-Москва: «Остожье», 2000.-335 с. | |
Климович Л.К. Основы менеджмента. Учебное пособие, Минск, 2008. |
Критерии оценок домашней контрольной работы по дисциплине
«Основы менеджмента»
Отметка «Не зачтено»ставится если:
1.Вариант не соответствует шифру учащегося.
2. Отсутствует изложение теоретического вопроса и в задаче имеются грубые ошибки.
3. Изложение теоретического вопроса носит фрагментарный характер
4. Нет решения тестовых заданий.
2. Выполнено менее 50% работы.
Во всех случаях ставится отметка «Зачтено».
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине"Основы менеджмента"
для учащихся 1-го и 2курса всех специальностей
Для групп Б 101, Э 101-102,Т 11-112,Т 201-203
Гомель, 2016
Программа по дисциплине «Основы менеджмента»
Введение
Цель, задачи, предмет дисциплины «Основы менеджмента», ее значение в системе подготовки специалистов.
Взаимосвязь терминов «управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.
Цели, задачи и виды менеджмента.