Вопрос 5. Методы стимулирования творческого труда.
Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники — ученые, инженеры, конструкторы, рабочие, являющиеся наемными работниками, — заинтересованы в быстром и экономически эффективном внедрении результатов НИОКР в производство. Решающее значение приобретает трудовая мотивация работников и стимулирование их высокопроизводительного труда со стороны управляющих ИП.
Задача стимулирования научно-технического труда весьма сложна в силу специфики этого вида деятельности.
Во-первых, необходимо добиться повышения умственной активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу творчества, т. е. вторгнуться в сферу, которая всегда считалась неподвластной рациональному внешнему воздействию.
Во-вторых, в рыночной экономике важен не сам по себе инновационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции.
Коммерческий критерий играет решающую роль и в оценке значимости труда новаторов.
Таким образом, подход современных компаний к стимулированию труда в инновационном процессе определяется двумя главными моментами — стремлением максимально активизировать творческую личность и направить эту активность на достижение конкретного экономического результата.
Большое значение для стимулирования труда имеют и специфические качества, присущие работникам этой сферы. Люди, занятые разработкой и внедрением новой техники и продукции, отличаются высоким уровнем образования, являются наиболее развитыми в интеллектуальном отношении среди всех категорий наемных работников. Они обладают аналитическим мышлением, повышенным чувством собственного достоинства, самостоятельностью и независимостью.
В этом смысле стимулирование научно-технического труда является за дачей более сложной, чем стимулирование труда промышленных или сельскохозяйственных работников, требует нестандартных подходов, максимального учета индивидуальных особенностей работника.
При решении этой задачи можно выделить несколько общих, наиболее существенных моментов:
1) использование большого числа материальных и нематериальных стимулов и попытки создания взаимодополняющей системы стимулирования труда в инновационном процессе (причем нематериальные стимулы преобладают);
2) широкое применение организационных и психологических стимулов, ориентированных на потребности высшего порядка (в самовыражении, реализации индивидуальности и т. д.);
З) придание стимулированию труда в инновационном процессе постоянного характера, а не единичной акции или временной кампании.
Наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов в области инноваций является, по мнению американских исследователей, самомотивация, т. е. состояние, при котором стремление к творческому труду исходит от самого работника, а не от «внешнего раздражителя» (на пример, денежной премии). Задача управляющих по существу состоит в том, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей степени раскрылся творческий потенциал работника, возникла устойчивая потребность в напряженном и результативном инновационном труде.
Большое значение для самомотивации работников инновационной сферы имеет соотношение указаний и команд, поступающих сверху, и решений, принимаемых коллективно и самостоятельно участниками нововведенческой деятельности.
«Чем больше свободы, тем больше простора для творчества» — по этому принципу пересматривается управление многих фирм.
Одновременно с возросшей самостоятельностью инноваторы несут ответственность за результаты своего труда, мера которой в четкой форме определяется до начала работы. Тем не менее существуют оптимальные пределы автономии работника, которые определяются коммерческим характером инновационного процесса: важно, чтобы творчество не превратилось в самоцель, без учета финансовых затрат и результатов. Поэтому большинство фирм — лидеров в области НТП выбирает такой вариант организации труда, когда ученые и инженеры имеют значительную степень производственной свободы и одновременно тесные и постоянные контакты с управляющими, что позволяет сделать их работу более ориентированной на достижение коммерческого успеха.
Итак, стимулирование труда в инновационном процессе направлено на решение двуединой задачи — максимально разбудить творческую активность лиц, занятых инновациями, и направить эту активность на решение конкретных, коммерчески ориентированных задач ИП. Там, где это удается, достигается их процветание и создаются изделия, отвечающие самым жестким требованиям современного потребителя.
Тема 10. Бизнес-план инновационного проекта.
Вопрос 1. Классификация, состав и задачи бизнес-планов.
Вопрос 2. Содержание разделов бизнес-плана.
Вопрос 1. Классификация, состав и задачи бизнес-планов.
