Разработка или обновление продукта
Этот вариант стратегии наиболее приемлем для существующих рынков, и он может включать новые виды продуктов, полученных в результате технических разработок или модификаций (улучшений). Можно выделить следующий ряд причин предпочтения этого стратегического варианта:
• позволяет улучшить конкурентное положение компании за счет привлечения новых покупателей;
• продлевает жизненный цикл продукта;
• позволит извлечь выгоду из профессиональных навыков в таких областях, как исследования и разработки;
• помогает компании отвечать новым потребностям на рынке или справляться с проблемами возможных заменителей;
• зачастую необходим просто для выживания организации;
• используется для усиления дифференциации продукции;
• разработка нового продукта играет важную роль в определении прибыльности на более поздних стадиях его жизненного цикла;
• дает побочные положительные эффекты с точки зрения производственного процесса (например, усовершенствованный контроль качества, более быстрые поставки, снижение себестоимости продукции);
• необходим для продукции с коротким жизненным циклом, если нужно добиться постоянного роста.
Недостатки:
• стратегия с относительно высоким риском;
• существует высокая вероятность неудач нового продукта;
• требуются значительные вложения в исследования, разработки и рекламу.
Диверсификация
Компания может диверсифицироваться внутренне либо создания товары или услуги, сходные с имеющимися в смысле технологии или рынков, либо за счет создания продуктов, которые совершенно отличны от существующих. Могут существовать разные причины, почему компания стремится диверсифицироваться. Выделим некоторые из них:
• Новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов организации.
• Существующие каналы распределения организации могут использоваться для сбыта новых продуктов имеющимся покупателям.
• Прибыль, получаемая от имеющихся у организации продуктов или услуг, может значительно возрасти за счет добавления новых, не связанных с ними, продуктов.
• Диверсификация может быть необходима в связи с тем, что организация конкурирует в высоко конкурентной или не растущей отрасли, имея в результате низкие уровни прибыли.
Рассмотрим направления, в которых может проходить диверсификация как внутренняя стратегия, используя для этого матрицу диверсификации (табл. 9).
Компания может диверсифицироваться с точки зрения рынков или технологии. Она также может развить сеть сбыта или органично диверсифицироваться внутренне. Отметим определенные преимущества и недостатки диверсификации.
Преимущества:
• может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить и течение продолжительного времени;
• вести к синергии;
• способствовать эффективному использованию избытка средств;
• предоставляет организации более широкий набор продуктов или услуг.
Недостатки:
• для стратегического успеха диверсификация необходима больших масштабах;
• требует знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
• могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию;
• это приростная стратегия — для получения прибылей необходимо время.
Ключевым вопросом в выборе стратегии являются финансовые воздействия. Мы отметили четыре стратегии внутреннего роста. Каждая из них имеет различные финансовые воздействия с точки зрения:
• объема финансовых ресурсов, необходимых для осуществления стратегии;
• уровня финансовой отдачи, ожидаемой от выбранной стратегии;
• распределения финансовой отдачи во времени;
• возможности финансовой синергии;
• уровня риска, связанного с проведением стратегий.
В табл. 10 представлен анализ каждой из внутренних стратегий, проведенный на основе этих критериев.
На основании рассмотрения матрицы финансовых воздействий различных стратегий внутреннего роста можно прийти к следующим выводам.
Таблица 9
Матрица диверсификаций
Внутреннее развитие | Внешнее развитие | |
Горизонтальная диверсификация | ||
Рынок Концентрический | Разрабатывать продукты, которые служат одним и тем же покупателям на тех же самых рынках | Приобретать продукты, которые служат одним и тем же покупателям на тех же самых рынках |
Конгломератный | Разрабатывать продукты, которые отличаются от существующих продуктов или рынков | Приобретать компании по производству товаров, обслуживающие других покупателей или другие рынки |
Технология Концентрическая | Разрабатывать продукты или услуги, которые используют технологии, схожие с существующими | Приобретать компании, которые используют технологии, схожие с имеющимися |
Конгломератная | Разрабатывать продукты, которые используют технологии, отличные от существующих | Приобретать компании, которые используют технологии, отличные от имеющихся |
Вертикальная диверсификация | ||
Прямая | Развивать сеть сбыта для продажи потребителям имеющихся и связанных с ними продуктов или отличающихся продуктов | Приобретать сеть сбыта для продажи продуктов потребителям |
Обратная | Создать собственное подразделение снабжения для того, чтобы покрыть потребность в существующих или других материалах | Приобретать компании, поставляющие сырье |
Диверсификация — это стратегия высокого риска. С точки зрения финансов, она требует значительных вложений. Финансовая же отдача, скорее всего, будет получена в долгосрочном плане. В то же время, если стратегия удачна, уровень финансовой отдачи может быть значительным и существует высокая вероятность достижения финансовой синергии.
Разработка продукта или обновление также должны рассматриваться как стратегия высокого риска. С финансовой точки зрения, поглощает значительное количество финансовых ресурсов, однако затрат может быть значительным в том случае, если продукт удался. В случае с модификацией продукта отдача может быть значительно меньше, как, впрочем, и риск, содержащийся в этом выборе. Возврат, всего скорее, будет получен в долгосрочном плане.
Развитие рынка требует от умеренных до высоких уровней финансовых ресурсов. Это в основном зависит от того, находятся рынки и стране или за рубежом. В последнем случае финансовые ресурсы могут быть значительными. Уровень финансовой отдачи будет также от умеренного до высокого, однако отдача может быть получена в короткие сроки. Уровень риска — от умеренного до высокого, в зависимости от разрабатываемого рынка. При этом иностранные рынки могут иметь более высокий уровень риска. Существует большая вероятность финансовой синергии, нарастающая по мере реализации этой стратегии.
Таблица 10