Координация инновационной деятельности.

Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.

Координация работ во времени, синхронность по технологическим стадиям, стадиям научно-инновационного цикла.

Организационную координацию научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности.

Правовое обеспечение инновационной деятельность.

- формирование законодательной базы;

- создание функционирующего правового механизма;

- системы соблюдения правовых норм

Кадровое обеспечение инноваций.

Оно начинается во время профессионального обучения.

Содержание обучающих профессиональных программ любого уровня (вузовского, поствузовского) должно быть построено на сочетании и сбалансированности фундаментальных, универсальных и специальных знаний.

Информационное обеспечение.

Государство должно способствовать распространению нововведений путем научно-инновационной инфраструктуры.

Оно может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии.

Государственные структуры должны предоставлять инноваторам юридические, деловые, консультационные услуги и т. д.

7. Обеспечение общественного статуса инновационной деятельности достигается через пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение участников инновационной деятельности, повышение их социальной защищенности и т. д.

Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.

Регулирование международных аспектов инновационной деятельности.

Тема 4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Вопрос 1. Управление осуществлением инновационного процесса.

Вопрос 2. Инновационный маркетинг.

Вопрос 3.

Вопрос 1. Управление осуществлением инновационного процесса.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Таким образом, инновационный менеджмент это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент относится к программно-целевым формам управления.

Программно-целевое управление предполагает осуществление разработки и реализации целевых комплексных программ (инновационных проектов).

Инновационный проект — это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Управление инновационными проектами основано на использовании следующих принципов:

• селективного управления (выбор проектов по приоритетным направлениям развития экономики);

• системности (взаимосвязь проекта с концепцией развития предприятия);

• комплексности (увязка элементов проекта между собой, комплексное управление проектом);

• обеспеченности (наличие необходимых ресурсов для осуществления работ по проекту).

Главная цель инновационного менеджмента — результативность инновационного процесса, т.е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.

Достижение главной цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:

1) поиск инновационных идей;

2) организация разработки новации;

3) внедрение и распространение инновации.

Поиск инновационных идей

Итак, процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся:

• научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;

• результаты маркетинговых исследований;

• разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям);

• патентная информация;

• разработки потенциальных конкурентов.

Практика. Источниками информации могут также являться различные печатные издания, статистические сборники, справочники, отчеты акционерных компаний, информация из системы сбыта. Формированию новых идей могут способствовать изменения в законодательстве, структуре отрасли, в ценностных установках и восприятиях (пример: в Западной Европе — эколого-ориентированное общество переход на экологически чистое производство), а так же состояние мировой экономики.

Внутренние источники включают:

• ноу-хау фирмы;

• рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Практика. Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Для учета и обработки рациональных предложений работников на предприятии используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформулировать сущность инновационной идеи.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.

Для генерирования идей используются различные методы, в частности:

1) «мозговой штурм»;

2) синектика;

З) метод ассоциаций и аналогий;

4) метод фокальных объектов.

«Мозговой штурм»

Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников. «Мозговой штурм» происходит следующим образом. Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются условия для свободного обмена идеями в непринужденной атмосфере. Для стимулирования творческой активности стены помещения для «мозгового штурма» могут быть украшены картинами в стиле абстракционизма.

В процессе «штурма» участники высказывают свои соображения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).

Высказывания участников «мозгового штурма» протоколируются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи.

Синектика

Данный метод использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.

Метод ассоциаций и аналогий

Данный метод основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия — сравнение характеристик нового продукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с которым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ведения хозяйственной деятельности компании-конкурента для использования на своем предприятии).

Личная аналогия — вживание в образ, при котором разработчики новой продукции отождествляют себя с потребителями данной продукции и используют собственные ощущения для определения запросов покупателей.

Символическая аналогия — обобщенная аналогия, в которой используются символы (например, экономико-математические модели).

Метод фокальных объектов

Суть метода состоит в присвоении признаков случайно выбранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.

Метод осуществляется следующим образом. Выбирается фокальный объект, произвольным образом находятся случайные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов присоединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с использованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.

Наши рекомендации