Любой инновационный процесс, будь то выпуск нового продукта или диверсификация производства; связан с необходимостью его финансирования либо за счет собственных средств компании, либо путем привлечения внешних источников кредитования. Бизнес-план, являясь формой краткосрочного планирования компании, выполняет функцию обязательного документа, подлежащего предъявлению кредитным организациям, и во многом обеспечивает положительное решение кредитора о финансировании инновационных проектов. Как показывает практика многих компаний, убедительно и правильно составленный бизнес-план на 90 % гарантирует получение необходимо го кредита.
Однако бизнес-планирование выполняет еще одну принципиально важную функцию. В ходе составления бизнес-плана все руководите ли и менеджеры компании встают перед проблемой определения не столько целей и стратегий фирмы, сколько перед необходимостью выявления конкретных путей осуществления инноваций, расчета количественных показателей и подтверждения экономической целесообразности самого проекта.
Статистика нового бизнеса в США показывает, что из 600 тыс. новых фирм только 50 % «удерживаются на плаву» более 18 месяцев и лишь одна из пяти компаний не разоряется в течение пяти лет. Большинство руководителей, экономистов и аналитиков сходятся во мнении, что основными причинами неудач являются неумение четко определить приоритеты деятельности, экономическая несостоятельность новых проектов и отсутствие надежной финансовой поддержки со стороны кредиторов. Именно это положение и объясняет особо серьезный подход к требованиям кредитных институтов относительно форм и содержания бизнес-плана.
В бизнес-плане обосновываются все будущие аспекты деятельности нового, анализируются возможные проблемы, которые могут возникнуть.
Актуальность бизнес-плана зависит от особенностей инновационных проектов.
Классификация бизнес-планов
Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:
1. диверсификация, перепрофилирование и реорганизация действующего производства;
2. подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;
3. обоснование строительства новых предприятий;
4. обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий;
5. создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
6. выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
7. разработка предложений по государственной поддержке предприятий;
8. использование в качестве внутреннего документа, представляющего оценку деятельности фирмы, выявление ее сильных и слабых сторон, формирование целей ее деятельности, обоснование способов и тактики функционирования проекта, прогнозирование будущих финансовых результатов и других целей.
Бизнес-план составляется не менее чем на 3 года. Для первого года деятельности основные показатели рекомендуется составлять с разбивкой по месяцам, для второго года по кварталам, остальные расчетные показатели приводятся за каждый по следующий год.
Число лет, на которые составляется бизнес- план, может быть равным продолжительности действия проекта либо ограничено выходом на годы устойчивой стабильной работы предприятия, реализовавшего данный инновационный проект.
Стоимостные показатели учитывают действие фактора времени, т.е. приводятся к сопоставимому виду на начало или конец планируемого периода.
В России бизнес-планирование появилось сравнительно недавно, однако в настоящее время применяются типовые формы, из которых видно, что все структуры имеют общую основу.
В отечественной литературе состав разделов бизнес-плана достаточно полно разработан и обычно включает следующие разделы, интерпретируемые в зависимости от специфики инновационного проекта, отрасли, целевой направленности управленческого решения:
1) сущность инновационного проекта (возможности предприятия, резюме);
2) предприятие;
3) продукция;
4) рынки сбыта продукции;
5) конкуренция (сведения о конкурирующих проектах);
6) маркетинг (стратегия маркетинга);
7) производственный процесс;
8) организационный план;
9) оценка рисков и страхование;
10) финансовый план;
11) стратегия финансирования.
Краткое содержание перечисленных разделов можно привести в схеме:
Вопрос 2. Содержание разделов бизнес-плана.
В настоящее время имеются следующие варианты типовых бизнес-планов.
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующее содержание:
1. Введение, которое является титульным листом и занимает одну печатную страницу.
Введение содержит следующие положения:
а) имя и юридический адрес компании,
б) имя и реквизиты главы компании,
в) область деятельности фирмы и суть инновационного проекта,
г) сумма необходимого кредита и его покрытие,
д) указание о строгой конфиденциальности самого документа.
Из первой страницы инвесторы узнают основные моменты, необходимые для получения общего представления о характере кредитного запроса.